Поиск по сайту

Чтение сегодня: к разговору о предстоящем Книжном салоне


Авторcтво: Свирина Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры основного среднего и общего образования СПБ АППО, научный руководитель ассоциации гимназий Санкт-Петербурга


                Каждый шестой не читающий подросток – это пять-шесть, в среднем, учеников, никак не интересующихся книгой в каждом седьмом классе. К девятому классу их, если верить цифрам, становится вдвое меньше, и одновременно уменьшается объем, и, как следствие, качество читаемых книг. Парадокс? Что с этим можно сделать? Надо ли делать что-то? Это не только вопрос теоретический, он лежит в практической области ежедневной работы. В этой связи необходимо услышать мнения, понять позиции учителей литературы, библиотекарей, постоянно работающих с этой возрастной аудиторией. На Круглом столе для родителей, учителей, библиотекарей: «Подростковая романтика в зеркале столетия: что читать сегодня?», проходившем в программе Санкт-Петербургского Международного книжного салона 27 мая 2017 года, об этом говорили педагоги-практики, методисты, библиотекари (организатор работы Круглого стола и ведущая Свирина Наталья Михайловна, со-ведущий - Терентьева Нина Павловна, доктор пед. наук, профессор кафедры литературы и МОЛ Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета).
                Вопросы о необходимости приучения подростков к чтению звучали остро; позволю привести фрагменты выступлений, выступления и тезисы профессиональной аудитории. Интересны и важны проверенные опытом работы позиции и мнения, прогнозы, ожидания профессионалов и приемы, проработанные учителями, библиотекарями.
               Тезисы.
 Необходимость создания атмосферы уюта и свободы в детской библиотеке - один из стратегически важных путей, ведущих подростка постепенно, визит за визитом, к книге, – такова профессиональная позиция Ирины Викторовны Семеновой (Выборг), директора МБУК "Межпоселенческая библиотека Выборгского района Ленинградской области";
 «К чтению надо понуждать подростков…» - уверена Алла Викторовна Константинова, преподаватель русского языка и литературы Кронштадтского морского кадетского военного корпуса;

                                    Полные версии выступлений педагогов

Воскобоева Елена Владимировна,
кандидат филологических наук,
учитель русского языка и литературы
 ГБОУ школа №508 Московского района
Санкт-Петербурга

             «Хорошее время»: к вопросу о подборе книг среди современной подростковой литературы.

                                                                                                       Дети рождаются и вырастают. Очень быстро. Слишком быстро.
                                                                                                                                                        Маша Трауб «О чём говорят младенцы».

          Вопрос «что читать сегодня?» актуален. Кстати, не только для подростков: на книжных полках обилие литературы самых разных авторов, жанров, форматов. Взрослый глаз теряется при выборе своей книги, и зачастую продавцы не в состоянии подсказать, какую именно книгу необходимо посоветовать. В этом случае они ориентируются на тонкие маркетинговые ходы: узнают запросы покупателя как будущего читателя и согласно полученной информации подбирают что-то подходящее.С подростками в точности наоборот: они точно знают, что хотят прочитать. Можно назвать это особенностями возраста, поскольку психологи четко выделили потребности растущего организма от 12 до 17 лет (именно такую периодизацию подросткового возраста называет современная наука). Большинство потребностей ориентировано на формирование и развитие ценностно-личностной и эмоциональной сферы, поэтому многие подростки останавливают свой выбор на книгах, рассказывающих о межличностных отношениях. Во многом этому способствует школьная программа по литературе. Интерес к межличностному общению и умению построить прочные связи с окружающими вызывает в свою очередь страх неумения построить эти связи, наладить контакт с интересующим подростка объектом: родителями, учителями, одноклассниками, лицами противоположного пола и пр.
         Кроме этого, психологи также называют некоторые виды «страхов», которые испытывает ребенок: страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим; страх провала, осуждения и наказания; страх физических уродств; страх одиночества; страх бесперспективности и невозможности самореализации.
Поэтому и выбор литературы соответствующий. Не всегда родителям и педагогам нравится то, что читают современные дети, они скептически, зачастую осуждающе относятся к таким авторам, например, как Стефани Майер или Джон Грин, из-за «плоскости» сюжета или отсутствия претензии на «высокую» литературу. Но в этих текстах рассказывается о взаимоотношениях между людьми, об отношениях в семье, поднимаются вопросы помощи и взаимовыручки, то есть присутствует определенный моральный кодекс, на который ориентируется современный подросток и которому следует. Ошибкой взрослых, на наш взгляд, будет запрещать некоторые книги из-за поднятия в них тем наркомании, суицида и пр. Подобные тексты повествуют о причинах и последствиях неправильного шага и, как нам кажется, во многом могут грамотно направить подростка, помочь ему в преодолении страха разговора со старшими и т. д. Конечно, эти тексты — острое лезвие ножа и прогулка над пропастью, и ребенок с неустойчивой психикой может совершенно иначе поступить, рассчитав книгу как руководство к действию, поэтому контроль и знание того, что читает ребенок, необходим.В свете вышесказанного представляем некоторые рекомендации для чтения современной подростковой литературы, так называемого психологического young-adult романа.
 
     1. Роман американской писательницы Кэрол Рифки Брант «Скажи волкам, что я дома» (2012) повествует о четырнадцатилетней школьнице Джун Элбас, которая осознает свою «непохожесть», даже дома она чувствует себя белой вороной. Однажды ее единственный друг дядя Финн Уэйсс, талантливый художник, погибает, и его смерть становится ударом для девочки: она, пытаясь перенести тяжелую потерю в одиночку, замыкается в себе. Что поможет преодолеть горе? На какие вопросы должна ответить Джун, чтобы понять себя и свою семью? В книге много глубоких размышлений подростка о жизни, о любви, о людях: «... смысл в том, что противоположности притягиваются, но мне лично кажется, что в реальной жизни все происходит иначе. В реальной жизни нам хочется, чтобы ря¬дом был тот, кто по-настоящему близок. Кто понимает тебя с полуслова, а часто — и вовсе без слов». Или: «Наблюдать за людьми — увлекательное занятие, но тут надо быть осторожной. Нельзя, чтобы люди заметили, что ты на них смотришь. Иначе на тебя будут коситься, как на какую-нибудь преступницу. Наверное, это и правильно. Наверное, это действительно преступление, когда ты пытаешься раз¬глядеть в людях то, что они не хотят показать посторонним».

     2. Роман французской писательницы Анна Гавальда «35 кило надежды» (2002) рассказывает о выборе жизненного пути, о силе любви и преданности, о семье и о мечтах, о желаниях и действиях. Главный герой — тринадцатилетний подросток Грегуар Дюбоск, который в начале повествования предстает семилетним. По мере взросления он ищет себя, ему не хватает понимания со стороны родителей, которые заняты своей жизнью, своими делами, к тому же друг друга не любят, не слышат, не общаются. Грегуару не хватает поддержки, которую он находит в лице любимого дедушки, много времени проводя вместе с ним в его мастерской: «Вот что я тебе скажу, дружок: несчастным быть куда легче, чем быть счастливым, а я не люблю, слышишь, не люблю людей которые ищут легких путей. Не выношу нытиков! Будь счастливым, черт побери! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!» Мудрые слова дедушки помогли Грегуару преодолеть трудности и понять, чего он хочет от жизни.

3. Роман российской писательницы Маши Трауб «Наша девочка» (2015) о детстве. Опять о взрослых, которые не уделяют должного внимания своим детям. О детях, которые без взрослых превращаются из неумелых и чахлых в бойких и энергичных. Девочка Катя, которую мама отправляет в южное село к бабушке (которую девочка никогда не видела), оказывается в неизвестном месте с неизвестными ей людьми. Продолжение этого сюжета нестрашное: Катю берут под опеку, дают ей новое имя Карина, и жизнь играет другими красками. Несомненно, поднимаются вопросы ответственности (и безответственности), умения адаптироваться, общаться с людьми и пр.: «Всякое в жизни бывает. Но ты не одна, запомни. Один человек никогда не останется, только если сам того не захочет. Тебе кажется, что ты одна, но это не так. И если тебя сюда судьба привела, значит, так было нужно. Для тебя нужно. Только от тебя зависит - справишься или нет». И вновь мудрые слова старшего поколения.

4. Роман английской писательницы Элис Петерсон «Только будь со мной!» (2015) является биографическим. Сама Элис оставила карьеру профессиональной теннисистки, поскольку в 18 лет ей был поставлен диагноз ревматоидный артрит. Преодолев сложности, связанные с адаптицией себя в мире физически здоровых людей, Петерсон основной тематикой своих текстов сделала жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья.
В книге кроме родительского тепла и дружеского общения героиня Кассандра Брукс, потеряв способность самостоятельно передвигаться после страшной катастрофы, знакомится со псом-поводырем, который помогает ей в преодолении трудностей. Важный момент в романе связан с попытками сохранить свою самостоятельность и независимость, в частности, уметь передвигаться или встречаться с друзьями в другом городе, отправляясь к ним на поезде в инвалидной коляске. Страшным психологическим решением для Кассандры становится просьба о помощи, что, по мнению автора, мешает ей жить полноценно: «Чтобы оставаться независимым, необходимо уметь просить о помощи, когда ты в ней нуждаешься». Или: «Наша гордость мешает нам понять, что только помощь других людей позволяет нам не сдаваться и двигаться дальше». Наконец: «Быть слабой – нормально».

5. Роман американской писательницы Венди Хиллинг «Моя жизнь в его лапах. Удивительная история Теда – самой заботливой собаки в мире» (2017) тесно свя¬зан с предыдущим текстом. Писатель¬ница страдает от врожденного буллезного эпидермолиза (так называемого «синдрома бабочки») - её кожа при малейшей внешней или внутренней (эмоциональной) реакции покрывается волдырями. Это состояние влияет на горло, которое также может покрыться волдырями и стать причиной остановки дыхания. Венди и ее муж взяли из центра поводырей золотистого ретривера Эдварда, который стал им помогать.
Биографический роман повествует о взаимной привязанности человека и животного, о доброте, о любви, о жертвенности и преданности: нежный и преданный пес по¬дарил Венди свободу, помог раскрепоститься и стать общительнее, показал, что она может положиться на него во всем и даже доверить ему свою жизнь. «Мое горло меня постоянно убивало, жизнь превратилась в сплошной кошмар. Мне постоянно было плохо, приходилось держаться за Петра. Давление на мужа было просто огромным. Эдвард стал нашим спасителем. Я так к нему привыкла, вы не представляете, как он мне помогает. Это общение, он стал моим обезболивающим», — рассказывает миссис Хиллинг.

6. Роман белорусских писателей Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Открытый финал» (2016) рассказывает о воспитанниках студии бального танца, каждый из которых переживает свои личные драмы. Однажды они сталкиваются с драмой общей: судьба их тренера Егорова под угрозой. Авторы поднимают множество актуальных подростковых тем: поиски истины и справедливости, влюбленность и взаимоотношения, сложности общения со сверстниками (тема кибербуллинга) и с родителями (классическая тема «отцов и детей»). С этой точки зрения особенно примечательны диалоги:
«- <...> Я же всем для тебя пожертвовала! Я же... Я же ночей не спала! Я же певицей стать могла! Знаешь, как я в молодости пела...
- Ну так пой, мама! - тихо, но внятно сказал Лев. - Пой!»
Или:
«- Полина, - взмолилась мама, - это очень важно...
- Что важно? - спросила Полина.
- Все! - твердо ответил папа.
- Все я не потяну. Выберите самое важное.
Предложение застало семью врасплох, единый фронт рассыпался».

          В целом наша подборка не отвечает всем запросам подростков в современном мире, но отмеченная нами выше тема физического и психологического взросления ребенка и его межлич¬ностных отношений хорошо поднимается в данных произведениях.

Обухова Марина Юрьевна,
учитель литературы гимназии 171

        "27 октября 2016 года в Москве в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям состоялась X Юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы». Одним из основных выводов, прозвучавших на конференции, был вывод о том, что современный читатель все чаще предпочитает электронную книгу бумажной. Этот безобидный, на первый взгляд, переход от одного информационного носителя к другому несет за собой серьезные последствия. Конечно, призывать сегодня современного подростка к чтению книги только на бумаге было бы бессмысленно. Удобство, быстрота получения информации, возможность увеличения размер шрифта во время чтения – все это, бесспорно, достоинства электронной книги. Поэтому, на наш взгляд, стоит говорить прежде всего о том, что должны появляться методики чтения и осмысленного понимания электронного текста. Для того чтобы они были успешны, современному педагогу необходимо знать особенности восприятия электронного текста. Опрос читателей, проведенный организаторами Московской книжной ярмарки, содержит следующие цифры: 17% опрошенных читают только электронные варианты книг; 28% опрошенных заявили, что они с легкостью переходят от бумажного формата к электронному. Остальные респонденты отдали предпочтение все же бумажной книги. Не менее интересным оказался и тот факт, что 9 процентов респондентов считают, что информация, полученная ими в электронном виде, усваивается значительно хуже. Исследования показывают, что для данного утверждения существуют определенные основания.
Как правило, чтение книги с электронного носителя воспринимается как ознакомительное. Чтобы это чтение было продуктивным, объем его не должен превышать одной страницы. Размещение текста в этом случае получается вертикальным, напоминающим газетные столбцы. Такой способ подачи текста называется еще энциклопедическим, содержащим перекрёстные ссылки, которые используются, автором, например, при структурировании электронных текстов большого объема. Такой способ структурирования называется гипертекстом. Таким образом, читающий сам создает себе текст, выбирая первоочередность той или иной информации, что совершенно недопустимо при чтении текстов художественной литературы: от внимания читателя ускользают художественные детали, средства выразительности, что приводит в итоге к непониманию, а зачастую и к искажению авторской позиции.
Исследование восприятия информации, расположенной на сайтах, доказывает, что даже вертикально расположенный текст не гарантирует его полное прочтение, а именно: максимально воспринимается то, что расположено в первой строчке, потом через строчку ниже, а потом то, что располагается горизонтально в левом нижнем углу. Таким образом, информация, расположенная между строчками, не воспринимается читающим вообще, а то, что расположено в правом нижнем углу, ускользает от внимания. То есть при чтении линейного текста, которым является текст художественной литературы, практически треть информации остается неусвоенной читателем, если она читается в электронном виде".



Милёшина Лариса Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
 ГБОУ гимназии №66, магистр педагогики программы
"Социально-педагогические технологии развития культуры чтения"
РГПУ им. А.И. Герцена

           «Подростковая романтика в зеркале столетия: что читать сегодня?»

В последнее время часто отмечается возросший интерес к чтению. Учителя, преподаватели, представители книготорговли способствуют тому, что данный вид деятельности становится модным. Молодежь не только читает и обсуждает современную литературу, но и даже приобщает к этому процессу старшее поколение, например, своих родителей. Однако школьники практически не интересуются классикой. И когда речь заходит о чтении художественной литературы, созданной в XIX веке и ранее, то книге предпочитают скорее компьютер и телевизор. Всё это происходит вследствие того, что произведения, написанные в данный период, неактуальны для современного школьника, их язык является менее простым и доступным.
Ещё одной причиной отсутствия интереса к чтению классики является изменившийся темп жизни. В настоящее время он напоминает ритм секундной стрелки на циферблате часов, что является одним из факторов возникновения нового сознания молодого поколения, названного «клиповым». В литературе XIX-начале XX вв. отображён неторопливый темп жизни людей того времени, поэтому школьники считают, что сюжет развивается медленно и читать, следовательно, такое произведение скучно.
В современной же литературе привлекает то, что школьнику понятны описываемые реалии: герой разговаривает по мобильному телефону, пользуется интернетом и т.д. В таких текстах ученик находит себя, свою жизнь и свои проблемы.С. Чбоски, С. Крамер, Дж. Грин, М. Петросян, Э. Фрей, Дж. Эшер, Р. Риггз, Дж. Мойес, Т. Парвела, К.Хагерюп, Дж. Патерсон, А. Жвалевский, Е. Пастернак, В. Воскобойников, С. Востоков – писатели, чьё творчество незнакомо людям старшего поколения, воспитывавшимся на совсем иной литературе, но в то же время книги этих авторов смогли вызвать особый интерес подростков, вовлекая их в процесс чтения, вызывая желание взять в руки книгу еще не один раз.
Закрепившись в статусе «читатель», подросток может переходить к чтению классики.В результате этого считаю необходимым для приобщения к чтению идти именно от литературы XXI века.

Финагентов Алексей Юрьевич,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия 92
Выборгского района 

               Романтика или прагматика? (грустно о подростковом «нечтении»)
                       "... Скорости вокруг бешеные, Мы себя едва сдерживаем…"

           Несомненно, наше время - время голого практицизма, требующего перестройки основ сознания, нравственности, смены ценностных ориентиров. Не случайно современная система образования сталкивается с множеством различных нерешенных проблем. Одной из них является ускорение экономического развития, и желание стать в ногу со временем, адекватно принимать ее изменчивость, попадая в такт, - единственное, что требуется молодым людям, нынешним школьникам, которые, безусловно, задумываются о своем будущем, прогнозируя собственную успешность в жизни.
Из первой проблемы проистекает вторая - рынок труда, требующий современных - думающих и знающих - специалистов. Стать думающим и знающим специалистом может и должна помочь школа, исходящая, прежде всего, из интересов самого ребенка, семьи, общества. И здесь повышается роль и значимость языка, ибо овладение знаниями, формирование умений и навыков невозможно без словесности в ее широком понимании, когда жизненные потребности продиктованы условиями рыночной экономики. А «среди сторонников рыночной экономики как главного регулятора общественных отношений всё чаще и чаще раздаются голоса сомневающихся в необходимости изучения литературы в школе» (Ю.В.Ээльмаа, С.В.Федоров. Информационные технологии на уроках литературы: Москва, «Просвещение», 2012, с.6; далее цитируется по изданию). Данное утверждение напрямую связано с проблемой подросткового чтения или, лучше сказать, «нечтения».
           «Мне давно кажется, что чтение книг миновало тот краткий период, когда оно было всеобщим развлечением. Кино при всем желании составить конкуренцию не могло - поход в кино был отдельным событием, а книга всегда была под рукой. Телевизор, даже обретя цвет и большие экраны, не мог удовлетворить всех и сразу - количество каналов пришлось бы сделать соизмеримым с числом населения.
Зато видео, а потом и компьютер нанесли свой удар. Кино - это чтение для нищих духом. Для тех, кто не способен представить себе войну миров, вообразить себя на мостике «Наутилуса» или в кабинете Ниро Вулфа. Кино - протертая кашка, обильно сдобренная сахаром спецэффектов, которую не надо жевать. Открой рот - и глотай. Почти то же самое с компьютерными играми - это ожившая книга, в которой ты волен выбрать, на чьей ты стороне - «за коммунистов али за большевиков».
           А чтение вернулось к своему первоначальному состоянию. К тому времени, когда оно было развлечением умных. Книги стали дороже, тиражи стали меньше - примерно как в девятнадцатом веке... Как по мне, так лучше признать: чтение - это удовольствие не для всех», - заявлял Сергей Лукьяненко. (Сергей Лукьяненко. Чистовик: АСТ, издательство «Хранитель», Москва,2007, сс.246-247).
С. В. Фёдоров противится этой мысли, высказывая следующее: «Наконец, в-пятых, (и это самое главное), почему всё-таки, несмотря на бесконечные разговоры о том, что дети перестают читать, индустрия книгоиздательства процветает и, следовательно, книга находит своего читателя» (с.9) и далее: «Сохранится или нет школьный курс литературы, люди всё равно будут читать, однако что и, главное, как они будут это делать? Читатель «Ночных дозоров» и прочего вряд ли осилит «Войну и мир», как и их автор Сергей Лукьяненко, по его собственному признанию» (с.10).
«Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно», и «это было бы смешно, если б не было так грустно».
           Не секрет, что Интернет стал не только нашим помощником, но и, в некоторой степени, врагом. Дети «не мудрствуя лукаво» при получении задания обратиться к художественному тексту или приготовить его к следующему уроку, тут же ищут поддержки у непроверенных сайтов всемирной паутины, откуда «скачивают», как правило, с ошибками художественные произведения, даже не отдавая себе в том отчёта. В результате «дольняя лоза» у А.С. Пушкина становится «дальней лозой» («И внял я неба содроганье, /И горний ангелов полет/, И гад морских подводный ход, /И дольней лозы прозябанье»); «дольние бури и битвы» превращаются в «дальние» («Отцы пустынники и жены непорочны, /Чтоб сердцем возлетать во области заочны, /Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, /Сложили множество божественных молитв»); «парки бабье лепетанье» («Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы») принимает вид «парков» и так далее и тому подобное. Но это только одна беда. Вторая проистекает от невнимательности к слову вообще и к поэтическому слову в частности. Мало кто из детей может ответить на вопрос, если не научен бережному отношению к обозначаемому: что делает «дольняя лоза» в приведенном пушкинском контексте?
           Целью языкового, в том числе литературного образования, является чистота, ясность, прозрачность речи адекватно коммуникативному замыслу. Это звучит в православных молитвах: «Боже вечный и царю всякого создателя, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, я же сотворих в сей день словом, делом и помышлением…». Обращаем внимание на взаимосвязь слова с мышлением. Ведь мыслим мы так или иначе вербально. Раньше, в XX веке, задолго до появления «средств получения удовольствия», в том числе Интернета, мы с гордостью констатировали вместе с поэтом Борисом Слуцким: «Всех интеллигентнее в стране – девятиклассники, десятиклассники: они только что прочитали классику и не забыли еще вполне».
           Современный же школьник не может вступить в полноценный диалог-контакт с писателем(поэтом), ибо не научен мыслить, устанавливая причинно-следственные связи, а уж куда там мыслить образно?!
Возьмем в качестве отрицательного примера задание уже почти выпускнику: прочитайте стихотворение С.А.Есенина; дайте свое восприятие, истолкование, оценку, (то есть покажите себя настоящим читателем, умеющим объяснить смысловую составляющую стихотворного произведения, оцените его, указав некие нравственные ориентиры, отвечающие прежде всего вашим интересам).

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
                                                              28.11.1925

           При внимательном прочтении нетрудно заметить оппозицию: зима – лето, клен – я, опавший – зеленый. Прошедшее – настоящее, не вернуть того, что было. Мотив жизни и смерти. Мотив пути, его конца.
Что же мы читаем у детей? (Оригинальность представленных рассуждений сохранена):
«- Само стихотворение написано в 1925 году, когда С.А.Есенин умер;
- Это стихотворение С.А.Есенина о сельской природе, о подвыпившем поэте, об одиноком клене;
- В этом стихотворении поэт сперва обращается к клену, сравнивая его с вышедшим за деревню погулять крестьянином;
-Затем лирический герой говорит о себе, как о пьяном стороже, приморозившем ногу, боится, что не сможет попасть домой. Но он не унывает и продолжает горланить деревьям песни о лете;
- Он пьян и поэтому чувствует прилив сил и просто наслаждается окружающей средой;
- Даже несмотря на то что он говорит, что до дома он в таком состоянии, кажется, не дойдет, он особо не переживает по этому поводу. Он находит симпатичную березку и обнимает ее, как чужую жену. Стоит отметить, что после написания этого стихотворения жить Есенину остается всего один месяц;
- А в женском образе («как жену чужую, обнимал березку») он пытается вернуть свою женщину, но ему мешает его состояние. Сравнение «как жену чужую, обнимал березку» показывает нам, что жена его тонкая, нежная, кроткая;
- Мне кажется, что основная идея автора в том, чтобы показать нам свою любовь к Родине. На мой взгляд, только по-настоящему талантливый человек может так описать свои пьяные похождения».
          Представленные беспомощные рассуждения есть в некотором смысле результаты нечтения и нежелания чтения.
Вот часто задают вопрос как родители, так и педагоги: «Что делать, чтобы ребенок начал читать, или как это сделать?» Ответ, в общем-то, лежит на поверхности… Если дома не читали, не читают и не будут читать, то ребенка читать уже не приохотишь. Но постараться исправить эту ситуацию возможно, и для этого есть наши уроки, уроки русского языка и литературы, а шире – словесности. Почему словесности? Потому что материал учебников по русскому языку в основном зиждется на материале классической русской литературы, той литературы, которая так или иначе говорит о вечном. Не умея читать, не умеем писать. Что мы встречаем в письменной речи школьников?
«Я молча гадил на лицо дяди, и мне почему-то было жаль его» вместо «Я молча глядел на лицо дяди, и мне почему-то было жаль его». «Чуть брезжило, когда нас раздули…» вместо «Чуть брезжило, когда нас разбудили»
А вот выдержка из сочинения десятиклассницы: «Евгению Базарову всё равно на чувства Дуняши», и вот здесь «всё равно» выступает в роли сказуемого в значении «наплевать».
Или, например, интернет-декламация стихотворения поэта Серебряного века В.С.Соловьева «Милый друг, истомил тебя путь»: «Потускнел, дорогая (вместо «догорая»), закат», где видим смысловую перестановку – замену значимого для понимания произведения слова благодаря Интернету.
          Будут ли дети читать? Будут. Единицы. И романтики, и прагматики. Почему? Первые – в силу своей ментальности, вторые – в силу своей. И прав, очевидно, Умберто Эко, определивший вектор этого чтения: «Я считаю, что, помимо прочих важных эстетических соображений, мы читаем романы - вот почему: они дарят нам уютное ощущение, будто мы оказались в мире, где понятие правды бесспорно, тогда как настоящий мир – место куда менее надёжное». (Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах/Пер. с англ. А.Глебовской. -СПб., 2003, с.170). Можно, конечно, поверить М.А.Булгакову, заявившему устами Шарика: «Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту». Но, скорее, верно высказывание А.Гениса: «В древнем разноплеменном Китае китайцами считали всех, кто знал иероглифы. Наши иероглифы – это классики, Толстой и Пушкин. ... Я не могу себе представить родившегося в СССР человека, который не знал бы Пушкина. На нем (каноне) стояла страна даже тогда, когда исчезло прежнее название и изменились старые границы». (Александр Генис. Уроки чтения. Камасутра книжника. Изд-во ООО «Аст», 2013, с.11).
          Вдобавок, есть уверенность в том, что чтение не исчезнет, пока существует учитель, и пусть он – последний форпост, но в его арсенале – множество средств, приёмов и способов приобщения к чтению, но об этом позднее…



Яхонтова Татьяна Николаевна,
учитель обществознания и права гимназии 295

                                 Пока идут дискуссии
  
...о том, читают ли сегодня книги дети и подростки, в шумных школьных коридорах, прижавшись к стенке, не замечая ничего вокруг, стоят мальчики с книгами в руках и это никого не удивляет.
Сегодня свобода быть собой уже почти очевидна настолько, что её даже не провоцируют - ни борьбой, ни насмешками, ни поощрениями. Хочешь читать - читай! И читают многие и много. Вот только круг чтения очень своеобразен. Выпускник с томиком стихов Овидия и девятиклассник, дочитывающий Божественную комедию Данте или Улисса... Самыми популярными стали Ремарк, Джек Лондон, Хемингуэй, Замятин...
Словно бы только что завершилась какая-то напугавшая всех война и ещё одно потерянное поколение ищет себя не среди людей, прячущих глаза в мониторах гаджетов, а среди строчек бессмертных книг.
Обсуждать прочитанное с ними непросто, они воспринимают тексты как-то по своему, в какой-то логике миров иных, быть может грядущих? А меж собою и вовсе не обсуждают, но смелее с теми в общении, в руках у кого видели томик, прочитанный ими. Любят, когда даришь им книги, любят дарить книги.
         И радуются от души, когда книге, подаренной ими, ты радуешься. Читаем книги - это как пароль, чтобы отличать своих. С которыми жить теплее, радостнее. Остальные... Нет, не враги. Просто ещё не нашли своих книг, потенциально свои, с отложенной встречей. Такой же, как та, что случилась в Манеже, на международном Книжном салоне, двадцать седьмого майского дня, лета две тыщи семнадцатого.



Струков Владимир Владимирович
Педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №348

                          Что читать сегодня?

Начну с собственного подросткового опыта. Помните ли вы первую свою книгу, которую прочли сами, прочли с интересом и запомнили на всю жизнь?
Для меня это была книга, полученная за отличные успехи и примерное поведение в конце 1-го класса. Это был "Король Матиуш 1" Януша Корчака. Мне повезло с учителями, которые знали, какую книгу нужно дарить. Потом был довольно резкий переход к Спартаку Джованьоли, полному собранию сочинений Джека Лондона с его суровой романтикой севера и сильными духом людьми, А.Дюма "Три мушкетера" с девизом "Один за всех и все за одного", Майн Рид и благородные индейцы, вся фантастика Жюль Верна , а потом и Гербета Уэлса. Наши писатели: Валентин Катаев и его "Волны черного моря" с революционной романтикой, Анатолий Рыбаков с "Кортиком" и "Бронзовой птицей". Нельзя оставить этот список и без фантастики: А.Толстой, К.Булычев, И. Ефремов, А Беляев и, вершина русской фантастики, братья Стругацкие, любое произведение которых было критикой существующего строя, во-первых, а фантастикой, во-вторых. Самой любимой моей книгой, которая помогала мне в разных жизненных ситуациях является роман "Иосиф и его братья" Томаса Мана. Хочу порекомендовать каждому молодому человеку два великих произведения "12 стульев" и "Приключения бравого солдата Швейка".
Но вернемся к теме. В "зеркале столетия" отражается подростковая романтика в интернет блогах, ВКонтакте, Фейсбуке и в онлайн играх, которые занимают большую часть свободного времени современных подростков. Произошла информационная революция, а мы ее, к сожалению, не заметили. Глобальная сеть изменила структуру информации настолько, что даже политика формируется на основании интернет данных и в этой новой структуре книге, увы, отведено незаметное место. В недалеком будущем чтение книги станет привилегией, а не необходимостью. Хорошо бы не сбылось предсказание великого Р. Бредбери в его антиутопии "451 градус по Фаренгейту"об уничтожении книг как источника знаний. Да, еще остается часть подростков, которые читают книги и которых необходимо поддерживать и заинтересовывать.

Старшеклассник - кадет Артем Губин

                      Что читает кадет сегодня

          В наше время перед многими молодыми людьми встает вопрос: нужно ли современному читателю знать Пушкина, Лермонтова, Чехова? Читать классические произведения, изучаемые даже за границей? Одним словом, нужно ли читать классику? Безусловно. Я начал увлекаться литературой, поступив в Кронштадтский морской кадетский военный корпус. (У нас чтение является признаком хорошего тона. И читают многие кадеты). И о том, что начал читать классическую литературу, нисколько не пожалел. Хочу выступить в защиту классики и объяснить почему. В классических произведениях затрагиваются очень важные, коренные вопросы, касающиеся сути человека, смысла его жизни. Классическая литература рассматривает вопросы, которые в своей жизни приходится решать всем людям, независимо от пола, нации, возраста. Она подсказывает человеку, как принять правильное решение в той или иной ситуации.
Я считаю, что классическая литература - это лучшее, что было создано человечеством. Это литература на все времена. В музыке есть шлягеры - однодневки, которые забудутся через несколько лет, а есть музыка Моцарта, пережившая века и продолжающая восхищать людей во всех уголках мира. Так и в литературе есть произведения-однодневки и произведения на века. И на мой взгляд, нужно читать лучшее, что было создано человечеством.
Классика воспитывает вкус. Тот, кто хорошо знаком с классикой, легко отличит хорошую литературу от посредственной.
И, кстати, классическая литература воспитывает не только литературный вкус, но и учит понимать классическую музыку, живопись и театр. Я регулярно посещаю с мамой Мариинский драматический театр. И хочу сказать, что мне это очень нравиться. Я получаю эстетическое удовольствие от прослушивания классической музыки и просмотра спектаклей, а ведь еще в школе для меня поход в театр был сродни наказанию. Мне интересно открывать новые имена писателей 19-20 веков. Так, посещая с кадетами в осенние каникулы Коломну, я узнал о жизни и творчестве И.Лажечникова. И тут же поспешил прочитать его роман «Ледяной дом» Это стало моим еще одним маленьким открытием.
Хочется добавить, что классика помогает формированию в людях нравственных основ: говорит о том, как поступать правильно, что хорошо, а что плохо, и какие последствия будут от определенных поступков. В художественной форме человеку ненавязчиво прививаются понятия о том, как строить взаимоотношения с людьми, как вести себя в любви и в дружбе. Классическая литература не дает ответов на вопрос, она предупреждает, предлагает варианты развития событий и решения трудных вопросов. Эта литература ведет с читателем трудный, но очень необходимый разговор о жизни.
Кроме того, чтение классики – это очень увлекательное занятие, ведь это "машина времени", способная перенести человека в другую эпоху и помогающая пережить вместе с героями их эмоции и поступки.
Классическая литература формирует и патриотическую основу, помогает сохранить связь с предками, далекими и близкими. Она помогает понять свой народ, историю и культуру своей страны. Дает человеку почву под ногами, формирует национальное сознание и понятие родины.
В заключение хочется сказать, что чтение для меня - это увлекательное и познавательное занятие. Мне нравится получать от чтения не только удовольствие, но и пытаться понять задумку автора, разгадывать его ходы.


                            Завершу эту подборку приглашением на предстоящий 19 мая нынешнего года круглый стол. Приходите - и ваш голос будет услышан!

                     Круглый стол для старшеклассников, учителей литературы и классных руководителей, библиотекарей, родителей школьников-подростков:

                                                                                                                         Тема: «Наши читательские предпочтения»

          Сейчас читает одновременно несколько поколений. Что читают взрослые и подростки? Каковы их предпочтения? О каких книгах не стоит забывать молодым в их недалёком будущем? И на какие произведения не стоит смотреть свысока многоопытным читателям? Кто, если не истинный любитель чтения, сможет дать нужный совет: что выбрать в книжном разнообразии?
         Мы приглашаем читателей разных поколений встретиться на одной площадке и послушать друг друга. Вас ждут встречи с настоящими читателями, у каждого из которых - свои представления о том, какой должна быть интересная для его возраста книга. Такую книгу можете порекомендовать для чтения своему поколению и Вы, уважаемый читатель и наш выступающий.
         Уважаемые учителя! Вы - те, благодаря кому в этом учебном году при поддержке Лермонтовской библиотеки смог состояться цикл встреч для читающих старшеклассников «Литературный звездопад». Ваши старшеклассники были нашими благодарными слушателями, а многие затем стали и участниками командной игры «Литературная планета». Мы с радостью предоставим слово вашим ученикам и Вам -ведь именно вы и есть настоящие читатели.
         Круглый стол приглашает к разговору и начинающих читателей, и старшеклассников, с уже имеющимися читательскими предпочтениями; учителей литературы и родителей, библиотекарей, писателей, специалистов в области книгоиздательской деятельности – всех, для кого книга – спутник жизни.
        О вашем желании выступить:
                        • дать совет ровесникам о книгах, которые им будет интересно или полезно прочитать;
                        • рассказать о нетипичном случае в вашей читательской биографии;
                        • поделиться наблюдениями за современным чтением
просим написать nmsvir@gmail.com Наталье Михайловне Свириной, д.п.н., профессору, ведущей Круглого стола, до 14 мая 2018 года.
Ждем вас 19 мая, в Михайловском Манеже, с 14.00 до 16.00.
Вход свободный.

Поделиться: