Поиск по сайту

О Российском национальном юниорском водном конкурсе

Автор: Петрова Ирина Владимировна, к.б.н., педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД Дворец детского и юношеского творчества Выборгского района Санкт-Петербурга


С 22 по 26 апреля в Москве прошел 11-й Российский национальный юниорский водный конкурс. Этот конкурс является этапом международного Стокгольмского водного юниорского конкурса (Stockholm Junior Water Prize), патронируемого королевской семьей Швеции. Российский национальный юниорский водный конкурс проводится при поддержке Минприроды России и входит в «Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии талантливой молодежи» Министерства образования и науки РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Кратко об истории конкурса. В 1991 году в Швеции был учрежден Стокгольмский Водный Фонд, который поддерживает исследования и разработки, направленные на улучшение качества воды во всем мире. Международный конкурс среди школьников проводится с 1997 года. Россия присоединилась к нему в 2003 году благодаря деятельности автономной некоммерческой организации "Институт консалтинга экологических проектов", во главе с директором Натальей Геннадьевной Давыдовой. Эту информацию я взяла с сайта Института консалтинга экологических проектов [http://www.eco-project.org/water-prize/].

А теперь – о своих впечатлениях как руководителя участника конкурса от Санкт-Петербурга. Конкурс особенный уже потому, что посвящен воде, этому важнейшему ресурсу планеты, осознание цены которого возрастает по мере истощения запасов. Но есть и другие особенности, делающие его уникальным. Остановлюсь на некоторых моментах, показавшихся мне интересными.

Конкурс интересен своей интегративностью. На одной площадке собираются авторы проектов существенно отличающихся и по методикам (биологические, химические, физические, методики гуманитарных наук и т.д.), и по объектам исследования (водные ресурсы, экосистема или ее часть, питьевая вода, качество воды, сточные воды и др.). Ни на одном из других конкурсов, известных мне, такой интеграции не просматривалось. Обычно, на многонаправленных конкурсах участников разводят по секциям. Здесь иной замысел – объединение различных дисциплин вокруг одной проблемы, водной. Мне кажется, что это до некоторой степени прививает будущему поколению понимание того, что сложные ресурсные, экологические, социальные, технологические и многие другие проблемы должны решаться комплексно и системно. Чтобы собрать такой спектр идей под одной крышей, надо было загодя разъяснить участникам состязания, чего от них хотят. И Наталья Геннадьевна Давыдова со своей небольшой командой проводит такую работу. Ими составлено много методических руководств и информационных сборников, ориентирующих будущих конкурсантов и их руководителей в выборе направления, темы и методик, все они есть на сайте. Постоянно популяризируются и внедряются новые номинации, например, в этом году - номинация «Вода и атом».

Конкурс объединяет, помогает ребятам ощутить себя гражданами огромной страны с общими делами, помыслами, целями. Благодаря усилиям организаторов здесь представлено большинство субъектов федерации России. Атмосфера всегда дружественная и деловая. Идет обмен опытом, эмоциями, сувенирами, электронными адресами.

Мне понравился процесс ознакомления жюри с конкурсными работами и конкурсантами. Это была действительно скрупулезная работа в течение двух дней. Первый день, 23 апреля – стендовая сессия, которая длилась 6 или 7 часов. У стендов было выяснено все – и как работа проводилась, и как автор проекта владеет материалом, и насколько активен он в продвижении своих предложений. Второй день, 24 апреля – публичная защита проекта, во время которой ребята демонстрировали свои ораторские способности, выдержку, знание английского языка. Естественно, выиграли не все, но, как мне показалось, обиженных не было, потому что все происходило на виду - выделялось примерно 10-15 оригинальных докладов-лидеров. Однако интересных проектов было много, и мой воспитанник, Никита Павлюц, ознакомившись со стендами юных коллег, сказал мне: «Победить будет трудно, много хороших работ». Я могу добавить к этому, что вне зависимости от качества работы можно было заметить, что на конкурсе присутствует очень талантливая молодежь, которая вопреки нашей технологической и методической отсталости включается в интеллектуальный созидательный процесс.

Замечательным подспорьем в работе конкурса были организованные обеды и кофе-брейк. Приятную атмосферу общения дополняли интерьеры помещений снятых для конкурса (Дом журналистов, Институт океанографии). Высокий статус конкурса подчеркнут тем, что церемония награждения традиционно проходит в здании Министерства природных ресурсов и экологии РФ, а в этом году и с участием министра С.Е.Донского.

Конкурс постоянно развивается, совершенствуется, расширяется свою географию. Вероятно, какие-то детали и трудности его организации останутся известными только организаторам, но взгляд со стороны на итог их деятельности позволяет дать им самую высокую оценку. Все было в высшей степени профессионально!

Теперь о наших успехах на конкурсе. Да, моему воспитаннику Никите Павлюц в конкурсе 2013 года удалось занять 3-е место в основной номинации и получить премию для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 1-й степени. Тема его проекта «Инвазированность брюхоногих моллюсков Муринского пруда трематодами». Ему действительно удалось выявить много видов этих микроскопических паразитов в собранных моллюсках. Среди этих паразитов был один вид (трихобелхарзия), который вызывает у человека церкариоз, или «зуд купальщиков». В водоемах, где трихобелхарзии паразитируют в прудовиках, кожа человека может быть поражена их плавающими личинками, церкариями. У исследования есть практический выход – карта церкариозной опасности водоемов северной части Санкт-Петербурга, составленная Никитой по данным о распространении промежуточного хозяина этого вида трематод прудовика обыкновенного. Кроме того, Никита составил проект информационного буклета для распространения среди населения. Большим плюсом при оценке проекта было свободное владение английским языком.

Как попасть на конкурс? В Санкт-Петербурге ответственным за проведение регионального этапа конкурса является директор ЭБЦ «Крестовский остров» А.Р. Ляндсберг. Обычно, на конкурс едет победитель экологической олимпиады, если у него тема исследовательской работы водная. В чем недостаток такого отбора? Чаще всего для победителя экологической олимпиады это полная неожиданность, поэтому работа не соответствует всем требованиям конкурса (например, нет возможности показать, что сделано для улучшения жизни людей). Кроме того, привлеченными оказываются только экологи-биологи, а технари не ведают о конкурсе. В то же время значительную часть проектов всероссийского этапа составляют проекты, в которых используются физические, геофизические методы, различные устройства, системы очистки. Часто ребята демонстрируют свои изобретения. Эти работы пользуются особым пиететом у членов жюри и почти всегда получают какие-либо награды. В Санкт-Петербурге имеется достаточно интеллектуальных ресурсов для того, чтобы создавать водные проекты не только биологической, но и технической направленности. Если такие проекты созреют, я думаю, проблем для их представления не будет ни на региональном, ни на всероссийском уровне. Главное проявить инициативу.

защищает.jpg

Никита Павлюц защищает проект

вручает.jpg

Министр С.Е. Донских вручает награду Никите


О Российском национальном  юниорском водном конкурсе

Назад в раздел