Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Игровые технологии на занятиях по комплексной программе дополнительного образования детей «Школа русской традиционной культуры «Горница» Дома детского творчества «Современник»
На сегодняшний день одной из важных задач современного образования является повышение качества обучения. На смену традиционным методам обучения приходят не только инновационные методы, но и целые технологии, включающие в себя отдельные методы и средства обучения. Этот процесс характерен не только для системы основного образования, но и дополнительного. В системе дополнительного образования могут с успехом применяться различные инновационные технологии, среди которых можно выделить информационно-коммуникативные (информационно-компьюерные), развивающие, исследовательские, здоровьесберегающие, проектные (метод проектов), игровые и многие другие технологии. Остановимся подробнее на игровой технологии. Под игровой технологией понимают продуманную «во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведению учебного процесса для достижения поставленных учебно-воспитательных целей посредством игры» (В.М. Монахов). В основу игровой технологии положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. О значении игры писали еще Я.-А. Коменский, И.Г. Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. Игра имеет определенные роли: активное включение ребенка в деятельность; улучшение позиции ребенка в коллективе; создание доверительных отношений. Выделяются цели игровых технологий: · дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; · воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; · развивающие: развитие качеств и структур личности; · социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. Игра имеет следующие функции: социализации, межнациональной и профессиональной (учебной) коммуникации, функция тренинга, функция самореализации, диагностическая функция, терапевтическая функция, функция коррекции, развлекательная функция. Самым сложным аспектом характеристики той или иной игры является ее классификация. Сложность заключается в том, что в педагогической науке нет единой классификации игр, каждый исследователь вкладывает в нее что-то свое, выражая, тем самым, свою точку зрения. Классификации педагогических игр: · по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); · по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); · по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); · по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.). В структуру игры как деятельностиличности входят этапы: целеполагания, планирования, реализации и анализа результатов. В структуру игры как процесса входят:
Практика Рассмотрим возможности использования игровых технологий на занятиях по комплексной программе дополнительного образования «Школа русской традиционной культуры «Горница» Дома детского творчества «Современник», которая с успехом реализуется в фольклорно-этнографическом отделе уже более 10 лет. Ее целью является формирование бережного отношения к культурному наследию русского народа через творческое самовыражение обучающихся в различных областях традиционной культуры. При реализации комплексной программы особенно важное место занимают игровые технологии: традиционная и дидактическая игра, игровые упражнения, современные компьютерные игры. Традиционная народная игра является отражением взглядов и воззрений русского народа. Через игру ребенок входил в жизнь, познавал мир, узнавал об особенностях крестьянского труда. Причем, в самом начале своей жизни ребенок являлся объектом, с которым играли. Впоследствии ребенок становится сам активным инициатором традиционной игры. Поэтому при работе с детьми мы стремимся, с одной стороны, обратиться к их непосредственному личному опыту (как празднуется праздник? как выбрать водящего в игре? — все это они прекрасно знают), а с другой — мы стараемся их научить играть в те игры, которые были популярны несколько десятилетий назад (с пением, движением, танцем), и самое главное — рассказать о традициях, которые существовали в России до недавнего времени. Приведу несколько примеров игр, в которых описаны все этапы крестьянских полевых работ. Так в игре «Уж мы сеяли лен» можно узнать, что лен нужно посеять, вырастить, сорвать, высушить, вымочить и снова высушить, вытрепать, вычесать, напрясть и наткать — и, таким образом, получить льняную ткань для одежды. При этом выполняются определенные движения. В игре «А мы грушу посадили» движение идет по кругу, в такт пропеваются слова, а в припеве «А я молоденька топ-топ-топ» можно еще притопывать. При использовании этой игры у детей развивается чувство ритма, дети учатся ходить хороводом в заданном темпе. В хороводной игре «Розочка алая» «добрый молодец» набирает себе семью: тестя, тещу, «шурина веселого», сестрицу и «милую невесту». После того, как семья набралась, ее показали всем, кто остался в кругу, «добрый молодец» просит «семью» удалиться (т.е. уйти обратно в круг) и остается в кругу только с «милою женою». В этой игре дети учатся выбирать себе пару, осуществлять хороводное движение по кругу. Кроме того, до или после этой игры с ними можно поговорить о семейных отношениях в крестьянской семье, скажем, начала ХХ в., об обязанностях каждого члена семьи и сравнить их с современной ситуацией. На занятиях мы используем не только традиционные игры, но и дидактические игры, и игровые упражнения. Например, всем известная игра «Домино» при определенной доработке может стать помощником при изучении традиционных росписей в ходе реализации программы «Этнография». Игра «Парные картинки» может помочь при изучении тем «Крестьянское хозяйство», «Скотоводство» и «Овощеводство». Поскольку дети интересуются компьютером, компьютерными и телевизионными играми, программами и т.д, мы активно используем возможности компьютерной презентации как основу для игры. В качестве примера рассмотрим интеллектуально-этнографическую викторину, разработанную педагогами нашего отдела для контроля знаний. Вместо скучной формальной проверки знаний в форме зачета или контрольной работы мы провели увлекательную интерактивную игру. Она была приурочена к празднику «Сороки», который отмечается 22 марта и символом которого является птичка-жаворонок. С технической стороны игра-викторина представляет собой таблицу, в которой отражены следующие темы: «Великий пост», «Песни», «Весна», «Ремесла» и «Птицы». Для каждой темы предусмотрено 5 вопросов, различных по уровню сложности и соответственно оцененных: от 1 до 5 баллов за правильный ответ. Для интереса и оживления игры безликие баллы были заменены жетонами-«птичками», которые собирала «в стаю» каждая из команд. Опыт использования современной игры с помощью компьютерной презентации с гиперссылками продемонстрировал возможность не только активно и оперативно проверять знания детей, но и формировать интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждать к совместным действиям в команде, избегая агрессии, стимулировать их активность, открытость посредством включения их в процесс игры. Таким образом, в Школе русской традиционной культуры мы используем и традиционные народные, и классические дидактические, и современные компьютерные игры. С помощью игры у детей формируются правильные представления о родной русской культуре как о культуре живой и динамично развивающейся, представления о том, что важно и нужно защищать свои традиции.
Литература 1. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград: Перемена, 1995. 2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Роспедагентство, 1996. 3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. 4. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999.
Поделиться:Назад в раздел |