Поиск по сайту

Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга реализующих международную программу «ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАГ»


Авторcтво: Рубинова Е.В., ГБДОУ № 37 Кировского района Санкт-Петербурга


       Сетевое взаимодействие сегодня – высокоэффективная инновационная технология, позволяющая динамично развиваться, в том числе и дошкольным образовательным организациям. Для образовательных организаций - это совместная деятельность, направленная на обеспечение возможности реализации программ с использованием ресурсов как взаимодействующих, так и иных организаций с целью создания единого образовательного пространства для обеспечения его качества и доступности.
       Применительно к реализации международной программы «Эко-школы / Зеленый флаг» целью такого взаимодействия будет создание эколого-созидающего образовательного пространства, стимулирующего устойчивое развитие, в соответствии с направленностью программы.
       Задачами сетевого взаимодействия будут:
 расширение круга общения для получения социального опыта, способст-вующего формированию экологической культуры и экологосозидающей личности участников взаимодействия;
 совместная реализация проектов и социальных инициатив;
 повышение качества эколого-образовательной деятельности.
В широком смысле сетевое взаимодействие – это деятельностное пространство, создаваемое и поддерживаемое центрами активности (дошкольными образовательными организациями (ДОО) и каналами связи (Информационно-методическими центрами (ИМЦ) программы «Эко-школы / Зеленый флаг» в районах Санкт-Петербурга), в результате которого формируется новое системное качество. В этом взаимодействии создаются и реализуются совместные проекты; происходит обмен информацией и ресурсами (находками, идеями, способами деятельности), расширение возможностей для профессионального диалога образовательных организаций, педагогов, родителей, общественных организаций, социальных партнеров.
       Таким образом, можно выделить следующие виды взаимодействия:
 информационное;
 коммуникационное;
 социальное;
 организационное;
 обеспечивающее;
 развивающее.
       Формы и методы взаимодействия можно объединить в группы:
 организация взаимодействия с использованием материально-технических ресурсов (набор «Дошкольник» для познавательно-исследовательской деятельности воспитанников);
 сетевой эколого-образовательный проект «Эколого-созидающее пространство ДОО»;
 сетевое эколого-образовательное событие (акции, экскурсии, открытые мероприятия, конкурсы).
И подробнее о самом взаимодействии.
Программа «Эко-школы / Зеленый флаг» в ДОО Санкт-Петербурга реализуется с 2003 г., благодаря инициативе Светланы Николаевны Марчук, методиста ИМЦ Красносельского района и координатора этой программы в Санкт-Петербурге.
       В 2016 г. при содействии кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО и поддержке С.Н. Марчук, методиста ИМЦ Красносельского района, первым среди ДОО Кировского района участником программы стал ГБДОУ д/с № 37, старшим воспитателем которого является автор данной статьи.
В первый год наш детский сад просто подключился к методическому объединению участников программы Красносельского района, ближайшего соседа Кировского района. Но уже через два года дошкольных образовательных учреждений, вступивших в экологическую программу в Кировском районе, стало семь, что позволило создать на базе первооткрывателя этой программы в Кировском районе, ГБДОУ № 37, информационно-методический центр, координирующий деятельность ДОУ участников в районе.
       А в 2018 г. возникла идея организации межрайонного взаимодействия ДОО участников программы «Эко-школы / Зеленый флаг» Кировского и Красносельского районов, одобренная ее участниками и координаторами (руководителями ИМЦ программы).
       В чем же конкретно выражалось данное взаимодействие?
 1. Взаимодействие общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений.
Центр экологического образования лицей № 389 Кировского района, который предложил взаимодействие на основе эколого-образовательных экскурсий для детей и взрослых на учебно-опытный участок, дендрологический отдел, овощной отдел, мини-зоопарк, а также для получения информации о мероприятиях центра в рамках заключения договора и единичных посещений. Ознакомительные экскурсии для педагогов Красносельского и Кировского районов положили начало более тесному и регулярному взаимодействию ДОУ двух районов и открыло новые возможности в решении проблемы преемственности дошкольного и начального образования.
 2. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений (Кировского и Красносельского районов) и социальных партнеров.
Цель: диссеминация опыта реализации программы «Эко-школы / Зеленый флаг».
ГБДОУ № 72 Красносельского района для ГБДОУ Кировского района: организация эколого-образовательного пространства ДОУ и территории (2018-2019 уч. год); первый опыт работы по программе «Фенология в ДОУ» совместно с Санкт-Петербургским Ботаническим садом (на его территории в 2019-2020 уч. году).
ГБДОУ № 60 Красносельского района для ГБДОУ Кировского района: консультативно-методическая помощь «Как правильно оформить отчет о реализации программы «Эко-школы / Зеленый флаг» (2018-2019 уч. год).
ГБДОУ № 12, ГБДОУ № 60 Красносельского района и ГБДОУ № 37 Кировского района, а также НПО ЗАО «Крисмас+», разработчик дидактико-методического комплекта «Дошкольник»: совместная деятельность по подготовке и проведению секции открытой научно-практической конференции «Инновационные практики дошкольного образования» на базе Красносельского района, «Лаборатория открытий» (применение набора оборудования «Дошкольник» для наблюдений и экспериментирования) в рамках ПМОФ 2019 и представления этой работы в печати (2018-2019 уч. год).
ГБДОУ Кировского района и Международная Общественная организация экологического и патриотичекого просвещения «Чистые игры»: участие в экологическом проекте «Чистые игры в Александрино» (сбор мусора в одном из парков Кировского района) командами ДОУ (родители, дети, педагоги), 2019-2020 уч. год.
ГБДОУ № 55 Кировского района для ГБДОУ Красносельского и Кировского районов: экологический квест «Мы планету бережем и здоровыми растем». Оснащение пространства группы в рамках программы «Эко-школы / Зеленый флаг».
ГБДОУ № 51 Красносельского района для ГБДОУ Кировского района: многолетний опыт организации эколого-образовательного пространства ДОУ в рамках реализации программы «Эко-Школы / Зеленый флаг». Авторские пособия, игры, мероприятия (2019-2020 уч. год).
Межрайонный экологический конкурс «От экодела к экотворчеству» для ДОУ Кировского и Красносельского районов (при участии ИМЦ программы Петроградского района) и сотрудничестве с эколого-биологическим отделом ГБУ ДО ДТ «У Вознесенского моста» и кафедры дошкольного образования СПб АППО (в составе жюри конкурса).
В конкурсе приняло участие 65 ДОУ Кировского, Красносельского и Петроградского районов. Было представлено более 450 работ в следующих номинациях:
 Экологический персонаж, символ (возрастная категория 3-5 и 5-7 лет);
 Праздник своими руками (возрастная категория 3-4, 4-5 и 5-7 лет);
 Экологические игры и пособия, интерактивные вещицы (для педагогов и специалистов).
       Конкурс проводился в базовых учреждениях Кировского и Красносельского районов, вызвал большой интерес, получил высокую оценку педагогов, родителей, детей, жюри конкурса. Его призерами стали более 100 участников.
       Перспективным направление является расширение сетевого взаимодействия за счет объединения всех ИМЦ программы «Эко-школы/Зеленый флаг» и отдельных образовательных учреждений в Санкт-Петербурге и новых форм организации взаимодействия, в том числе с социальными партнерами.
       Без сетевого взаимодействия, рассматриваемого в качестве инновационной деятельности, невозможно представить современное информационное общество.

                                                           Литература

1. Маджуга А.Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования. Дисс… докт. пед. наук: 13.00.01. - Владимир 2011. – 504 с.
2. Сетевое взаимодействие в образовании - это что такое? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/NABt8

Поделиться: