Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Авторcтво: Куратова Ирина Владимировна, учитель ГБОУ средней школы № 76 Выборгского района Санкт-Петербурга


«Только то прочно и устойчиво,
только то и имеет будущее, что сделано
в согласии с природой».
                                                    В.В. Докучаев

        В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой.
В Конституции Российской Федерации обязанность граждан беречь природу и охранять ее богатства приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется в системе всех форм и методов воспитания личности.
       Экологические проблемы должны взволновать ребенка, быть им воспринятыми как собственные проблемы и только тогда станет возможным становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, формирование бережного отношения школьников к природе. Только в этом случае экологическое просвещение окажет заметное воздействие на образ деятельности человека.
Экологическое образование имеет межпредметный характер, но главную роль тут играют естественнонаучные дисциплины: география, биология, химия.
       В школьном географическом образовании уделяется больше внимание экологическим проблемам на всем протяжении изучения географии. Раскрываются доступные пониманию обучающимся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Формируется экологическое мышление, умение делать экологические выводы и заключения на основе имеющегося материала.
Экологическое содержание школьной географии может быть успешно раскрыто разными способами: путем прямого расширения экологической информации; введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов; при выполнении практических работ, проектов, исследований.
      Предлагаю несколько, на мой взгляд, интересных примеров изучения данной темы в школьном курсе географии России в 8 и 9 классах.
При изучении природы России в курсе географии 8 класса, рассматривая тему «Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории» (ООПТ я предлагаю обучающимся на выбор несколько заданий:
1) составить кроссворд по теме «ООПТР: «Растения, занесенные в Красную книгу России»; «Животные, занесенные в Красную книгу России»;
2) выполнить карту «Уникальные природные образования (природные уникумы), охраняемые в заповедниках России»;
3) выполнить доклад по теме «Национальные парки России» и т.д.
Привожу пример такого выполненного детьми кроссворда, который затем был использован на уроке обобщения и повторения знаний по теме «Биологические ресурсы России».
       Очень большое значение в эмоциональном восприятии имеют личностно значимые темы для обучающихся. Например, с обучающимися 8 класса на внеурочных занятиях мы проводили социальный проект «Диоксины! Стоп!». Сначала изучили, что за газ диоксин (привлекли к проекту учителя химии), как он влияет на здоровье человека. Изучили историю применения этих газов во время военных действий, при техногенных авариях на промышленных объектах, их последствия. Затем рассмотрели вопрос, как сегодня диоксины попадают в атмосферу, выявив, что люди также вносят свою отрицательную роль в повышении этих газов в атмосфере, сжигая бытовой мусор. Обучающиеся провели опрос среди своих знакомых «Что вы знаете о диоксинах?», включив в опросник вопрос приходится ли вам сжигать бытовой мусор, строительный мусор, целлюлозу (особенно это касалось людей, которые имеют свои дачные участки, где каждую осень сжигают остатки пленки от парников). Создали брошюру-листовку «ДИОКСИНЫ! СТОП!», которую распространили среди местного населения.
       При изучении природно-территориальных комплексов России (география 8 класса), экономических районов России (география 9 класса) обязательное включение таких тем, как:
 1) проблемы рационального использования природных ресурсов (например, Восточно-Европейской равнины или Центральный экономический район). Раскрыть проблемы и пути решения этих проблем. Причем интереснее, значимее, запоминающее, если задания выполнены в какой-нибудь оригинальной форме, например, с помощью сигнальных карточек;
 2) экологические проблемы Урала («Город-завод»), Поволжья («Проблема «Большой Волги») и других районов России.
Например, на уроке географии в 9 классе по теме «Экономика России» учителем дается задание: проанализировать текст учебника по теме «Проблемы природно-ресурсной основы экономики России» и рассказать о них, используя сигнальные карточки-загадки. Причем на предыдущем уроке было дано опережающее задание для желающих: дома познакомиться с текстом параграфа, выписать в тетрадь проблемы природно-ресурсной основы экономики России и придумать к ним сигнальные карточки, сделав акцент на экологические проблемы.
       Последний раздел географии России «Человек и природа» в 8 классе полностью посвящен темам, связанным с рациональным природопользованием, воздействием человека на природу, как Россия выглядит на экологической карте мира, как влияет состояние окружающей среды на жизнь и здоровье человека.
       В географии 9 класса при изучении тем «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география» рассматриваются вопросы какое отрицательное воздействие оказывают различные виды хозяйственной деятельности человека на природу.
       При изучении этих тем можно использовать следующие варианты уроков:
1) презентация в 9 классе «Экологически чистые виды энергии». Урок можно провести в виде игры, разделив класс на команды, которые должны рассказать каждый о своем альтернативном виде производства электроэнергии, доказав, что он экологически безопасен и экономически выгоден;
2) ролевая игра в 9 классе «Экологический вред от хозяйственной деятельности человека». Класс делится на команды, каждая из которых получает задание по своей отрасли промышленности. Обучающиеся говорят о вреде, который наносит отрасль хозяйства окружающей среде и о путях решения экологических проблем. Игра очень любима обучающимися, так как применяется личный опыт и проходит всегда очень активно, интересно;
3) создание карточек: «Проблема чистого воздуха», «Литосфера. Причины загрязнения», «Проблема чистой воды», «Проблема сохранения биоразнообразия». Эти карточки могут быть составлены в разном виде на усмотрение обучающихся: опорная схема, «Облако слов», карточки-загадки и т.д.;
4) создание пособия «Карта риска школы», где рассматриваем все возможные факторы, которые негативно влияют на окружающую среду и здоровье человека в пределах нашей школы. Такую же карту обучающиеся могут составить и для своего места жительства.
       Таким образом, содержание школьного курса географии способствует экологическому образо¬ванию школьников, имея для этого огромные возможности. В системе обучения экологическое образование должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого — сде¬лать каждого человека экологически грамотным.
 
            Литература

1. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003г. – С. 14.
2. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителя. — М.: Просвещение,1990 г. – С. 127
3. Панчешникова К.М. Методика обучения географии в школе. – Москва: Просвещение,1997г. – С. 320.
4. Родзевич Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования // География в школе, № 3, 1994г. – С. 38.

Поделиться: