Поиск по сайту

Педагог – созидатель детских душ. Программа внеурочной деятельности.

Автор: Полотебнова Ирина Валерьевна, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


      Педагог по призванию своему - созидатель детских душ. И разрабатывая любую программу работы с детьми, он, в первую очередь, ставит перед собой цели воспитания, формирования и развития человеческих свойств и качеств. Формат программы внеурочных занятий в полной мере способствует реализации такого рода амбиций педагога. Это означает, что от качества программы не в меньшей, а часто в большей степени, чем от процесса ее реализации, зависит достижение заложенных в данной программе результатов педагогической деятельности.
      Такую программу можно сравнить с архитектурным проектом, и это сравнение позволяет наглядно представить внутриструктурные связи: как именно взаимосвязаны отдельные блоки - направленность, цели, задачи, содержание и структура материала программы, а также позволяет понять, что именно считать отдельным кирпичиком программы внеурочных занятий (отдельное упражнение, занятие, комплекс упражнений, направленных на решение одной и той же задачи.
       Программа внеурочных занятий является системой и, следовательно, подчиняется законам функционирования систем. Система – организационно сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов или отношений, их образующих.
Велосипед со спущенным колесом или с обрывом цепи с точки зрения системного анализа – не велосипед. Программа является сложной иерархически организованной системой, и при отклонении при ее разработке от внутрисистемного закона субординации (строгое соответствие цели - направленности, задач – цели и т.д. – не может считаться полноценной программой.
       Логическая последовательность занятий является вариативной, педагог может сам устанавливать данную последовательность при условии, что рядом расположенные занятия логически взаимосвязаны.
Любая грамотно выстроенная модель показывает, что цель связана с содержанием занятий опосредованно – через задачи программы. Это дает возможность для творческой самореализации педагога, возможность разработки оригинальных программ.
Содержание занятий находится в прямом соответствии с целью программы, то, что называется, реализует цель. Практика показывает, что педагог разрабатывает программу либо «снизу» (наиболее часто встречается, исходя из своих знаний и умений, формулируя цель занятий в соответствии с содержанием учебного материала), либо «сверху» (подбирая упражнения и составляя отдельные занятия в комплекс для достижения определенной цели). Например, программа «Оригами» будет иметь общекультурную направленность. Первый вариант совершенно невозможен в системе основного образования, где процесс обучения достаточно жестко регламентирован, прежде всего, по содержанию (ФГОС обязывает). Зато в системе дополнительного образования степеней свободы достаточно много, и здесь педагог вправе многое решать самостоятельно. Здесь есть требования другого характера: необходимо хорошо (на уровне мастера) знать свой предмет, глубоко понимать его воспитательные возможности, а также возможности развития не только умений и навыков, но и личностных качеств школьника.                          
Нестандартная методика разработки программы внеурочных занятий состоит в том, что педагог исходит из своих знаний, умений, интересов и подбирает в соответствии с этим материал по содержанию. И одновременно – у педагога присутствует творческая идея (цель программы), в соответствии с которой учебный материал структурируется и наполняется смыслом. Личность педагога дополнительного образования приобретает особую значимость.
       Есть старая притча о строителях, которые выполняли одну и ту же работу. Но когда их спросили: «Что вы делаете?» - ответы были разными. Первый из них на вопрос «Что ты здесь делаешь?» ответил «Таскаю эти тяжелые камни». Второй, по этому же поводу, сказал: «Зарабатываю деньги для себя и своей семьи». А третий воскликнул «Я строю прекрасный храм!».
При таком подходе программа, например, на учебном материале «Оригами», может иметь обще-интеллектуальную («Занимательная геометрия» или «Животные в фигурах оригами») или духовно-нравственную направленность (изготовление оригами для подарков в Дом престарелых, изучение техники оригами для проведения мастер-классов детьми в Детском доме).

Поделиться:


Назад в раздел