Поиск по сайту

ШКОЛА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ - ВЕКТОР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ


Авторcтво: Лубенникова С.А., Кузьмина С.А., к.п.н., Кириченко Д.А., ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Экологическое образование – неотъемлемая составляющая современного школьного образования. Среди планируемых результатов основного общего образования, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, следует отметить:
 формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (личностные результаты);
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации (метапредметные результаты) [3].
      Важным направлением работы ГБОУ школы № 482 является формирование экологической грамотности и культуры, развитие социальной активности и ответственности всех участников образовательного процесса – учащихся и их родителей, администрации и педагогов в открытой образовательной среде школы на основе ценностей устойчивого развития.
В 2020 г. школа отмечает свой пятилетний юбилей. Но с основания школы идеи экологического образования для устойчивого развития являются одними из ведущих в ее стратегии (рис. 1) [1, 2].


  Рис. 1. Модель школы устойчивого развития № 482 Санкт-Петербурга.

      Формирование экологически грамотной и культурной личности на современном этапе развития общества является актуальным, поэтому педагоги школы поставили перед собой задачу развития не только экологического образования, но и экологического просвещения всех участников образовательного процесса.
Одними из ведущих целей образования в интересах устойчивого развития являются: создание доступной образовательной среды для всех категорий обучающихся; развитие здоровьесозидающего образования на всех уровнях и этапах непрерывного образования [2, с. 19].
      Изначально в школе начала создаваться образовательная среда устойчивого развития, которая должна быть открытой, экологичной, комфортной, безопасной (рис. 2). И сегодня в школе созданы многие составляющие экологической инфраструктуры, например: стоянка для велосипедов и самокатов, урны для раздельного сбора мусора, используются контейнеры для утилизация пищевых отходов. В самом здании школы оборудованы зоны отдыха для детей и педагогов, эстетически оформленные рекреации для активного и спокойного отдыха, библиотека с электронными изданиями и просторный читальный зал, уютная столовая.
Хотя зеленые растения на пришкольном участке еще слишком молоды, администрация школы большое внимание уделяет облагораживаю пришкольной территории. Поэтому руками детей, родителей и социальных партнеров проводится ежегодное озеленение газонов вокруг школы, высадка деревьев и цветников, создание тематических рекреационных уголков.


 Рис. 2. Элементы образовательной среды школы

      В классах также находится большое количество зеленых растений, за которыми ухаживают сами ребята.
Недалеко от школы находится Шуваловский парк – место отдыха жителей микрорайона Парнас, где с удовольствием проводят время дети и родители. Шуваловский парк также является местом проведения экологических уроков и различных экологические мероприятий и акций.
      В школе реализуется программа по формированию экологической культуры всех участников образовательного процесса, составляющей которой является развитие здорового образа жизни: для учащихся через урочные и внеурочные занятия, участие в различных соревнованиях, олимпиадах и акциях; для педагогов – через организацию системы повышения квалификации, обучающие семинары, обмен опытом.
      Школа № 482 является одним из активных образовательных учреждений в области формирования экологической культуры всех участников образовательного процесса в Выборгском районе и городе. Так только в 2019-2020 уч. году школой были проведены три городских научно-практический семинара: «Образование для устойчивого развития в школьной практике», «Организация здоровьесозидающего урока» способствующего гармоничному развитию учащихся и повышению эффективности учебного процесса», «Социальное партнерство и добровольчество – основа развития форм сопровождения и наставничества обучающихся в образовательном учреждении».
      Ежегодно в марте месяце проходит научно-практическая конференция для педагогов «Зеленая планета». В этом году именно школа стала инициатором проведения Городского (с международным участием) научно-практического семинара «Зеленая планета: практики экологического образования и просвещения детей и подростков».
Традицией стало проведение на базе школы районного фестиваля школьных работ «Экологическая сказка».
      Экологическое образование в школе осуществляется в различных формах. Это и интегрированные уроки, и внеурочная деятельность экологической направленности, и организация практической деятельности учащихся через экологические проекты «ЭКОстиль», «ЭКОпатруль», «ЭКОоткрытки», «ЭКОволонтеры», «ЭКОпросвет» и другие.
Немаловажная роль отводится в школе экологическому просвещению. Программа Эколого-краеведческого воспитания, реализуемая в школе, включает в себя работу по сохранении Культурного наследия. В школе открыт виртуальный филиал «Русского музея», краеведческий музей «История Парголово», выставка «История Великой отечественной войны», передвижная выставка музея «Ледокол Красин». Школа осуществляет шефство над Шуваловским парком, мемориалом Синявинские высоты.
      Проекты, реализуемые совместно с социальными партнерами направлены на формирование социальной активности и гражданской ответственности их участников в области охраны окружающей среды. В проекте «ЭКОволонтер» реализуется экологическая деятельности ЭКОотряда, участники которого проводят тематические переменки, экологические игры, мастер-классы, презентации детских экологических сказок, посвященных «Дню защиты животных», «Дню черепахи», «Празднику белых медведей», экологические акции по сбору раздельного мусора (рис. 3).


  Рис. 3. Проект «ЭКОволонтер»

      В рамках Проекта «ЭКОпросвет» уже четвертый год подряд школа является региональной площадкой для популяризации конкретных дел дома, в школе и на работе в сфере энергосбережения и экологии. Администрация, педагоги и учащиеся школы являются организаторами отличного семейного праздника для жителей микрорайона Парнас. На спортивной площадке школы организовываются различные зоны для участников праздника. В 2019 г. это проекты – «ЭКОигры», «ЭКОписьмо», «ЭКОкартина», «ЭКОдизайн». На этих площадках дети разного возраста вместе со своими родителями играют в экологические игры, пишут письма, рисуют картины и конструируют различные поделки экологической направленности.
     «Полезный праздник» – так называют фестиваль «#ВметеЯрче» жители микрорайона Парнас. Ведь в мероприятиях активно принимают участие не только дети разных возрастов, но и их родители. Все участники праздника получают подарки, сделанные своими руками, и хорошее настроение (рис. 4).


  Рис. 4. Фестиваль для жителей микрорайона «#ВместеЯрче»

     Ежегодно учащиеся школы участвуют в конкурсах, олимпиадах и фестивалях экологической направленности различного уровня и завоевывают там призовые места.
Активно школа сотрудничает с социальными партнерами. Среди них – образовательные учреждения (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования). Мы также сотрудничаем с различными экологическими центрами, например, Детским экологическим центром ГУП «Водоканал Санк-Петербурга», Центром энергосбережения Санкт-Петербурга. Проект «Эко-волонтер осуществляется в сотрудничестве с Ленинградским зоопарком.
     Сделать проектную деятельность более целенаправленной, разнообразной и социально значимой позволяет также сотрудничество вузами, музеями, экологическими общественными организациями, изданиями.
В школе широко развита информационная среда. Два раза в год выпускается Школьная газета «ЭКО стиль», ежемесячно ведется Эко-календарь, ребята участвуют в ежегодном школьном и районном конкурсе Экологических сказок, по результатам которых выпускается сборник экологических сказок.
     Для участия в школьных проектах привлекаются не только учащиеся школы и педагоги, а также родители и жители микрорайона Парнас. Популярными стали школьная акция «Вторая жизнь моих вещей» (передача мягких игрушек старшие младшим, включая детей подшефных детских садов; городская акция «Сдай батарейку – спаси ёжика»; городская акция по сбору макулатуры в обмен на саженцы «Круг жизни», на книги «Спаси дерево»; всероссийская акция «#Добрые крышечки».
     Следует также сказать о Всероссийских субботниках, которые проводятся в Шуваловском парке, на Большом Суздальском озере, на Ферменском озере, Финском заливе, на мемориале Синявинские высоты.
В своей работе школа полностью поддерживает и реализует принципы школы устойчивого развития. Школа устойчивого развития – это школа, которая:
 обеспечивает высокое качество жизни в школе, как учащихся, так и педагогов;
 создает векторы социально-экономического развития школы как автономного учреждения;
 создает условия для жизнедеятельности в школе как минимодели гражданского общества;
 формирует ценности и правила поведения молодых людей в условиях постоянно меняющегося окружающего мира (мира глобального, регионального, локального) – новые механизмы социализации подростков);
 инициирует использование в организации образовательного процесса и внеурочной деятельности инновационных гуманитарных технологий, направленных на успех (успех в жизни и профессии);
 создает условия для становления школы как конкурентноспособной организации;
 становится инициатором и координатором гуманитарных инноваций в местном сообществе [1].
      В 2019 г. школа приняла участие в городском конкурсе «Школа устойчивого развития» и заняла в нем третье место.
Образование и устойчивое развитие – два процесса, имеющие непосредственное отношение друг к другу, а экологическое образование и просвещение – это путь устойчивого развития общества и природы. Школа № 482 является образовательным и просветительским центром микрорайона, призванным повышать экологическую культуру не только учащихся, но и всего населения.

                                                          Литература

  1. Алексеев С.В и др. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика [Текст]: монография / С.В. Алексеев, Н.И. Корякина, Е.А. Рипачева; под общ. ред. С.В. Алексеева. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 230 с. - (Научные школы академии).
  2. От целей устойчивого развития – к целям экологического образования в интересах устойчивого развития: учеб.-метод. пос. для педагогов и руководителей общеобраз. организаций, реализующих программы экологической направленности / С.В. Алексеев, Э.В. Гущина, Р.С. Оганов и др. / под ред. С.В. Алексеева, Э.В. Гущиной. – СПб.: СПб АППО, 2019. – 130 с.
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/
  4. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/

Поделиться: