Поиск по сайту

Культурно-образовательная практика «Загадка одна, а ответов много!»


Авторcтво: Иванова Ольга Анатольевна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга


     Культурно-образовательная практика «Загадка одна, а ответов много» проводится по авторской методике «Карта исследователя». Что такое «Карта исследователя», и какие имеет преимущества? «Карта исследователя» - это таблица, заполненная некими символами. Символы могут быть конкретными, предметными - направленными на изучение живой/неживой природы или абстрактными – направленными на расширение кругозора, познание окружающего мира. Например, вот так:

1.JPG

Задача ребёнка самостоятельно найти ответы на предложенную загадку. Найденные детьми объекты, как правило, отличаются друг от друга, но имеют схожие признаки. В процессе работы по данной методике мы обращаем внимание детей на этот факт. Поэтому данная практика имеет название «Загадка одна, а ответов много!».

Цель данной практики: развитие у дошкольников умения видеть многообразие окружающих объектов, в условиях одинаково поставленной задачи для исследования, развитие интереса ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности.

В ходе практики детям необходимо найти в окружающем пространстве объект или объекты, которые подходят по параметрам, заложенным в «Карте исследователя» внутри ДОУ, на прогулке и в городском пространстве.

В практике принимали участие 11 детей, подготовительной к школе группы, 6-7 лет. Все дети группы имеют диагноз ОНР разного уровня. У всех детей группы имеются речевые диагнозы, такие как дизартрия, моторная и сенсомоторная алалия. У некоторых детей группы имеются сопутствующие диагнозы: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). У большинства детей данной группы наблюдаются сложности с привлечением внимания к предлагаемой деятельности, характерна двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания.

Работа по методике «Карта исследователя» проводится в течение всего учебного года. В контексте конкурса мы представили один из этапов, длительность которого составила две недели.

В процессе применения данной методики в условиях ДОУ мы используем следующий материал: «карта исследователя» для каждого ребёнка; специальные сумочки для возможности сохранить ребёнком найденные объекты; мелки для рисования на асфальте, природный и бросовый материал для продуктивной деятельности.

В процессе взаимодействия с родителями нам необходимо наличие мобильного телефона и подключение к приложению «WhatsApp».

Заключительный этап потребует наличие в ДОУ ноутбука, проектора и экрана.

Особенность организации партнерских отношений с родителями воспитанников в данной практике предполагает следующие действия:

· проведение родительского собрания, направленного на знакомство родителей с методикой «Карта исследователя». (приложение № 1)

· организация группы в системе «WhatsApp», где педагог размещает карту исследователя, а родители размещают фотографии с ответами на задание.

Предварительным этапом семейного досуга послужило проведение познавательно-исследовательской деятельности в группе и на прогулке по авторской методике «Карта исследователя» - «Загадка одна, а ответов много!».

В группе взаимодействие выстраивалось следующим образом:

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Введение в образовательную ситуацию

Собрались в круг. Рассматривали героя, получили задание (карта-исследователя)

Организация детей. Создание игровой ситуации. Педагог показывает детям героя – снеговика. От имени героя предлагает детям необычную загадку (карта-исследователя)

Создание проблемной ситуации

Рассматривали предложенную карту исследователя

Отвечали на вопросы, задавали интересующие вопросы.

Показывает карту-исследователя, задаёт вопросы: что вы видите? Сколько предметов? Какие предметы? На что похожи?

Предлагает детям найти отгадку в группе

Решение проблемной ситуации

Дети разделились на микрогруппы (2-3 человека), получили мешочки для сохранения найденных объектов, исследовали пространство группы

Организует обсуждение с детьми в микрогруппах; следит за временем, отведённым на поиск.

Анализ деятельности

У каждой группы свой обруч, внутрь которого дети выкладывают найденные объекты. Дети рассматривали объекты каждой группы, рассказывали, что нашли, почему выбрали данный объект

Организует обсуждение с детьми, рассматривание предметов, задаёт наводящие вопросы, если дети затрудняются в высказывании

Итог образовательной ситуации

Обсуждали одинаковые ли предметы у каждой группы, чем отличаются предметы, чем схожи; что можно делать с данными предметами.

Получают подарок от героя. Играют по желанию в «Танграм».

Обращает внимание детей на разнообразие предметов, которые они смогли найти. Подводит итог – «Загадка была одна, а ответов много!»

От имени героя благодарит детей за проделанную работу. Снеговичок дарит детям игру «танграм» (по количеству команд).

Организует продуктивную деятельность

На прогулке (в ДОУ) – отрабатывались навыки работы с «картой исследователя»:

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Введение в образовательную ситуацию

Собрались в раздевалке перед выходом на улицу. Получили задание (карта-исследователя)

Организация детей. Рассматривание карты исследователя

Создание проблемной ситуации

Рассматривали предложенную карту исследователя

Отвечали на вопросы, задавали интересующие вопросы.

Показывает/раздаёт карту-исследователя детям. Обсуждают интересующие вопросы с детьми.

Предлагает детям найти отгадку во время прогулки на территории детского сада (площадки)

Решение проблемной ситуации

Дети разделились на микрогруппы (2-3 человека), получили мешочки для сохранения найденных объектов, исследовали пространство площадки/прогулочной зоны

Помогает детям, испытывающим трудности в исследовании площадки, прогулочной зоны. следит за временем, отведённым на поиск.

Анализ деятельности

У каждой группы свой круг, внутрь которого дети выкладывали найденные объекты. Дети рассматривали объекты каждой группы, рассказывали, что нашли, почему выбрали данный объект

Организует сбор детей возле заранее нарисованных кругов по количеству групп для обсуждения и рассматривания предметов, задаёт наводящие вопросы, если дети затрудняются в высказывании

Итог образовательной ситуации

Обсуждали одинаковые ли предметы у каждой группы, чем отличаются предметы, чем схожи; что можно делать с данными предметами. Отличаются ли данные предметы от тех, которые нашли в группе? Занимаются продуктивной деятельностью.

Рассказывают о своих изображённых объектах.

Помогает подвести итог исследовательской деятельности, Задаёт наводящие вопросы. Организует продуктивную деятельность, предлагая детям мелки для рисования на асфальте, крышки, камешки. Задание для продуктивной деятельности: опираясь на карту-исследователя изобразить/придумать свою отгадку. Индивидуальная работа с каждым ребёнком по итогу продуктивной деятельности

Основной этап – семейный досуг в городском пространстве «Загадка одна, а ответов много!».

В приложении «WhatsApp» педагог размещает для родителей «Карту исследователя»:

2.JPG

Даёт следующую инструкцию: «Уважаемые родители, впереди выходные дни! Чтобы ваш семейный выходной был нескучным, мы приготовили загадку. Загадка детям уже знакома, мы искали на неё ответы в группе и на участке детского сада. Теперь ваша очередь, поискать ответы в пространстве города. Мы предлагаем вам, отправившись на прогулку вместе с ребёнком, поискать ответы на нашу загадку. Правила просты: рассмотрите загадку вместе с ребёнком перед выходом из дома. Задайте вопросы: что видит ребёнок, как он думает, где можно поискать ответ на загадку? Может быть у ребёнка уже есть идея, где находится ответ. Во время вашего путешествия по улицам посмотрите вокруг, вдруг отгадка притаилась рядом! Мы будем очень рады, если вы сфотографируете объекты, которые найдёте. Помните – «Загадка одна, а ответов много!» Разместите ваши фотографии в группе в «WhatsApp». Это необходимо для того, чтобы мы могли вместе с ребятами рассмотреть и обсудить отгадки в детском саду! Спасибо за участие!»

Итоговый этап: совместная деятельность «Загадка одна, а ответов много!»

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Введение в образовательную ситуацию

Собираются вокруг педагога, здороваются с гостем.

Создаёт игровую ситуацию: показывает героя снеговичка, который узнал, что дети искали ответы на загадку в городе.

Создание проблемной ситуации

Рассаживаются перед экраном.

Рассматривают карту-исследователя.

Предлагает детям показать герою город и те отгадки, которые они нашли вместе с родителями. Готовит и показывает презентацию по итогу прогулки с родителями.

Решение проблемной ситуации

Рассматривают презентацию, рассказывают о своём опыте прогулки: что видели, где встретили.

Организует ответы детей, помогает в высказывании

Анализ деятельности

Обсуждают для чего нужны геометрические фигуры. Как они пригодились в городе. Похожи отгадки или нет, чем отличаются.

Дети называли улицы, вспоминали название улиц, на которых они живут.

Педагог вместе с героем поддерживает детей, помогает в формулировании высказывания. Задаёт вопросы: где встретились детям отгадки? Могут ли они вспомнить название улицы или места в нашем районе, городе, где находится ответ на загадку.

Итог образовательной ситуации

Обсуждают понравилось ли искать ответы на загадки. Что интересного узнал каждый. Что интересного было в процессе деятельности.

Прощаются с героем. Педагог поддерживает интерес детей к дальнейшей деятельности: предлагает снеговичку присылать письма для ребят с загадками.

По итогам проведённой практики мы можем сделать следующие выводы:

В процессе участия как плюс данной работы родители отметили удобство выполнения задания, которое заключалось в том, что не нужно специально что-то посещать для поиска ответа. Некоторым родителям самим стало интересно рассматривать окружающее городское пространство по дороге на работу, в магазин. Открывать для себя что-то новое «на что раньше внимания не обращали». Некоторые родители стали проводить исследования не только в выходной, но и по дороге в детский сад. Вместе с детьми они стали чаще обращать внимание на окружающие здания, памятники и другие объекты городского пространства, начиная с собственного двора и дома: «а ведь отражение в луже – это целое открытие, также как и её форма». Большинство родителей отметили собственную заинтересованность ребёнка в поиске ответов. У родителей и детей появилось больше тем для общения: «где же я найду снежинку, снега то нет…мама, а ведь я несу её с собой! Она нарисована на моей куртке!» (Цитата из одного цикла работы по карте исследователя). Дети стали задавать больше вопросов, размышлять.

Несомненным плюсом является последовательность выстроенной работы. Ребёнку гораздо проще рассказать об увиденном, опираясь на свой опыт. Классический подход подразумевает, что большую часть времени педагог сам рассказывает о тех или иных наблюдаемых объектах, явлениях; организует наблюдения, экскурсии, экспериментирование, не учитывая желания ребёнка и его возможности в данный момент времени. Ребёнок чаще вынужден занимать позицию слушателя, зрителя и исполнителя. Данная методика позволяет изменить вектор взаимообщения. Мы ограничиваем ребёнка лишь темой, которая заложена в «Карте исследователя». Ребёнок получает загадку, исследует окружающее пространство, затем делится своим опытом с детьми и педагогом. Роль взрослого в данной методике заключается в организации исследовательских действий, в поддержке интереса ребёнка, в умении выслушать, построить диалог и подвести итоги всей работы.

В начале работы по данной методике мы столкнулись с тем, что дети пытались найти «правильный» ответ, боялись/стеснялись рассказать о своём опыте. На данный момент большая часть детей активно работает по данной методике, воспринимая с интересом задания, а также занимаясь исследовательской деятельностью.


Приложения


Поделиться: