Поиск по сайту

Откуда слово к нам пришло? Обращение к этимологии - происхождению и смыслам слов - в работе с детьми дошкольного возраста - один из путей развития интереса к языку, речи, истории своего народа


Авторcтво: Руднова Елена Вячеславовна, заведующий МБДОУ «Теремок» пос. Борисоглебский Ярославской области


Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины,
До оснований, до корней, до сердцевины.
                                                             Б.Л. Пастернак


         Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов. В наши дни этимологический анализ слова широко применяется в школе, однако, на мой взгляд, он совершенно незаслуженно не пользуется популярностью в педагогике дошкольной.
Что даёт проведение этимологической работы?
  1. Это один из путей пробуждения интереса детей и их родителей к языку, речи, истории своего народа.
  2. Развитие углублённого понимания значения слов, их многозначности, расширения словарного запаса.
  3. Это средство развития мыслительных способностей детей.
  4. Это способ постижения «устройства» языка, его лексики, грамматики, его законов.
  5. Это способ, помогающий подготовиться к осмыслению законов языка в школе, избавляющий от многих орфографических ошибок в будущем.
Основной источник речевого развития ребенка – общение со взрослым. Выбрав подходящую ситуацию, он ненавязчиво предлагает подумать, почему так назвали растение, вещь, действие, почему дали котёнку, щенку такое имя. Этимологические «исследования» могут проводиться при рассматривании предметов, игрушек, картинок; во время прогулок на природе, при наблюдении за живыми объектами; при чтении художественной литературы и т.д.
        Смысл, заложенный в словах, открывается ребёнку через познание того, как слово было образовано и почему.
Ребёнок должен уметь осмыслять, узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для собственных высказываний. С первого года жизни ребенка начинается развитие его речи. И она неразрывно связана с развитием мышления. С рождения ребенок начинает познавать окружающий мир, искать и устанавливать причинно-следственные связи. И чем старше он становится, тем дольше способен концентрировать внимание на процессах исследования окружающего мира. Ребенок 6-7 лет способен концентрировать внимание на увлекшей его игре в течение 2 и даже 3 часов. Именно эту особенность детского внимания можно использовать, как основную на занятиях по развитию речи.
         Кроме того, нашим верным помощником в развитии речи детей, конечно же, станет их неуёмная познавательная активность, направленная на установление причинно-следственных связей между явлениями окружающего мира. Эта активность распространяется и на познание родной речи. Как часто слышим мы от детей вопросы типа «А почему голубя назвали голубем?» Этимология в данном случае придется как нельзя более кстати и поможет ответить на множество вопросов, возникающих в пытливых детских головках. Если же дети не задают взрослым подобных вопросов, педагог должен инициировать их сам. Ведь проникая вглубь слов, осознавая их корень, дети постепенно начинают усваивать суть отечественного языка в целом.
Прививая интерес к слову, к его сути, мы прививаем интерес к родной речи, можно даже сказать, к Родине. «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить и об отношении человека к его Родине», - писал К. Г. Паустовский.
         Каким образом можно начать работу в данном направлении? Детский ум пытлив, дети с рождения ориентированы на познание окружающего мира и установление причинно-следственных связей между явлениями. Именно на это и стоит ориентироваться педагогам старших и подготовительных групп на занятиях по развитию речи путем обращения к этимологии слов. Детей можно заинтересовать такими вопросами, как: «А почему одуванчик назвали одуванчиком?», «Почему самолёт зовут самолётом?» и тому подобными.
Занятия по этимологическому анализу слов могут включать различные сказки, построенные на поиске слов-«родственников». К примеру: «Как-то раз был у тётушки Воды День рождения. И пригласила она к себе в гости всех своих родственников. Сестрица Водица прибежала по камушкам. Внучка Водичка по травке прискакала. Водопад со скалы спустился. Водомерка по воде плавает, в озерце водоросли растут. Водовоз на лошади с бочками за водой приехал. А водитель с гармошкой пришел – для пущего веселья! Посмотрела тётушка Вода на всех гостей и сразу поняла – кто тут лишний, кто не из их семьи пришел. А вы, дети, поняли?»
          Для того, чтобы заинтересовать детей поиском слов-«родственников», можно придумать испытание: предложить пройти им полосу препятствий (разложенные веревочки, кирпичики, дощечки) – как будто бы перейти ручеёк. Но поставить условие – в путь может отправиться только тот, кто вспомнит, какие родственники пришли на День рождения к тётушке Водице.
На одном из занятий можно предложить детям поговорить о слове «семья», обсудить – кто входит в семью: мама, папа, ребенок, две бабушки и два дедушки. Изображения названных родственников разместить на доске. Затем попросить детей сосчитать – сколько всего членов семьи получилось, сколько же человек входит в семью? Затем написать слово «семья» как «7Я» и попросить детей подумать – почему же семью назвали «семьей»? Затем педагог должен объяснить, что семья бывает не только у людей, но и у животных, у птиц. Можно предложить детям назвать членов семьи гуся, лисы, волка, зайца, медведя и т.п. Обратить внимание на схожесть названий членов одной семьи. А затем объяснить, что и у слов тоже есть семья. Только слова – они как цветы, деревья. И у них тоже есть корни. Предложим для разбора слово «цветок». Для начала педагог просит детей придумать слова, похожие по звучанию на слово «цветок»: цветок – цветочек – цветёт – цветной. Когда прозвучит слово «цветной», педагог просит детей подумать – а почему же цветок назвали именно «цветком»? Наводящими вопросами подвести детей к пониманию того, как связаны слова «цветок» и «цвет», затем – «свет», без которого цветок не смог бы цвести.
           Конечно, поначалу работа над выявлением происхождения и смыслом слов может показаться детям сложной, непривычной и даже скучной. Именно для того, чтоб вдохновить детей на дальнейшие поиски в данном направлении, педагогам стоит воспользоваться наглядными пособиями при этимологическом разборе слова.
Так, к примеру, при разборе слова «одуванчик» можно показать сначала изображение самого цветка, а затем картинку, на которой ветер (или человек) сдувает с него семена.
Использование изображений однокоренных слов само натолкнет детей на правильное решение загадок. Ведь, по сути, весь этимологический разбор слов в старшей и подготовительной группах дошкольных учреждений превращается в разгадывание загадок. Если дети «загадывают» слова, этимология которых не прослеживается без этимологического словаря (к примеру, «берёза», «снег», «дождь», «зима»), то стоит объяснить им, что для того, чтобы разгадать эти слова, Вам необходимо посоветоваться с умной книгой – этимологическим словарем. Тем самым, воспитатель попутно приучает детей к мысли о необходимости пользоваться словарями и энциклопедиями при решении сложных вопросов.
           Конечно, работа со словарями, которую придется проводить воспитателю, отвечая на вопросы детей, может оттолкнуть некоторых от желания проводить занятия по этимологии в дошкольных образовательных учреждениях. Однако хочу заметить, что в век интернета и онлайн-словарей найти происхождение того или иного слова Вам не составит труда, а результаты этих занятий – несомненны. Они ярко проявятся после первых же шагов знакомства со смыслами слов и – затем - при закреплении у детей интереса к этимологии слов, Вы можете быть уверены, что Вы привили им языковое чутье, речевую культуру и орфографическую грамотность.
           Занятия по этимологии слова могут проходить как бы между делом – на прогулке, во время игры. Как если бы воспитатель загадывал загадки детям для того, чтобы развлечь их. К примеру, проходя с детьми мимо берёзы, воспитатель может сказать: «Кстати! Дети, а как вы думаете, почему берёзу назвали берёзой?» Но прежде, чем задать такой вопрос, стоит подготовиться, потому что сразу же после этого дети зададут Вам вопросы типа «А почему клен назвали клёном? Дерево – деревом? Траву – травой? Лист – листом?» и т.п.
Если дети не заинтересовались «игрой в слова» сразу, можно поощрять правильные ответы: на прогулке можно провести подвижную игру с прохождением полосы препятствий, совместив её с этимологическим анализом слова – к прохождению полосы допускается только тот, кто сможет разгадать загадку (например, почему землянику назвали «земляникой»?)
Начав искать слова, подходящие для разбора детьми, Вы постепенно начнете замечать их повсюду.
            Вы удивитесь, насколько интересны дошкольникам такие занятия и как быстро они запоминают значения, от которых произошло слово (даже иностранное), как спешат дети удивить родителей полученными знаниями. Я советую педагогам дошкольного образования обратить внимание на этимологию слов при проведении занятий по развитию речи и во время пребывания в дошкольном учреждении.

Поделиться: