Поиск по сайту

«ОЗЕЛЕНЕНИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК СТРАТЕГИЯ ДВИЖЕНИЯ ОТ «ЗЕЛЕНОЙ ШКОЛЫ» К «ЗЕЛЕНОМУ» ГОРОДУ


Авторcтво: Алексеев Сергей Владимирович, д.п.н., профессор ГБУ ДПО СПбАППО, Россия


          В настоящее время нельзя не заметить, что экологический подход становится универсальным, широко используемым как в науке, так и в социальной (и образовательной) практике. От общепринятых экологических направлений: экологии человека, экологии города, социальной экологии и др. – к гуманитарным областям: экологическая педагогика, экологическая психология, экология культуры, экология образования и др. – таков вектор экологизации («озеленения») современной науки и практики. В социальной сфере термины «озеленение» и «экологизация» можно считать синонимами: в зарубежной практике наиболее востребован термин «озеленение», в российской – экологизация. Хотя даже в российском тезаурусе мы часто дискутируем о зеленой революции, зеленой экономике, зеленом дизайне и ландшафте, зеленой энергетике и туризме, зеленом движении и зеленых политических партиях, зеленых офисах и бизнесе, зеленых городах, зеленых программах и др.
          Экологический подход – методология, рассматривающая образовательную систему как экосистему, и базирующаяся на таких идеях как:
 Экологизация образования – ориентация на 17 Целей устойчивого развития (ЦУР);
 Футурологизация образования, и «суперопережающий характер» педагогического образования;
 Экологизация образовательной среды (по С.В. Алексееву) и педагогизация окружающей среды (по Л.И. Новиковой);
 Многообразие и разнообразие содержания, методик и технологий, оценки результатов;
 Образование для устойчивого развития – фундамент для устойчивого развития общества.
          Опора на экологические законы, принципы, правила позволяет научно обосновать организационные и управленческие аспекты современного образования. Такие экологические законы как закон минимума, закон толерантности, закон необратимости эволюции, законы Коммонера и др.; принцип разнообразия и многообразия, принцип развития и деградации, принцип исключения Гаузе; правила 1% и 10% и др. находят применение в осмыслении функционирования живых систем. Социальные, в том числе, и образовательные системы, относятся к живым системам. Например, принцип разнообразия и многообразия (принцип Эшби) доказывает устойчивое функционирование живых систем (и естественных, и социальных) при разнообразии и многообразии входящих в систему компонентов. Данный принцип находит свое подтверждение в международном проекте ЮНЕСКО «Природное и культурное наследие».
          Экологические системы бывают естественные (озеро, лес, пруд и др.) и искусственные (аквариум, космический корабль и др.). Образовательная система – искусственная экосистема. Для нормального функционирования любой экосистемы и искусственной в том числе, надо обеспечить обмен между компонентами системы веществом, энергией, информацией. Перенося экологическую терминологию в систему образования обмен веществом можно рассматривать как «обмен образовательными ресурсами», обмен энергией – как обмен и интенсификация образовательных технологий, и наконец, обмен информацией – как обмен и обновление содержания образования, включая ориентацию на формирование навыков XXI века.
Значимым результатам «озеленения» школьного образования может служить создание условий, при которых образовательную систему школы целесообразно рассматривать как инновационную экосистему. А значит и оценивать деятельность данной экосистемы стоит проводить по специальным экологическим («зеленым») индикаторам (критериям, показателям, индексам) в рамках процедуры экологической сертификации и экологического менеджмента.
          Экологизация («озеленение») вносит в науку и образование ценностные ориентации, аксиологическую доминанту во взаимоотношениях человека с окружающей средой. А.А. Горелов сопрягает понятия экологизации и гуманизации, он пишет: «Гуманизация – это экологизация по отношению к человеку, экологизация- гуманизация по отношению к природе» [4]. Экологизация теснейшим образом связана с интеграцией: если экологизация представляет собой практическую потребность, то интеграция знаний – это один из путей ее реализации.
Среди системообразующих положений научной школы экологического образования – педагогики окружающей среды и устойчивого развития (С.В. Алексеев), можно обозначить следующие, условно обозначенные как «5 И»:
     1. Интеграция формального, неформального и информального экологического образования, позволяющая реально обеспечить межведомственный характер решения проблем, и создать условия для осуществления непрерывного экологического образования и просвещения (от дошкольного и семейного образования – до дополнительного образования детей и взрослых);
     2. Интеграция отечественного и зарубежного опыта образования в области окружающей среды и устойчивого развития; особого внимания заслуживает интеграция межрегионального опыта экологического образования, использования лучших региональных практик экологического образования и просвещения;
     3. Интеграция методологии разных научных областей при осмыслении проблем окружающей среды и устойчивого развития (философии, психологии, экологии, социологии, культурологии, экономики, педагогики и др.), позволяющая выйти на меж- и трансдисциплинарные программы (проекты) образования и просвещения;
     4. Интеграция традиций и инноваций в экологическом образовании, реализуемой как на уровне целеполагания, отбора содержания (в первую очередь, вопросов экологии, безопасности и здоровья человека ) и выбора адекватных образовательных технологий и методик;
     5. Интеграция процедур оценивания образовательных результатов экологического образования: от оценки когнитивного (знаниевого) компонента экологической культуры до эмоционально- ценностной составляющей, рассматриваемой в контексте «морального резонанса», экологического и нравственного императивов [2, 3].
Концепцию «зеленой» образовательной структуры целесообразно рассмотреть на примере кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования - кафедры, в названии которой отражены ключевые проблемы современного образования: проблемы окружающей среды (природной, социальной, культурной, образовательной и др.), проблемы педагогики безопасности и педагогики здоровья, здоровьесозидающего образования и просвещения. Определимся в основных положениях и принципах деятельности кафедры как примера «зеленой» кафедры.
       Миссия кафедры: образование и просвещение в области окружающей среды, безопасности и здоровья человека в контексте реализации 17 Целей устойчивого развития ООН.
       Цель стратегии развития кафедры: системно-синергетическое объединение формального, неформального и информального образования и просвещения в области окружающей среды, безопасности и здоровья человека в контексте стратегии устойчивого развития.
       Задачи:
 1. Пропаганда концепции непрерывного экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития педагогов, студентов (аспирантов), школьников.
 2. Разработка серии проектов и программ на грантовую поддержку по проблемам интеграции экологического образования и просвещения в области окружающей среды, безопасности и здоровья человека в контексте 17 Целей устойчивого развития ООН.
 3. Развитие волонтерского экологического движения среди молодежи и взрослого населения Санкт-Петербурга.
 4. Обеспечение разнообразия и многообразия педагогических подходов к повышению качества экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития.
 5. Усиление интеграционных процессов взаимодействия и взаимовлияния формального, неформального и информального экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития.
 6. Повышение конкурентоспособности дополнительных профессиональных образовательных программ, реализуемых на кафедре.
        Видение будущего кафедры, включая предыдущий и последующий год:
2019 год – Кафедра разнообразия и многообразия: кафедра, функционирующая по принципу «каждому педагогу – собственная образовательная траектория», предполагающая для каждого педагога отбор содержания, набор образовательных технологий и методов оценки результатов в зависимости от согласованных целей образования и просвещения. Кафедра использует технологии дистантного, электронного, цифрового, онлайн- образования. Широко используются культурно-просветительные и научно-образовательные возможности Санкт-Петербурга: занятия в музеях и на выставках, в научных лабораториях и ботаническом саду, зоопарке, океанариуме, на площадках деятельности общественных экологических организаций по профильным направлениям кафедры: экологии, культуры, здоровья, физической культуры и спорта, безопасности жизнедеятельности.
2020 год – Кафедра устойчивого развития – кафедра, соединяющая в своей деятельности вопросы, связанные с решением экологических, экономических и социальных проблем в единстве – проблем устойчивого развития в контексте 17 Целей устойчивого развития ООН.
2021 год – Кафедра как самообучающаяся организация. Сегодня известно несколько переводов термина «Lerning organization» – «научающаяся организация», «обучающаяся организация», «самообучающаяся организация» и «саморазвивающаяся организация» (работы: П. Сенге, М. Педлер, Р. Реванс, К. Арджирис). По мнению П. Сенге, самообучающаяся организация – это организация, которая в ходе обучения ставит и решает задачи, и главной целью является активная и сплоченная реакция всего коллектива на вызовы, быстро меняющейся внешней среды, тогда достигается мультипликационный эффект обучения [6].
       При переходе кафедры от одного статусного состояния в другое, результаты, достигнутые на предыдущем этапе, сохраняются и обновляются при переходе к последующему, таким образом, на этапе самообучающейся организации будут использоваться результаты прохождения этапа «разнообразия и многообразия» и этапа «устойчивого развития».
Принципы организации учебной, научной и методической деятельности на кафедре:
базируясь на основных принципах организации деятельности Академии, изложенных в Стратегии развития СПбАППО, нами в качестве ключевых определены принципы природосообразности, культуросообразности и человекосообразности [1, 5].
Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов и осуществляется на основе следующих правил:
– педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
– необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учащихся, также опираться на них при организации воспитательных отношений;
– необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования учащихся.
Принцип культуросообразности, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Принцип человекосообразности предполагает рассматривать образование как «средство выявления и реализация возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру» (А.В. Хуторской, 2017). Степень человекосообразности той или иной системы (образования или просвещения) определяется путем выяснения возможностей, которые она предоставляет человеку в постановке целей обучения и условий для самореализации [7].
Объединение научной и учебной деятельности кафедр подобного вида в рамках отечественных региональных, межрегиональных и международных проектов позволит создать условия для становления Университета устойчивого развития, «Зеленого университета».
       Россия поддерживает стратегию устойчивого развития и активно реализует её основные составляющие: экологическую, социальную, экономическую и культурологическую. Санкт-Петербург, хотя и не возглавляет экологические рейтинги самых «зелёных» городов России, ведёт активную работу по становлению системы непрерывного экологического образования и просвещения с ориентацией на идеи устойчивого развития, а в обозримом будущем вхождение в мировое движение «Устойчивые города». По данным Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» первое место в экологическом рейтинге российских городов 2019 года занимает Тамбовская область, Москва – 5-е место, Санкт-Петербург – 13-е место (http://greenpatrol.ru/ru/novosti/ekologicheskiy-reyting-vesna-2019).
        Одиннадцатая цель устойчивого развития напрямую нацеливает на модель «устойчивого города», которая имеет свою историю:
1994 г. - проведение глобального экологического форума «Города и устойчивое развитие» в Манчестере (Великобритания); принятие «Хартии городов Европы за устойчивое развитие» (Аалборг, Дания);
1996 г. проведение глобального экофорума «Habitat – II» (Среда обитания) в Стамбуле (Турция);
1998 г. при поддержке ООН состоялись два крупных форума – в Москве (Россия, «Человек в большом городе XXI века») и в Мадриде (Испания, «Здоровая среда города»).
По определению ООН «Умный» устойчивый город – это инновационный город, использующий информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и другие средства для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городах, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах» (Европейская экономическая комиссия ООН, ЕСЕ /НТР /2015/4).
       В качестве индикаторов устойчивого развития определены следующие:
 1. Экономические: инфраструктура ИКТ, инновации, занятость, торговля (электронная торговля и экспорт/импорт), производительность, физическая инфраструктура (центральное водоснабжение, здравоохранение, электроснабжение, транспорт и здания);
2. Экологические: качество воздуха, водоснабжение, шум, качество окружающей среды, биоразнообразие, энергетика;
3. Социальные: образование, здравоохранение, безопасность, жилье, культура, социальная вовлеченность.
       Интересный опыт «озеленения» образования получен при реализации российско-австрийского проекта «Школьный экологический сертификат». Экологическая сертификация рассматривается как одна из форм государственно-общественного контроля качества образовательных услуг в образовательных организациях и носит добровольный характер. Объектами сертификации являются: система управления и менеджмента образовательной организации, условия реализации образовательного процесса. Данные позиции соответствуют системе менеджмента качества (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011) и системе экологического менеджмента (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ РИСО 14001-2007.

                                         Литература

  1. Алексеев С.В и др. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика [Текст]: монография / С.В. Алексеев, Н.И. Корякина, Е.А. Рипачева; под общ. ред. С.В. Алексеева. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 230 с. - (Научные школы академии).
  2. Алексеев С.В. К городу устойчивого развития через экологическое просвещение населения // Окружающая среда Санкт-Петербурга. – 2018. – № 2 (8). – С.53-61.
  3. Алексеев С.В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека // Окружающая среда Санкт-Петербурга. – 2018. – № 4 (10). – С.14-20.
  4. Горелов А.А. Человек-гармония-природа. - М.: Наука, 1990. – 192 с.
  5. Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития: монография /под ред. С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, СПб.: СПб АППО, 2018.
  6. Сенге П. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающихся организаций [Текст] / П. Сенге. – М.: Олимп-бизнес, 1999. – 406 с.
  7. Хуторской А.В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2017.

Поделиться: