Поиск по сайту

Готовим ребенка к школе (неожиданный аспект)


Авторcтво: Шаволина Анна Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №25 Выборгского района Санкт-Петербурга


Часто педагоги в своей практике сталкиваются с проблемой как объяснить дошкольнику что такое тетрадная клетка, видеть ее и уж тем более в ней ориентироваться. Особенно это актуально к 5 годам, когда ребенок начинает интересовать ребусами, картами, числами и т.п. Учителя начальных классов сталкиваются с проблемой ориентировки на тетрадном листе в клетку, дети испытывают определенные трудности.

К пяти годам ребенок уже знает, что такое вертикаль, горизонталь, может ориентироваться на листе бумаги: где вверх и низ листа, лево и право, может показать стороны и углы квадрата. Это часть подготовки к работе с клеточкой. Но бывает и так, что ребенок хорошо ориентируется на листе бумаги, а видя клетку теряется, он не может понять, что значит «через клеточку». Многие считают, что только систематическая тренировка позволит ребенку ориентироваться в тетради в клетку. Игровые занятия по подготовки к школе, такие как «рисуем по клеточке» или графический диктант, доставляют ребенку много неприятных чувств от того что у него не получается правильно выполнить задание. А ведь всего-то надо, один раз ребенку грамотно показать, именно показать, что такое клетка, для того чтобы игры с клеткой в дальнейшем ребенку доставляли огромное удовольствие.

На протяжении многих лет, я пользуюсь созданной мною методикой, которая помогает моим воспитанником быстро познакомится с клеточкой.

Этот метод хорош тем, что он завораживает ребенка, удивляет, как фокус.

Для этого нам понадобиться: лист бумаги, пять фломастеров разных цветов: синий, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фишки или игрушки из «Киндер сюрприза», картинки предметов (платье в клеточку, обои, решетка на окнах, кафельный пол, клетка для птиц, вафли, тетрадь, футляр для очков и т.п.), крупные трафареты различных предметов и животных.

Исходя из опыта работы, могу сказать, что дети лучше понимают и принимают информацию, когда работаешь или с каждым индивидуально или с небольшой подгруппой детей до 4 человек. Педагог может нарядиться фокусником (плащ и шляпы). Из психологии известно, все что нас удивляет и радует запоминается быстрее.

Методика состоит из двух шагов: 1 шаг – объяснительно-иллюстративный, 2 шаг- игровой и включает себя технологию ТРИЗ.

Ход реализации методики.

1 шаг – объяснительно-иллюстративный

На столе перед детьми лежит лист белой бумаги (принципиально белой) размером 21 на 21 и 5 фломастеров в состав которой обязательно должен входить синей потому, что тетради в клеточку в основном синего цвета. Важно чтобы фишки и игрушки лежали в стороне и не отвлекали.

Педагог достает белый лист бумаги квадратной формы (можно из шляпы)

«Дети, что у меня в руках? Это белый лист бумаги. Какой он формы? – квадратной. Это квадрат. На что похож квадрат? (ответы детей) Квадрат похож на тетрадную клеточку. Чем схожи квадрат и клеточка? Правильно у квадрата и клеточки есть углы и стороны.» ( рис.1)

Рис.1

Во время показа обведите синем фломастером стороны квадрата.

«Фокус – Покус. Ребята, посмотрите у нас есть клеточка. А хотите, чтобы их было больше? Как вы думаете, что для этого надо сделать? (варианты детей) И так, Фокус – Покус: превращаем одну клеточку в четыре! (рис.2)

Складываем лист по диагонали и вертикали. Раскрываем перед детьми и показывает рисунок после сгиба.

Рис.2

«Посмотрите, что у нас получилось? Четыре клеточки! Давайте их найдем.»

Обратите внимание детей на то, что эти четыре клеточки похожи тоже на квадраты и имеют тоже стороны и углы, это важно будет для дальнейших объяснений и понимания. (рис.3).

Предлагаем одному из воспитанников взять фломастер любого цвета и обвести все стороны любой понравившейся ему клеточки.

Помогаем ребенку обвести линии сгиба выбранной клетки. Затем каждый ребенок обводит выбранную им клетку. Обращаю внимание детей на то, что соседние клетки имеют общую сторону.

«У Настиной клеточки есть общие стороны с Леней и Валей. У Лениной клеточки есть общие стороны с Настей и Светой, у Валиной клеточки общие стороны с Настей и Светой.»

Рис.3

Настя

Леня

Валя

Света





«Ребята? Как вы понимаете слово «общее»? (ответы детей)

«Что может быть общего у людей? – Идеи, мысли, квартира, родители и т.д.

«Вам понравился фокус? А как вы думаете, можно сделать еще больше клеточек из квадрата (ответы детей).»

Берем второй квадрат и складываем снова в несколько раз лист чтобы получилось 16 клеток (рис.4)

Рис.4




Раскрываем лист перед детьми и вместе удивляемся. Обводим синим фломастером все 16 клеток. В этом процессе неважна аккуратность линий, важен принцип. Сначала все горизонтальные линии потом все вертикальные линии проговаривая свои действия. (закрепляем представления понятия горизонталь и вертикаль)

«Мы обвели квадратики синим цветом. Валя, покажи пальчиком любой квадратик. Леня, покажи квадратик. Молодцы. Это все клеточки. Я посчитаю клеточки, а вы мне помогайте.»

Включаем метод ТРИЗ-метод синектики (аналогии). Этот метод учит классифицировать и обобщать предметы по различным признакам.

«Ребята, а где можно в окружающим нас мире встретить предметы похожие на клетку?» (клетка для птиц, решетка на окнах, вафли, кафель на полу и стенах, полочки в шкафу, одежда в клеточку и т.п.)

«Хотите еще посмотреть фокусы?! Фокус-Покус!» (достаю из шляпы игрушки из киндер-сюрпризов). Предлагаем детям взять по четыре игрушки и поставить их в клеточки. Посмотрите сколько много игрушек.

Возможен и другой вариант- Валя ставит игрушки на нижний ряд, Света на второй ряд клеточек, Леня на третий ряд, а Настя на самый верхний.

Усложнение - лист крутить перед детьми показывая разные стороны и варианты. Если лист повернуть, то на первой ряду окажутся другие игрушки и т.д

2 шаг

Складываем снова   в несколько раз лист чтобы получилось 64 клетки. ( рис.5)

Рис. 5






Раскрываем лист перед детьми и вместе удивляемся. Обводим линии сгиба фломастером синего цвет. Получилось 64 клеток. (обводим все линии по горизонтали и все линии по вертикали)

Снова предлагаем детям взять киндер игрушки и поиграть с клеточкой.

1. «С кочки на кочку» Игрушки перепрыгивают через клеточку, через две клеточки и т.д.

2. «Навигатор» Игра проходит как графический диктант «Я навигатор буду вести тебя к дому (любой вариант: к другу, к магазину и т.п.). Две клеточки вправо, три клеточки вверх и т.д.

3 «Рисуем животных по клеточки». На ранее приготовленных листах, сложенных точно таким же образом, рисуем по предложенному образцу животных.

Игр можно придумать множество.

Вариант - творческий.

Предложить детям нарисовать самим клеточки точно также как мы делали: сначала горизонтальные линии потом вертикальные и их раскрасить в любимые цвета. Когда рисунки будут готовы, накладываем по верх рисунка крупные трафареты и широко улыбаемся (слон в клеточку, машина в клеточку жираф в клеточку и т.д.)

Всем желаю творческих успехов!


Поделиться: