Поиск по сайту

Культурно–образовательная практика «Путешествие в удивительный магазин»


Авторcтво: Зарубина Евгения Васильевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 250 Центрального района Санкт-Петербурга


     

  Сегодня ФГОС ДО требует от педагога проектирования таких организационно-методических условий, при которых развитие творческого (креативного) мышления детей будет проходить наиболее успешно. Главным препятствием на пути становления детской креативности являются стереотипы и шаблоны сознания. Соответственно, задачей педагога преодоление шаблонности в мышлении детей. Например, когда мы говорим о магазине, то чаще всего дошкольники представляют себе именно тот магазин, который находится рядом с их домом. В нашем Центральном районе – это небольшие магазинчики в подвалах зданий или сетевые магазины, расположенных на первых этажах старинных домов («Дикси», «Пятерочка» и пр.).                  Чтобы «разбить» шаблонность мышления детей необходимо показать им другие, непохожие на эти, торговые точки. Например, «Елисеевский магазин», являющийся объектом культурного наследия. Сам педагог, в силу сложившихся требований к безопасности образовательного процесса, не может вывести детей на экскурсию или прогулку за пределы прогулочных зон детского сада. Поэтому культурно-образовательная практика, связанная с изучением Елисеевского магазина, реализовывалась в совместной работе с семьей в форме семейного образовательного путешествия.
         Елисеевский магазин – удивителен. Он сочетает историю и современные функции назначения. Этот магазин – и музей одновременно. И именно эти – нестандартные функции Елисеевского магазина, и хотелось бы, чтобы увидели дети и взрослые в ходе совместной исследовательской работы в городском пространстве. Для решения данной проблемы была разработана культурно–образовательная практика «Удивительный магазин».
         Цель культурно-образовательной практики: формирование у детей представления о культурно–исторической, эстетической и социальной уникальности магазина Елисеевых (на Невском пр.).
         Проблемный вопрос: почему в Елисеевский магазин ходят не только за покупками?
         Адресная группа: воспитанники 4-5 лет (средняя группа общего развития) и их родители.
         Продолжительность культурно-образовательной практики – 1,5 недели.
         Оборудование: мультфильм «Домики», презентация Елисеевского, объявление для родителей, маршрутные листы, материалы для продуктивной деятельности (листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, пластилин, муляжи торта, пирожных).
Для организации партнерских отношений с родителями проведена беседа о предстоящем образовательном путешествии, так же размещено в группе объявление о предложении отправится вместе с детьми в образовательное путешествие, созданы маршрутные листы с заданиями.

Ход культурно-образовательной практики:

1.                  Предварительный этап работы (перед семейным образовательным путешествием)

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Мотивация

Дети просмотрели мультфильм «Домики»

Педагог сообщает детям, что домик на колесах в гостях в нашем городе. Ему очень понравилось одно здание, но он ничего о нем не знает. Педагог предлагает детям помочь домику узнать, что это за здание и что находится внутри.

Виртуальное образовательное путешествие (презентация витрины Елисеевского магазина)

Дети рассматривают первый этаж здания. Обсуждают увиденное, высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что это витрина. Она может принадлежать продуктовому магазину, ресторану или кафе.

Педагог вместе с детьми рассматривает объект.

Задает открытые вопросы и вопросы, связанные с проблематикой: что вы видите, зачем и для чего это здесь, что помогло вам это увидеть, для чего это нужно? Принимаются все ответы детей.

Педагог вместе с детьми приходит к выводу, что это витрина. А ее необычность, уникальность и что она скрывает - предлагает узнать с помощью индивидуального маршрутного листа.

Знакомство с маршрутными листами

Дети рассматривают и знакомятся с маршрутными листами

Педагог объясняет, как ими пользоваться и обращает внимание на задание, которое нужно выполнить во время посещения здания.

2.                  Основной этап (семейное образовательное путешествие в Елисеевский магазин)

Дидактические материалы для родителей (объявление)

Уважаемые родители и дети!

Предлагаем вам отправиться вместе в образовательное путешествие под названием «Путешествие в удивительный магазин». В ходе этого путешествия вы вместе с ребенком сможете:

- познакомиться с уникальным культурно-историческим зданием нашего города – магазином братьев Елисеевых на Невском проспекте;

- помочь своему ребенку приобрести опыт изучения объекта городской среды на основе собственных исследовательских действий и наблюдений.

Ваш ребенок сможет научиться делать собственные выводы из увиденного в городе.

Для удобства вам будет выдан маршрутный лист. Он поможет вам рассмотреть объект и выполнить задание.

После посещения просим вас принести маршрутные листы с выполненными заданиями.

Приятного вам путешествия и новых открытий!

Дидактические материалы для родителей (маршрутные листы)

Каждый ребенок с родителем получает один из вариантов маршрутного листа. Вступительная часть является общей для всех, а исследовательские задания различаются (разработано 5 вариантов заданий).

Инвариантная часть маршрутного листа.

Уважаемые родители!

Я предлагаю вам посетить вместе с ребенком магазин братьев Елисеевых.

Для вашего удобства вам выданы маршрутные листы. Прочитайте задание вместе с ребенком.

На витрине магазина вас встретят герои сказки «Щелкунчик». Зайдя в магазин, Вы попадете в удивительный, необычный, волшебный мир!

Осмотритесь и найдите, чем этот магазин похож на другие магазины, а чем отличается от них.

Обратите внимание ребенка на витрину, зал, освещение и интерьер магазина. Обсудите с ребенком его наблюдения и открытия.

Попробуйте ответить на вопрос: зачем нужен такой магазин?

Приятного вам путешествия!

Вариативная часть маршрутного листа

I вариант

1. В этом удивительном магазине расцвел дивный сад. Найди самый интересный, красивый цветок.

2. Нарисуй его.

II вариант

1. Найди тех, кто придумал этот магазин, его первых хозяев. Что ты можешь рассказать о них?

2. Дорисуй недостающий предмет

III вариант   

У этого магазина есть чудесный голос. Откуда он доносится? Нарисуй этот предмет. А какой голос выбрал бы ты для этого магазина?

IV вариант

В чудесном магазине так интересно, столько необычного. Но пока ты рассматриваешь его, за тобой кто-то наблюдает сверху. Кто это? Как ты думаешь? Как бы ты их назвал? Пофантазируй. Дорисуй вторую половину рисунка.

V вариант    

Встречает вас при входе в магазин и провожает вас при выходе из него. По картинкам – подсказкам догадайся, кому это принадлежит.   Как бы ты ее назвал?

Внешний вид маршрутного листа – см. Приложение № 2.

3.                  Итоговый этап (рефлексия семейного образовательного путешествия в группе ДОУ)

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Совместная деятельность

«Беседа с детьми о путешествии с родителями»

Дети обсуждают свое путешествие, выступая друг перед другом с маршрутными листами. Делятся впечатлениями от увиденного: что понравилось. запомнилось. было необычным. Удалось ли выполнить задание в маршрутном листе.

Педагог предлагает детям рассказать о своем путешествии вместе с родителями опираясь на маршрутный лист.

В заключении подводит итог, что это красивый, необычный магазин.

Знакомит с понятием -гастроном, что это первый гастроном в нашем городе, и здание имеет культурную, историческую и эстетическую ценность. Чем он отличается от других магазинов? Нужен ли он нам и почему? Чем он уникален?

Арт – площадка

Рисование «Витрина удивительного магазина»

Дети рисуют на тему «Витрина кондитерского отдела» на основании увиденного детского опыта.

Педагог организует в групповом помещении развивающую среду: выставку маршрутных листов, иллюстраций, макетов по данной теме, которая способствует привлечению детей к данной деятельности.

Изо – центр: цветные карандаши, восковые мелки, пайетки

Лепка «Кондитерский отдел Елисеевского»

С помощью пластилина дети лепят кондитерские изделия Елисеевского.

«Следы» детского творчества размещаются в группе для дальнейшего использования в игровой деятельности.

В группе организуется магазин – гастроном (как мотивация к следующему итоговому этапу)

Сюжетно – ролевая игра «Гастроном»

Суть игры – вспомнить свое путешествие в Елисеевский магазин. Побыть в роли продавца. покупателя, посетителя, музыканта.

В данной игре дети делятся на несколько ролей и пробуют себя в той или иной роли: кто то стоит за кассой, кто то выбирает товар. А кто-то стал посетителем кафе в Елисеевском.

Детям предлагается:

- найти в окружающей обстановке необходимые предметы для игры.

- определиться с ролью и выполнять соответствующие ей игровые действия.

Педагог помогает детям в умении вести диалог друг с другом, тем самым обогащая социально – игровой опыт. Занимает позицию не директивного поведения.

Образовательное путешествие дало возможность познакомиться с объектом культурного наследия и исследовать его в городском пространстве. Дети приобрели опыт в исследовании объекта. Для них все было ново и интересно, так как мало кто знал о существовании Елисеевского магазина. Свои впечатления дети отразили в беседе, рисунках и сюжетно – ролевой игре. В рамках данной культурной практики параллельно проводилась работа с родителями, как с участниками образовательного процесса. Следует отметить творческий подход родителей к выполнению заданий, положительные отзывы, проявление инициативы с их стороны.

В данной практике могут быть такие проблемы, как:

·  несоблюдение родителями отведенных проектом временных рамок

· несвоевременное предоставление родителями маршрутных листов.

Чтобы избежать указанных выше проблем предлагаю следующее:

· предусмотреть больше время для выполнения задач

·  напоминать о своевременном возврате выполненного задания (установить временные рамки)

·  заинтересовать не только детей, но и родителей. Способы:

- индивидуальная беседа с родителями;

- информация в группе WhatsApp;

- фото образовательных и игровых ситуаций в рамках проекта.


Приложения


Список литературы:

1.  Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. – СПб., 2000.

2. Ванюшкина Л.М., Копылова Л.Ю., Соколова А.А. Программа «Кругозор». – СПб., 2006.

3. Интернет ресурс: www.cityspb.ru

4. Интернет ресурс: pantv.liveqournal.com


Поделиться: