Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Технологии семейного воспитания в дошкольном образовании
Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей. А.С. Макаренко
Семья является традиционно главным институтом воспитания дошкольника. Нравственные ценности, которые ребенок в детские годы приобретает в семье, регулируют его поведение в течение всей последующей жизни. Положительное воздействие семьи на личность ребенка происходит благодаря уникальной среде общения с самыми близкими для него людьми, которые любят его и заботятся о нем [1]. К сожалению, в современном мире дети часто испытывают дефицит общения в семье. А со старшим поколением особенно. Между тем, именно общение с бабушкой и дедушкой помогает ребенку познать нравственные истины и оказывает существенное влияние на формирование жизненной позиции ребенка по отношению к миру. Семейное воспитание обеспечивает нравственную преемственность поколений, сохраняет согласованность между домашним и общественным воспитанием ребенка. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа. Успех воспитательной работы в дошкольном образовании во многом определяется способностью воспитателя органично включить семью в воспитательный процесс. При этом особенность нравственного воспитания исключает попытку использования семьи для достижения целей педагога, а представляет собой процесс тьюторского сопровождения общения ребенка с членами семьи. Этот процесс включает в себя прояснение и согласование цели воспитательного мероприятия с семьей ребенка, создание условий для проявления инициативы общения со стороны ребенка, оказание поддержки и помощи для проявления самостоятельных действий ребенка и членов семьи, наконец, рефлексия полученных результатов в словах благодарности друг к другу. Алгоритм организации такого взаимодействия ребенка с членами семьи представлен в проектных технологиях. Пройдя под руководством педагога такой алгоритм взаимодействия и, осознав его результативность в нравственном воспитании ребенка, взрослые члены семьи могут использовать его самостоятельно. Таким образом, включенность семьи в воспитательную работу дошкольного учреждения обеспечивает результативность, как на стороне ребенка, так и семьи. Результативность и технологичность воспитательной работы с участием старших членов семьи в дошкольном образовательном учреждении можно показать на примере подготовки и реализации проекта «Бабушку и дедушку угощаем хлебушком». Приступая к разработке проекта, мы взяли за основу образовательного материала важные и интересные, не только для детей, но и для всей семьи ребенка события, связанные с трудовыми процессами выращивания пшеницы, выпечки хлеба, с изучением духовной роли старшего поколения в жизни всех членов семьи. Красной нитью реализации проекта является познавательно-исследовательская проектная деятельность детей. Организация самостоятельной работы опирается на возрастные особенности детей - необычайную активность и пытливость «почемучек» [2]. С родителями детей мы согласовали цель нашего проекта - развитие чуткого отношение детей к близким людям, через влияние семьи и ее традиции, с опорой на чувственный опыт ребенка. Поэтому ожидаемым результатом нашей работы стало ласковое, внимательное отношение наших детей к людям старшего поколения. Отсроченным результатом реализации проекта в семьях стали слова благодарности: «Спасибо вам, внук позвонил, сказал, что любит и скучает. Спешим в гости. Нас ждут». В рамках подготовки и реализации проекта мы решали следующие задачи: - пробуждать эмпатию и эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей; - формировать начальные предпосылки поисковой деятельности; - воспитывать бережное отношение ребенка к хлебу, как к результату человеческого труда. Эти задачи позволили интегрировать содержание проекта «Бабушку и дедушку угощаем хлебушком» в "паутинку" по образовательным областям:
Реализация проекта «Бабушку и дедушку угощаем хлебушком» осуществлялась в два этапа [3]. 1 этап. Совместная образовательная деятельность детей и взрослых «Пшеница»: Преднамеренный разговор с детьми после угощения их оладьями «Из чего испекли оладушки?» Цель: выяснить знания детей о хлебе по модели трех вопросов для постепенного погружения детей в тему проекта. В центре речи предложить детям рассмотреть иллюстрации изделий из теста, познакомить с названиями представленных хлебобулочных изделий, упражнять в умении их различать и правильно называть. Экскурсия на кухню «Откуда оладьи?» Цель: наблюдение конкретного трудового процесса повара-приготовление оладий. Лепка из глины «Рогалики, крендельки». Рисование красками«Ватрушечки». Лепка из пластилина «Булочки, плетенки». Чтение укр.нар.сказки «Колосок». Цель: на примере героев сказки познакомить детей с признаками проявления лености и трудолюбия, процессом приготовления хлеба. Познавательно-исследовательская деятельность в центре экспериментирования: обследование колосков и зерен пшеницы с опорой на модель (цвет, форма, плотность). Ритмопластика «растет колосок». Лепка из пластилина «Колосок».Рисование красками «Золотое полюшко». Рассказ воспитателя «Вершки – корешки» с демонстрацией плаката «Растение». Цель: познакомить детей с процессами роста и развития растения, функциями его частей, вызвать у детей любопытство и интерес к предстоящей деятельности.
Экспериментирование: 1 этап. Замачивание зерен пшеницы в воде. 2 этап. Проращивание ростков и корешков. 3 этап. Посадка проросших зерен пшеницы в землю. Игра – драматизация по сказке «Колосок». Цель: помочь детям создать целостный образ, в котором сочетаются эмоции, настроение и состояние героя, их смена и развитие, обогащать игровой опыт детей за счет имитации действий обработки пшеницы и выпечки хлеба. Игры с мукой и водой «Ладушки - оладушки». 2 этап. «Семья». Рассказывание детей по памяти с опорой на коллаж «Бабушка и дедушка - мои лучшие друзья». Цель: развитие связной речи: составление короткого рассказа, употребляя сложноподчиненные предложения с правильным использованием суффиксов и приставок для выражения отношений между объектами. Игра «Ой, что с тобой?» Цель: совершенствовать умения детей различать и называть эмоциональные состояния человека по изменениям мимики. Игровые проблемные ситуации: Цель: знакомить детей с ситуациями в природе, угрожающими здоровью; воспитывать заботливое отношение к близким людям. 3 блок «Хлеб» Образовательная ситуация в лаборатории «Где растет каша наша? Цель: познакомить детей с крупами : манка, ячмень и гречка, их происхождением. Создание коллекции «Какая бывает кашка?». Беседа «Каждую крошку – в ладошку» Цель: воспитывать у детей трепетное отношение к хлебу. Итоговая беседа с составлением коллажа «Как колосок стал пирожком». Экспериментирование выпечка хлеба в хлебопечи.Угощение теплым хлебом бабушек и дедушек, приглашенных на праздник. Музыкальный досуг «Бабушки и дедушки в гостях у внучат». Цель: пробуждать эмоциональную отзывчивость детей в общих играх, совместных праздниках; способствовать установлению добрых отношений между детьми и взрослыми; развивать умение элементарно договариваться о совместных действиях. Катехизическая беседа после праздника «Бабушке, дедушке позвоню, скажу, как я их люблю» Цель: побуждать детей проявлять свои эмоции, в зависимости от испытываемых чувств, и выражать их в речи. Итоговое мероприятие проекта – праздник с выпечкой хлеба «Бабушки и дедушки в гостях у внучат». Проект не закончился итоговым мероприятием. Результаты проекта еще долго обсуждались на сайте школы в разделе коллажа с фотографиями «Бабушка и дедушка – мои лучшие друзья», на форуме итогов выставки поделок, изготовленных детьми «Золотое полюшко», «Ватрушечки», «Подарок от внучат», «Рогалики, крендельки», «Колосок». Детские презентации результатов исследовательских работ "Проросшие семена пшеницы", "Выпечка ржаного и пшеничного хлеба", "Коллекция круп «Какая бывает кашка?» были награждены в рамках школьного конкурса исследовательских работ. Литература: 1 Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000. 2 Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986. 3 Проектная культура в современном образовательном учреждении: рабочая книга для руководителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся / В.Н.Виноградов, О.Г.Прикот, А.С.Родиков, Д.Н.Серебренникова; научн. ред. О.Г.Прикот; Агентство распространения инноваций в образовании. – Санкт-Петербург: Изд – во TVP inc.,2009, - 292 с.
Поделиться:Назад в раздел |