Поиск по сайту

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с ОВЗ (из опыта работы)


Авторcтво: Брыжахина Антонина Валерьевна, ГБДОУ компенсирующего вида №99 Выборгского района Санкт-Петербурга


      «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать» - писал В.А. Сухомлинский.
      Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.
      Воспитание любви к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Понимая важность нравственно-патриотического воспитания, мы изучили литературу по этой теме. В каждой работе нашли для себя интересные и приемлемые формы работы, сверили свою методику, увидели единомышленников.
      Актуальность нравственно-патриотической деятельности для нашей группы видим в необходимости для детей определения своей исторической и этнокультурной идентификации. Знакомство с историей, культурой, традициями народов нашей страны дает для каждого ребенка ответ на вопросы «Кто я? Откуда я?» Через приобщение дошкольников к народным символам нашей страны, традициям, историко-культурному наследию создаем условия для целостного развития личности воспитанника, формирования уважения к многонациональной культуре российского народа, умения взаимодействовать с окружающим миром.
Формируя подрастающую личность, мы делаем акцент на приобщении к красоте, добру, неповторимости родной природы, культуры, исторических достижений народов нашей страны. Стараемся вызвать желание участвовать в сохранении и преумножении этих достижений.
      Большое внимание мы уделили формированию предметно – пространственной среды. Картотеки загадок, стихотворений, игр, рассказов. Подборка пословиц, поговорок о Родине.
Картотека «Игры народов России». Самостоятельно разработали и изготовили разнообразные дидактические пособия по этой теме (игры, наборы картинок, альбомы, народные костюмы, материалы для конструирования и ручного труда). Собрали библиотечку с произведениями русских писателей, поэтов о родной стране. Создали аудиотеку с народными песнями, произведениями русских композиторов. Собрали атрибуты для подвижных игр: ленты, бубны, маракасы из подручного и бросового материала, платочки и тд.
      Решая задачи патриотического воспитания дошкольников, мы используем разнообразные формы и методы работы. Одной из таких полноценных, удачных форм является проектная деятельность. Работая над проектом «Символы Петербурга» ставили перед собой задачи знакомства детей с историей, памятными и знаковыми местами родного города, воспитания чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Реализуя проект разработали несколько маршрутов выходного дня, включающих в себя экскурсии по городу, в музеи. Вместе с родителями дети побывали в Петропавловской крепости, у Медного всадника, возле «Авроры», прогулялись у Адмиралтейства, побывали в Эрмитаже. О своих впечатлениях составляли небольшие рассказы-отчеты, приносили фотографии, оформляли книжки-малышки, делились впечатлениями с товарищами. Такие задания, маршруты, разработанные воспитателями, понуждали родителей отправиться с детьми в короткие путешествия и открыть для них родной город. Так родители становились первооткрывателями для детей, соучастниками общего интересного дела.
      Мы рассказывали детям об официальных символах нашего города: гербе, гимне, флаге. Собрали поэтические произведения и создали свой сборник любимых стихотворений о Санкт-Петербурге. Слушали музыкальные произведения, песни, звуки города, записанные на аудионосители.
      Мы разработали комплекс мнемотаблиц для рассказывания о символах города с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Эти таблицы помогают ребятам чувствовать себя увереннее при рассказывании, у них есть опора и поддержка. Они не бояться забыть или ошибиться, потому что всегда могут свериться с таблицей, воспользоваться ею. Разработали и самостоятельно выполнили дидактические и познавательные игры, игры-викторины на знание символов города. Продолжением всей речевой работы стали занятия по изобразительной деятельности: лепке, аппликации, рисованию. Выполняли работы нетрадиционными способами: лепили барельефы с изображением ростральных колонн и петербургских фонарей, выполняли мозаичную аппликацию Медного всадника, конструировали Исаакиевский собор и Адмиралтейство, рисовали решетку Летнего сада и ангелов города. Итогом проекта стал квест «Прогулка по весеннему Петербургу», во время которого дети совместно с родителями выполняли задания, отвечали на вопросы, передвигались от одного пункта к другому. В конце всех ожидал сюрприз: встреча с основателем города императором Петром 1 и праздничная ассамблея.
     Еще одним интересным проектом стал проект «Народные символы России». Здесь мы поставили перед собой следующие цель и задачи:
• создать условия для развития интереса к истории, культуре, национальным символам России.
• знакомство с символами нашей Родины;
• содействовать становлению исторической памяти и социокультурной идентичности;
• воспитывать патриотические чувства, уважение к историческому и культурному наследию;
• развивать ассоциативное восприятие, образное мышление, творческое воображение.

      Работая над этим проектом, мы также использовали разнообразные формы и методы. И в первую очередь, чтобы вызвать заинтересованность у детей, обратились к фольклору. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии детей.
      В беседах с детьми обязательно приглашаем детей к свободному обмену мнениями, поощряем высказываться о том, как они понимают смысл народных пословиц, поговорок, крылатых выражений, о чем они рассказывают, чему учат. Записываем высказывания детей и размещаем их в альбомах, знакомим с ними родителей.
      Заучиваем много стихотворений, потешек, считалок. Знания, закрепленные в поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию. Используем фольклорный материал для активизации и расширения словаря воспитанников. Много внимания уделяем разъяснению смысла непонятных слов, включая их тем самым в активный словарь. По примеру потешек, приговорок предлагаем ребятам создать свои рифмовки. Деятельность по изменению окончания сказки, придумывание загадок о различных предметах способствует интеллектуальному развитию, раскрепощению, свободе речи. Для снятия зажима используем говорунов. Это могут быть куколка, прилипала, наперсток с головкой, платочек, фигурка на палочке, от имени которой говорит ребенок.
Вместе с родителями и детьми создали коллекцию книжек-малышек по теме проекта. Создали мнемодорожки и мнемотаблицы о народных символах. Их используем для развития речи детей. Самостоятельно разработали и оформили дидактические игры: «Назови символ», «Собери символ», «Что было, что стало», «Слово рассыпалось», «Подбери название к схеме»; пальчиковые игры; русские народные музыкальные произведения(аудиозаписи). Собрали материалы для картотеки «Игры народов России». Разучили с детьми и применяем в разных режимных моментах подходящие игры. Провели для педагогов детского сада и родителей мастер-классы по использованию игр народов России.
      Обязательным элементом реализации проектов для нас стала разработка творческих заданий. Мы предлагаем, а дети совместно с родителями выбирают то задание, что показалось им наиболее близким и интересным. После выполнения и подготовки дети выступали перед группой с рассказом о своем символе. Например, из рассказа о березе все с интересом узнали, что дышит она через темные пятнышки на коре. Для чего нужны и чем полезны березовые веники, как используют березовую древесину. Нашли подтверждение народной примете о листьях березы осенью: если они долго не опадают, то снега будет мало. Так и случилось этой осенью и зимой. А рассказывая о валенках, воспитанник не только поведал о том, как из валяют. Но и показал свое фото рядом с самым большим валенком страны. Затем вместе организовали эстафету в валенках «Кто быстрее».
      Регулярно слушали в аудиозаписях народные песни, произведения русских композиторов. Рассматривали живописные произведения русских художников, знакомились с художниками-иллюстраторами детских книг. Но все же главным занятием ребенка есть игра. Мы подготовили и играли с детьми в «Путешествие по России», «Прогулку по Петербургу прошлого», «Пограничников», «Бал во дворце». В строительных играх воспроизводили архитектурные памятники нашего города, придумывали здания будущего.
      Итоговым продуктом проекта стал «Словарик юного россиянина», в котором размещены короткое описание народного символа России, начальная буква этого слова и изображение символа, выполненное нетрадиционным способом. Это аппликации из ткани, фольги, кружева, бросового материала, веревок, ниток, которые мы сделали вместе с детьми. Этот «Словарик» мы постоянно используем в работе с детьми при изучении различных лексических тем, используем при обучении чтению, звуковом разборе слов, как образец для творчества. Одновременно познакомили детей со словарями, объяснили какие бывают словари, для чего они нужны. С интересом дети восприняли инструктаж по пользованию словарями «Как найти нужное в словаре». Каждый находит в нашем словарике что-то интересное и полезное для себя.
Особое место занимает работа по нравственному развитию дошкольников с ОВЗ. Важным моментом нравственности является доброта, умение сопереживать. Обращаем внимание детей на правила общения, доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощи, принятия другого человека. Беседы и свободные обсуждения темы инвалидности, пожилого возраста, особенностей характера разных людей занимает значительное место в нашей работе. Вместе с детьми мы подготовили коллажи и информационные стенды, папки-передвижки и газеты ко многим общественно значимым событиям: дню пожилого человека, дню инвалида, дню матери, дню юридической помощи и дню прав ребенка. Больше всего дети любят дарить в такие дни подарки. И поэтому к каждому событию мы вместе готовили подарки и вручали их бабушкам и дедушкам, мамам, папам, ребятам из соседней группы, автомобилистам, школьникам.
     Особенным днем стала годовщина снятия блокады Ленинграда. Этому событию мы посвятили Неделю памяти «Венок славы», в ходе которой мы читали книгу Н.Ходза «Дорога жизни» с обсуждением прочитанного, провели мастер-класс по изготовлению памятных ленточек и знаков «Разорванное кольцо». Мы совершили виртуальную экскурсию по местам памяти, посмотрели интерактивную презентацию «Блокада Ленинграда». Не нагнетая страхов, не заостряя внимания на ужасах блокады, рассказывали детям о мужестве, героизме, славе жителей непокоренного города. Это дало отклик, и дети сами хотели поделится тем, что они узнали об этом событии из других источников, из личных историй их семей.
      Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна. Ребенок впервые открывает Родину в своей семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как труд, долг, честь, Родина. Формирование чувства любви и привязанности к родному дому – это первая ступень духовно нравственного воспитания. Мы работаем в тесном взаимодействии с родителями. Привлекаем их к выполнению творческих заданий, подготовке к мероприятиям в группе и детском саду. Помощь родителей важна и не может быть переоцененной. Чтобы определить отношение родителей к этому направлению в работе мы в начале учебного года проводим анкетирование. Анализ анкет показывает положительное отношение родителей к инициативам воспитателей. Для информации о своей работе используем родительский уголок. В нем есть рубрика «Советы для родителей», в которой периодически сменяются материалы о воспитании: «О воспитании с любовью», «Советы бабушек», «Как играть с ребенком?», «Как вести себя взрослым, если ребенок играет» и др. В уголке «Для чтения дома» помещаем фольклорные материалы, интересные книги для домашнего чтения и обсуждения.
      Считаем, что можно и дальше развивать эту тему. Народная игрушка, народные промыслы, традиции и подвиги русского народа дают широкий простор для творчества, для полноценного формирования ребенка, как личности. Семья и детский сад здесь составляют одно целое.

                          Литература:

1.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004 г.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», подготовительная группа» - Москва, 2008 г.
3. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005 г.
4. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»,Сфера, Москва, 2009 г.
5. Петрова В.И., Стульник Т.Д.. «Нравственное воспитание в детском саду.» - М., Мозаика-Синтез, 2008 г.

Поделиться: