Поиск по сайту

Педагогам об организации дистанционного обучения воспитанников. Рекомендации.


Авторcтво: Никитенко Станислав Сергеевич, педагог - психолог ГБНОУ "Губернаторская кадетская школа - интернат полиции", г. Кемерово


      Для нынешних подростков общение в чатах и мессенджерах привычная форма взаимодействия и, не секрет, что за культурой этого общения обычно никто не следит. Ребята не знают и не понимают социальных норм взаимодействия в сети, у них отсутствует иерархия отношений. Они могут написать педагогу глубоким вечером, не подтвердить, что задание получено и доступно к работе, использовать в общении привычные им сокращения и «интернет-словечки». Именно поэтому педагогу стоит потратить некоторое время на знакомство учеников с правилами поведения в сети в форматах ребенок-педагог, ребенок- ребенок. И по мере необходимости напоминать о них в группе.
      Современные подростки быстро анализируют, а значит педагогу необходимо предлагать им различные ресурсы, в онлайн уроке необходимы ссылки на дополнительные источники информации по теме. Это позволит ребятам расширить объем информации, посмотреть на вопрос с другой стороны, воспринять информацию посредством другого анализатора (на слух, зрительно) и т.д.
Поскольку сейчас очень распространена проблема дефицита произвольного внимания у школьников, то при формулировке заданий для ребят желательно формулировать их кратко и конкретно (до 20 слов). Очень хорошо в этом случае поможет такая модная ныне технология, как чек-лист. Чек-лист (check list) – это перечень пошаговых последовательных действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе. При его составлении необходимо избегать длинных пунктов, обязательно использовать глаголы и желательно, чтобы каждая задача выражалась 3-4 словами. Давать задания ученикам оптимально через рассылки, таким образом родители будут в курсе всех заданий, полученных ребенком и смогут вовремя проконтролировать их выполнение.
Поскольку современные дети с трудом работают с большими, объемными материалами, а изображения, по исследованиям ученых, обрабатываются людьми значительно быстрее, чем текстовая информация, то будет очень удобно и полезно использовать в онлайн работе наряду с текстовой информацией и инфографику, интеллект-карты, схемы и различные структуры для запоминания. Тем более, что для их создания в сети существуют специальные сервисы и обучающие материалы.
      Чтобы ребенок не тратил много времени при подготовке, не впадал в прокрастинацию (прокрастина́ция — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам) задания, которые получают ребята при онлайн обучении должны быть с обязательными ограничениями (по объему, по времени работы, по содержанию). Например, не просто прочитать к завтрашнему уроку конкретный параграф учебника, а поставить плюсы на полях с уже знакомым материалом, минусы- напротив нового, незнакомого материала и вопросы - напротив той информации, по которой хотелось бы задать вопросы. Эти вопросы можно попросить сформулировать и отправить в общий чат для обсуждения или проработать в каких-то других формах взаимодействия.
       В такой удаленной форме работы желательно придерживаться привычного 40-45 минутного формата урока, что уже само по себе структурирует ребят, переводит их в привычный режим. Если у ученика по своим каким-то причинам (техническим, семейным) не получилось выполнить работу вовремя, в ходе урока, то нужно предоставить ему возможность доделать эту работу, и предоставить ее результаты, обговорив конкретные сроки, например, до 18 часов.
       Игрофикация образования выступает средством повышения мотивации к обучению, средством раскрытия творческих способностей учащихся и способом организации образовательного процесса. Такие привычные и любимые педагогами игровые формы обучения тоже можно перевести в сетевое пространство, например, создавать веб-квесты. Веб-квест в педагогике – это система заданий с элементами игры, для выполнения которых используются различные информационные ресурсы, в том числе ресурсы Интернет. Его нельзя путать с сетевым проектом, в реализации которого может участвовать группа школьников. Образовательный веб-квест предназначен для самостоятельной работы ученика по освоению или закреплению знаний. Функционируют сайты, которые популяризируют эту учебную модель и на которых можно найти не только примеры учебных веб-квестов, но и шаблоны для их создания.
       В любой работе и в групповой, в том числе, для современного ребенка важно самооценивание, поэтому для поддержания интереса к работе и создания некоторого соревновательного момента педагог может продумать и ввести рейтинговую систему. Возможно, это будет графически выраженное количество сделанных ребятами заданий, количество их активностей на рекомендованных внешних ресурсах и др. Главное, чтобы эти результаты были наглядны и понятны ученикам (например, в конце каждого учебного дня подводится итог и отмечаются 3-5 лидеров, или это будет диаграмма (постоянно обновляющаяся), показывающая активность всех ребят в классе).

                                                                                          Статья создана по материалам вебинара С.Ю.Галиевой кпн, доцента, социального-педагога-психолога.

                                                Использованные источники.

1.    Методичка по созданию веб-квеста https://mega-talant.com/biblioteka/metodichka-po-sozdaniyu-veb-kvesta-85237.html
2.    Инфографика - многофункциональный инструмент педагога http://www.pedkabinet.ru/load/metodicheskie_rekomendacii/ikt/infografika_mnogofunkcionalnyj_instrume...
3.   3 бесплатных сервиса для создания интеллект-карт http://teachtech.ru/intellekt-karty-i-onlajn-doski/3-besplatnyx-servisa-dlya-sozdaniya-intellekt-kar...

Поделиться: