Поиск по сайту

«Почувствуй историю»: заключительные уроки истории в формате дистанционного обучения в 10 классе


Авторcтво: Кононенко Елена Сергеевна, учитель истории и обществознания, ГБОУ № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Дистанционное обучение стало непростым испытанием для всех участников образовательного процесса. Ученики должны были собрать всю волю в кулак и проявить высокий уровень самодисциплины. Родители, в свою очередь, обязаны были контролировать выполнение домашних заданий и вовремя «придавать» ускорение своему ребенку, если он пропустил дэдлайн.
Огромная нагрузка в этой ситуации легла и на учителей! «Какие образовательные ресурсы выбрать? Как сделать уроки интересными, познавательными, продуктивными для учеников? (Ведь все мы прекрасно понимаем, что конспектирование учебника - не самое привлекательное занятие для учащихся...) Что необходимо сделать для того, чтобы каждый ученик получил полноценную обратную связь о своей работе, даже если в каждом классе не менее 30 человек, а то и больше? Как проверить знания учащихся, а не получить списанные под копирку работы? С этими и многими другими вопросами, уверена, столкнулся каждый из нас, и каждый решал их по-своему.
       Познакомившись с огромным количеством образовательных платформ, которые зависли в первый же день дистанционного обучения, я решила разработать свой сайт: https://clck.ru/Mgyw4 . Здесь учащиеся 9 и 10 классов открывали уроки по истории и обществознанию, полностью прописанные по каждой теме.
Выполняя задания как по учебнику, так и по художественным фильмам, встречая мемы, интересные факты прошлого и современности, которых нет в пособиях, учащиеся осваивали темы. Но осваивали ли? Самостоятельную работу устроить в условиях дистанционного обучения было достаточно сложно. Листочки и задания в такой ситуации невозможно раздать, да проследить за честностью выполнения достаточно сложно. Именно поэтому был разработан не только сайт на платформе Google, но и созданы тестирования в Google-формах, с одним из которых Вы можете познакомиться здесь: https://clck.ru/NYJeD.
       Скучая по школе и живому общению с учениками, многие учителя проводили конференции. Так и учащиеся ГБОУ школы №482 в Zoom-е «свершили революцию 1905 - 1907 годов», разобрали практические задания по обществознанию, связанные с уголовными правонарушениями, обсудили бесчеловечность Холокоста и, примерили на себя различные ситуации, связанные с проявлением героизма наших соотечественников во время Великой Отечественной войны. Это сделало обучение еще более разнообразным!
Была проделана колоссальная работа: прочитано и проверено более 1200 заданий, на электронной почте 570 писем от учащихся получили ответ и подробные комментарии, а про социальную сеть Вконтакте и говорить не стоит…
       И вот наконец-то наступили последние уроки! Как сделать их яркими и интересными? Как превратить для учащихся 10 класса Великую Отечественную войну из того, что «было когда-то давно и нас не касается», в трагедию, которую дети смогут осознать и прочувствовать? Именно последнее слово и породило одно из заданий завершающего урока – «Челлендж «Хлебная карточка», с подробным описанием которого Вы можете ознакомиться, совершив переход по ссылке - https://clck.ru/NmNYY . Суть задания состояла в том, чтобы учащиеся осознали, насколько сложно пришлось жителям блокадного Ленинграда в те далекие годы. Выполнение этого задания было добровольным, но при этом нашло живой отклик среди учащихся! Они записывали голосовые сообщения, рассказывая о том, как проходит их «голодный» день. Многие потеряли вес всего за один день примерно на 1 килограмм и осознали тяготы блокады. От понимания того, что так происходило почти каждый день, что люди таяли на глазах, становилось по-настоящему страшно и больно, а история перестала быть такой далекой и трагедия блокады стала по-настоящему «живой» для многих учащихся…
Наглядно-образное мышление, характерное для современного поколения, по-служило основой для второго задания «Елена Сергеевна, посмотрите!». Учащиеся должны были подобрать 5 самых ярких, сильных, проникновенных фильма про войну и рассказать о них по плану, предложенному в задании - https://clck.ru/NmNYY. И вновь задание, которые не являлось обязательным, стало невероятно популярным!
       Ученики давали потрясающие описания фильмов! Но среди всех работ стоит выделить одну, видео которой размещено по ссылке - https://clck.ru/NmP7a (а так же на Youtube – https://www.youtube.com/watch?v=2JzBLzyoqMI&feature=emb_logo). Двое учащихся 10 класса смонтировали потрясающий обзор на 5 фильмов о войне, среди которых есть как фильмы современности, так и советские киноленты!
       На третье задание, как бы странно это ни звучало, вдохновение нашлось благо-даря нашумевшей публикации Белого дома в официальном Instagram-аккаунте. Задание было направлено на развитие критического мышления, анализ информации и умение обоснованно изложить собственные мысли в письменной форме. Используя знания, полученные на дистанционном обучении, учащиеся должны были не только привести аргументы против справедливости подобных публикаций (как это сделали все СМИ), но и постараться найти аргументы «ЗА»!
Подобные задания, разработанные для привлечения учащихся к одной из самых важных тем русской истории, Великой Отечественной войны, позволили по-настоящему прочувствовать, окунуться в ту страшную историческую реальность, память о которой необходимо хранить и с почтением относиться к подвигам, совершенным героями войны!
      Благодарные отзывы учеников за подобный формат заданий и в целом дистанционное обучение (Приложение) убеждают, что его реализация возможна и может быть вполне эффективной!
Даже в условиях дистанционного обучения обычные уроки можно превратить в увлекательное путешествие по различным странам и континентам, развивать критическое мышление, анализируя и обсуждая курьезные исторические ситуации и произведения искусства. Главное – быть на «одной волне» с учениками! Используйте не только картины и карикатуры, но и мемы, музыку прошлого и настоящего, показывая ценность каждого времени и его вклад в мировое развитие! Рассказывайте просто о великих людях и их судьбах, чтобы ученики осознавали, что даже из простого грузинского мальчонки, обучающегося в духовной семинарии, может вырасти «вождь страны»!
      «Какой будет эта самая история и мир вокруг – зависит от каждого человека» - эту мысль необходимо не только передавать учащимся, но и осознавать ее самим учителям.

Поделиться: