Поиск по сайту

Духовно-нравственный потенциал учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в региональном образовательном пространстве

Автор: Ширяев Виктор Леонидович, д.п.н., профессор, заместитель директора ФСП ГАОУ ДПО «ЛОИРО»


Духовно-нравственный кризис, переживаемый современным обществом, особенно остро проявился в гуманитарной сфере, что потребовало изменения стратегии развития современного образования. Основы государственной политики в этом направлении изложены в законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). Согласно данной Концепции, «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В современном обществе есть запрос на духовно-нравственную, творческую, развивающуюся личность. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Духовно-нравственное развитие гражданина России является главным фактором модернизации России. Школа сегодня должна осуществлять социальный заказ общества на духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся во всем многообразии.

В целях формирования межрелигиозного согласия в обществе с 2009 года началась экспериментальная апробация нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включенного Министерством образования РФ в школьную программу в качестве федерального компонента. Введением этого предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов, населяющих нашу Родину на основе светскости образования. Что касается самого постулата «светскости» образования и воспитания, то он, как показала практика, может пониматься по-разному. Заметим, что «светский» – отнюдь не означает «антицерковный» и «антирелигиозный». Светскость образования гарантируется, прежде всего, тем, что ни одна партия, ни одна идеология или конфессия не имеет право брать образование под свой контроль и ограничить в процесс обучения и воспитания тех, кто исповедует иные взгляды. И это естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

Ход реформирования российского общества объективно (меняются экономические, политические, социальные и идеологические векторы) вызывает противоречивые изменения в духовно-нравственной сфере. С одной стороны, происходит расширение чувства свободы и творчества, с другой, – нарастает влияние «духа» коммерциализации, эгоистичного принципа «успех любой ценой», ведущего к деформации ценностных ориентиров в понимании добра, справедливости, достоинства, совести, патриотизма. В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества. Другое дело, что между религиозной и светской этикой наряду с общими чертами есть и отличия. Религиозная этика диктует, что без идеи Бога морали нет; соответственно именно церковь является истинным хранителем и носителем духовных нравственных ценностей (и в историческом контексте это, скорее всего, так). Тогда как светский подход имеет более широкий контекст – он ориентирует на понимание, что духовно - нравственное воспитание основывается не только на постулатах веры как таковой.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» несет в себе большой воспитательный потенциал.

1) Он оказывается значимым, в том числе и для реализации принципов толерантности в современном обществе. Основа толерантности как взаимоуважения и терпимости в отношениях граждан в современном демократическом обществе заключается как в уважении и почитании общенациональных гражданских идеалов и ценностей, так и в понимании особенностей культуры и традиций различных социальных и этнических групп. Для нашего региона это актуально, так как он изначально складывался как многонациональный, многоконфессиональный, что важно учитывать учителю при подготовке и проведении уроков. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге и Ленинградской области зарегистрировано около 300 конфессий и религиозных объединений различных направлений (более 35), в том числе как традиционных для России, так и появившихся совсем недавно. Действует 236 культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании или собственности религиозных организаций.

2) Воспитательные возможности ценностей данного курса в школе состоят и в том, что им поддерживается определенные аспекты общезначимого гражданского воспитания и развития личности детей и молодежи, в частности:

- воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества;

- воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине

– России на основе знания ее исторического прошлого и культуры.

- воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;

- семейное воспитание

– выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни.

Темы, которые предлагаются школьникам при изучении различных

модулей: «Россия – наша Родина», «Добро и зло», «Совесть», «Нравственные идеалы», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь», «Любовь и уважение к Отечеству», «Семья» и др.

О большом воспитательном потенциале данного курса говорят итоги анкетирования различного уровня среди родителей. На вопрос «В чем Вы видите положительное значение введения курса?» подавляющее большинство отметили:

- воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России, духовное

и культурное развитие детей, повышение нравственности детей;

- формирование ценности здорового образа жизни, снижение уровня преступности, наркомании;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности

С 1 апреля 2011 года в 26 образовательных учреждениях региона

начали экспериментальную апробацию данного курса, в 39 классах. В 34

классах изучали основы православной культуры, в 3 –основы светской этики, в 2 –основы мировых религиозных культур. С 2012 года во всех образовательных учреждениях Ленинградской области ученики 4 класса приступили к изучению этого предмета, в рамках реализации ФГОС нового поколения. Научное руководство преподавания предмета осуществляет Ленинградский областной институт развития образования. Разработана и реализована программа обучающего семинара для учителей, обеспечивающих образовательный процесс по учебному курсу в школах региона; проведен ряд мероприятий с различными категориями участников образовательного процесса экспериментальной апробации. Второй год идет курсовая подготовка учителей по программе, разработанной в ЛОИРО.

Педагог-практик встречается с разнообразными трудностями: фактологическими, методическими, организационными, правовыми. Автор этих строк считает, что, несмотря на все противоречия, у педагога нет сегодня иного пути, кроме ознакомления школьников с различными подходами и концепциями в изучении вопросов религиозной направленности – как с богословско-теологическими, так и нерелигиозными. При подаче материала следует четко обозначать позиции, не отдавая предпочтения ни одной из них.

Учитель, ведущий курс по изучению религий, должен четко обозначить для себя свою позицию: рассматривать разные религии с точки зрения истории, культуры, социологии. Недопустимо убеждать класс верить или не верить в Бога, признавать или не признавать истины того или иного вероучения. А вот идти или не идти в храм, мечеть, молельный дом – это дело свободного выбора каждого человека, его убеждений, традиций семьи, ближайшего окружения.

В контексте поставленных перед нами целей изучаемый предмет уместно рассматривать как общественный феномен вне мировоззренческого вопроса о «бытии Бога», избегая крайностей как натуралистического взгляда (объясняющие религиозные понятия как неправильные, иллюзорные, фантастические), так и теологического (рассматривающего конкретную религию как связь человека с абсолютным трансцендентным началом – Богом). Изучение религий должно продемонстрировать школьникам, что одно и то же явление может рассматриваться с разных, подчас противоположных позиций, что это естественно и нормально, что многообразие взглядов служит взаимному обогащению людей, а так же укреплению единства и стабильности общества.

Изучение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах области, на наш взгляд, будет способствовать реализации целей и задач, сформированных в региональной Концепции воспитания школьников в Ленинградской области. Она нацеливает на положительные изменения во внутреннем мире формирующейся личности школьника (ценностей, отношений и др.), совершенствования форм и методов духовно-нравственного воспитания и развития школьников, их социализации в условиях открытой образовательной среды.

Таким образом, по нашему мнению, введение в образовательный процесс курса «Основы религиозный культур и светской этики» поможет формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции как России, так и «малой Родины» – Ленинградской области.


Поделиться:


Назад в раздел