Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Мы – единомышленники (методическая разработка)
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. Прогимназия, в которой мы работаем – это образовательное учреждение, где дети пребывают полный день, что обуславливает определенную специфику работы. Первая половина дня – учебный процесс, где дети находятся с учителем. Во второй половине дня дети вместе с учителем и воспитателем выполняют домашнее задание, гуляют, занимаются в группах по интересам. Так как учитель и воспитатель находятся с детьми в течение всего дня, то мы взаимодействуем не только с детьми, но и с членами их семей. От результативности этой работы зависит формирование позиции родителей, как единомышленников и соучастников учебно-воспитательного процесса. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения результативно в условиях педагогической поддержки индивидуальности ребенка, ориентируемой на весь комплекс требований, предъявляемых сегодня к воспитанию нравственного человека, охране и укреплению физического и психического здоровья детей. Поэтому в своей деятельности мы исходим из глубокого убеждения, что дети способны адаптироваться в школьном коллективе, если создать необходимые условия не только для самого ребенка, но и для его семьи. Социальный опыт ребенка - это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, и семья, в которой он воспитывается. Одним из основных принципов работы по созданию сообщества класса (дети - родители - педагоги), как коллектива единомышленников, мы считаем установление у семьи и образовательного учреждения единых целей и задач, содержания и методов воспитания. Ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей. При этом учитель совместно с воспитателем прилагают максимально свои педагогические усилия для того, чтобы ребенок выступал в роли участника коллектива при активной поддержке его семьи. На основе нашего личного опыта мы пришли к выводу, что наиболее эффективными являются интерактивные формы взаимодействия с семьей, при которых любой родитель имеет возможность проявить себя в роли организатора, участника и зрителя вместе с педагогами и своими детьми. Наибольшая инициативность родителей учеников проявляется при организации деятельности семейных клубов, творческих студий. Результатом нашей совместной педагогической деятельности стало формирование сплоченного коллектива дети – родители – педагогическая команда класса, установление взаимопонимания и доверительных отношений родителей и педагогов, формирование единой среды воспитания ребенка. Таким образом, целью нашей работы мы считаем осуществление продуктивного взаимодействия с родителями для формирования единой среды воспитания ребенка. Основные принципы: 1. Принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей. 2.Принцип непрерывного развития каждого ребенка. Общее развитие включает в себя - эмоциональное и нравственное развитие; - эстетическое развитие; - физическое развитие; Принцип общего развития предполагает обеспечение максимально широких возможностей для разностороннего развития ребенка, для выбора каждой семьей своего пути существования с ребенком в соответствии с уровнем развития и ясно намеченных путей продвижения. Задачи: · формировать познавательные интересы ребенка и готовность родителей к педагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка; · воспитывать чувства уважения к ребенку со стороны родителей; · воспитывать социальную адаптированность ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе путем приобщения родителей к школьной жизни ребенка: · формировать в ребенке и в семье осознание ценности здорового образа жизни; Учитывая творческий потенциал родителей учеников, их активную позицию, готовность откликнуться на любую идею педагогов класса и творчески воплотить ее, а так же индивидуальные личностные особенности класса, в котором я, Каткова Е.М. работаю учителем, а Вовк. Л.Н. работает воспитателем, наиболее продуктивной формой работы явилась организация творческой студии родителей учеников. Следует отметить, что при другом подборе коллестива родителей, вполне вероятно эффективной была бы другая форма взаимодействия. На начальном этапе были определены направления, виды и формы деятельности творческой студии:
Этапы формирования творческой студии родителей учащихся:
План работы
В заключении, хочется отметить, что описанный выше опыт взаимодействия с семьей высоко результативен. Это выражается в повышении взаимного уважения всех участников педагогического процесса. Повысился уровень толерантности, добродетельности и заинтересованности в успешном сотрудничестве всех членов школьного коллектива, так как главной целью нашей работы являлся сам ребенок, его склонности и интересы, его отношение к жизни и самому себе. Мы все являемся авторами совместно принимаемых решений и, конечно, вместе их выполняем. Весь класс стал группой единомышленников, умеющих работать в коллективе. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если педагог вместе с родителями в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищества, гражданского долга, творчество ребенка. Создание атмосферы доверия и взаимопомощи положительно сказываются на результатах учебы детей. Мы считаем, что апробированный нами опыт работы может быть интересен воспитателям всех ступеней образования, учителям начальных классов, социальным педагогам, педагогам-психологам. Поделиться:Назад в раздел |