Поиск по сайту

Культурно-образовательная практика (семейный марафон) «Азбука Красного Села»


Авторcтво: Богодаева Александра Анатольевна, заместитель заведующего по образовательной работе, Дубкова Светлана Викторовна, педагог-организатор, Петухова Екатерина Борисовна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга


     

 Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать все!
С ранних лет у детей формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими особенностями района, своего города. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Ребенок – дошкольник открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, впечатлителен, отзывчив, любознателен. Знания и любовь к своей семье, городу, привитые в дошкольном возрасте, становятся началом формирования чувств патриотизма, любви к малой родине.
       Мы живем в Санкт–Петербурге, в городе Красное Село. Это - «город в городе». Здесь много новостроек и социальных кварталов. Наш детский сад расположен в одном из таких социальных кварталов, поэтому большинство семей воспитанников переехали и проживают в городе Красное Село совсем недавно. В связи, с чем была поставлена задача по социальной адаптации к новым условиям вновь приехавших детей через знакомство детей и их родителей с историей и культурой нашего города. Каждому ребенку будет полезно знать, как возник наш город, откуда пришло название «Красное Село», какие исторические места есть и с какими событиями они связаны, какие люди жили и трудились в нашем городе.
       Опираясь на естественный интерес ребенка старшего дошкольного возраста к чтению, изучению букв, географических карт, энциклопедий мы решили объединить «буквы» и «объекты города» во время образовательного путешествия. Дети вместе с родителями подбирают или ищут на определенную букву объекты любимого города, изучают его историю, посещают это место, фотографируются и создают страницу азбуки Красного Села.
Семейный марафон по созданию азбуки, основанный на выполнении творческой и поисковой деятельности, способствовал погружению детей и родителей в культурное и историческое пространство нашего города.
Цель культурно-образовательной практики: социализация личности воспитанников путём организации их познавательной и практической деятельности совместно с родителями, основанной на освоении природного и историко-культурного наследия Красного села.
             Задачи:
1. Расширить представления детей о Красном Селе, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, природе, исторических памятниках.
2. Способствовать ознакомлению дошкольников с историей города Красное Село и с людьми, которые его прославили.
3. Формировать умения ориентироваться в пределах микрорайона, составлять и понимать простейшие картосхемы.
4. Развивать умение детей составлять творческий рассказ, задавать и отвечать на вопросы.
5. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Проблемный вопрос культурно-образовательной практики: В русском алфавите 33 буквы. «А» - арбуз. «Б» - бегемот. «М» - мама. «Я» - ящерица. А можем ли мы найти слова на все буквы алфавита вокруг себя – в Красном Селе? Давайте попробуем исследовать наш город и поискать городские объекты, названия которых начинаются на все буквы алфавита в нашем любимом городе Красное Село».
Участники: дети подготовительной к школе группы детского сада № 85 города Красное Село (27 человек); родители детей группы; воспитатель группы; педагог – организатор.
Продолжительность культурно-образовательной практики: 2 недели (1 сентября 2019 г. – 15 сентября 2019 г.)
Данная практика, ориентированная на детей старшего дошкольного возраста, может быть реализована как индивидуально, так и с подгруппой детей, в условиях выходного дня с родителями.
Используемое оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, математический планшет, карточки с буквами, шестигранный куб, цветные карандаши, бумага для рисования, фломастеры, планшеты для рисования, фотокамера.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

    1. Рекомендации для родителей «Красное Село. История и жизнь», «Красное Село для детей», «Что почитать детям о городе Красное Село».
    2. Выставка творческих работ «Мой любимый уголок Красного Села».
    3. Викторина для родителей и детей «Знаешь ли ты свой город?»
    4. Экологическая акция «Чистое озеро».

                           Ход культурно-образовательной практики (семейного марафона)
                                                      «Азбука Красного Села»


Предварительный этап – образовательное событие, предваряющее семейный марафон

                                            в городе

Содержательный этап работы

Описание содержания работы

с дошкольниками

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Совместная деятельность воспитателей с детьми.

Знакомство с городом Красное Село.

Цель: расширить общее представление детей о городе Красное Село.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, коллажей                  и плакатов. Краеведческие игры, рабочие листы                       с заданиями (пройди маршрут, отгадай название улиц), разрезные картинки.

Слушание стихотворения В.Б.Данилевского «Родному городу».

Стенд «Мой город».

Картотека фотоматериалов.

Коллажи о природе города Красное Село («Птицы                и растения в парках и скверах города»).

Сбор магнитов, календарей, значков с изображением достопримечательностей города Красного Села (совместно с родителями).

Воспитатель подготавливает презентацию «Моя малая Родина – город Красное Село».

Совместная деятельность воспитателей с детьми.

Интерактивная маршрутная игра «От А до Я по улицам

Красного Села»

(с шестигранным большим кубом)

Цель: мотивировать детей к совместному участию с родителями в марафоне «Азбука Красного Села».

Дети принимают участие

в интерактивной маршрутной игре «От А до Я по улицам Красного Села».

Содержание игры:

Дети по очереди бросают куб, выпавшая цифра указывает на тот объект, который дети должны открыть на интерактивной доске с помощью стилуса.

Ребенок называет объект города Красного Села.

Дети слушают краткий рассказ, интересную информацию об объекте.

Дети отвечают на вопросы:

- А кто из вас здесь был, что интересного видел?

- На какую букву начинается название объекта?

Дети выкладывают соответствующую букву на математическом планшете цветными резинками по образцу (Приложение 2).

Физкультминутка «Мы по городу шагаем то, что видим, называем» (дети выполняют движения в соответствии         с текстом).

Дети выбирают карточку                 с буквой, на которую они вместе с родителями должны найти в городе Красное Село какой-либо объект и сделать страницу «Азбуки»                  с изображением буквы                   и фотографии объекта                      с небольшим рассказом о нем.

Воспитатель разрабатывает интерактивную маршрутную игру с использованием технологии Mimio для интерактивной доски (Приложение 1).

Данная игра может быть выполнена с помощью презентации Microsoft Office PowerPoint.

Основные объекты:

«Озеро Безымянное»;

«Бассейн» (Спортивный комплекс «Газпром»);

«Триумфальная Арка Победы»; «Бумажная фабрика (мельница)»;

«Школа»; «Парк дворцовый».

Воспитатель начинает свой рассказ об объекте со слов:

«А знаете ли вы, что…?»

Подбирает образцы выкладывания букв на математическом планшете, физкультминутку.

Читает отрывок из стихотворения В.Б.Данилевского «Родному городу»:

Так, здравствуй, Красное Село,

Где все привычно и знакомо!

И что бы ни произошло,

Здесь я спокоен: тут я дома!

Воспитатель подводит итог интерактивной маршрутной игры и задает вопрос: «Давайте попробуем найти вокруг нас объекты, которые начинаются на все буквы алфавита в нашем любимом городе Красное Село».

Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку всей семьей на поиски «Азбуки».

Воспитатель создает алгоритм «Как сделать страницу азбуки?» и шаблон в помощь родителям по организации прогулки по городу Красное Село.

Основной этап культурно-образовательной практики – семейный марафон «Азбука Красного Села».

Семьям воспитанников предлагалось исследовать городское пространство на основе специально созданных педагогами дидактических материалов.

Дидактический материал для родителей

1.JPG

2.JPG

Образец оформления страницы Азбуки (размещен на стенде в приемной группы)

3.JPG


Итоговый этап – образовательное событие в дошкольном образовательном

                                учреждении, подводящее итоги семейного марафона

Содержательный этап работы

Описание содержания работы      с дошкольниками

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Презентация страниц «Азбуки Красного Села»

Цель: представление индивидуальных результатов семейного марафона.

Дети показывают свою страницу и презентуют работу, отвечают на следующие вопросы:

- Где мы были?

- Какой объект мы нашли на эту букву?

- Чем интересен этот объект?

Воспитатель организует презентацию страниц «Азбуки Красного Села». Готовит план презентации (Приложение 3).

Флешмоб «От А до Я по улицам Красного Села»

Цель: представление групповых результатов семейного марафона.

Дети стоят в музыкальном зале, у каждого в руках своя страница «Азбуки».

Звучит песня, дети на соответствующую букву поднимают вверх свою страницу азбуки (Приложение 4).

Воспитатель готовит аудиозапись песни «Тридцать три родных сестрицы» (слова Бориса Заходера, музыка Даниила Гайнанова).

Презентация книги «Азбука Красного Села»

Цель: общественная экспертиза результатов семейного марафона.

Дети рассматривали книгу, искали знакомые буквы, рассказывали друг другу о том, как они гуляли с родителями по Красному Селу.

Книгу разместили в уголке «Моя Малая Родина – город Красное Село!» (Приложение 5)

Воспитатель с помощью родителей оформляет «Азбуку Красного Села» в форме книги с буквами, цветными страничками и фотографиями объектов города.

Отзыв родителей (Приложение 6)

Культурно – образовательная практика в форме прогулки по родному городу показало эффективность сочетания процесса познания родного города и знакомства                  с буквами алфавита, а самое главное в непринужденной познавательной обстановке мы помогли детям начать путь самопознания культурных ценностей родного края, формируя чувства патриотизма, любви к малой родине. Ценность такого приема заключается в том, что он дает возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Оформленная в форме книжки «Азбука Красного Села» стала настольной книгой наших детей – они с удовольствием ее пересматривали, искали знакомые буквы, рассказывали друг другу о достопримечательностях, о том, как они их искали                     с родителями, обсуждали фотографии.

Общение с детьми, совместная игровая деятельность по итогам семейного марафона, показали, что дети значительно повысили свои знания о городе, в котором живут – называют свой домашний адрес, знают названия улиц города, могут рассказать об озере Безымянном, парке, железнодорожном вокзале, о мемориалах Великой Отечественной войны, о растениях и животных нашего края. Воспитанники стали лучше ориентироваться в объектах спорта и культуры, а также проявлять высокую заинтересованность при рассказывании и желание узнать еще больше о своем родном крае.


Приложения

Литература:

1. Васильева А.А., Верещагина Н.О., Козак И.Б. Город Красное Село: Иллюстрированный путеводитель для детей и их родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2014.

2. Очерки истории Красного Села и Дудергофа. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2007.

3. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015.



Поделиться: