Поиск по сайту

Новые технологии организации образовательного процесса



Директор ГОУ НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга, к.п.н. Шапиро К.В.

В преддверии введения в практику российского образования стандартов второго поколения мы считаем необходимым обсудить вопросы подготовленности педагогов к использованию современных технологий, в том числе и педагогических.

Очевидно, что в условиях ускорения процессов возникновения информационных технологий и консолидации их вокруг глобальных информационных сетей, необходимо, при проектировании компетентностей педагогов и других субъектов образовательного процесса определять содержание этих компетенций с упреждением. Поясним на примере. Представляя педагогической общественности Петербурга проект стандартов, А. М. Кондаков определил содержание требований к педагогу в сфере ИКТ: «Современный учитель должен уметь работать с общепользовательскими инструментами: текстовым редактором, редактором презентаций и т.д., пользоваться мультимедийными информационными источниками и инструментами коммуникации, в первую очередь, электронной почтой; использовать системы управления учебной деятельностью, применять иные современные ИКТ-средства». Слышать такое от идеолога нового стандарта было по меньшей мере странно. Перечисленные им умения сегодня уже прочно входят в базовую программу подготовки педагогов в сфере ИКТ. Получается что либо педагоги уже сегодня готовы к введению будущих стандартов, либо практическая реализация стандартов второго поколения не предусматривает вопреки государственным указаниям создание в образовательных учреждениях высокотехнологичной среды. Но сегодня авангард учительства уже примеряет технологии web 2.0 к образовательному процессу. Бурно развивающаяся сфера прикладных интернет-сервисов уже сегодня изменяет содержание общечеловеческой коммуникации.

Почему же до сих пор не получается никак произвести модернизацию образования средствами информационно-компьютерных технологий? Потому что мы пытаемся впрячь в одну упряжку вола и трепетную лань. Насыщая образовательные учреждения средствами информатизации и сопутствующими технологиями, мы по сей день не можем отказаться от традиционной модели образования. Мы по прежнему боимся поверить ученику и начать учить его учится и думать. Мы всё еще учим его механически запоминать кучу бесполезных для каждого общеизвестных научных фактов, вместо того чтобы просто познакомить начинающего человека с концепцией естествознания. Мы будто боимся, что завтра всё мировое знание исчезнет. И это когда? – в век глобализации информационного пространства. Мы всё еще делаем вид что все знания записаны в одном единственном экземпляре и боимся что его украдут. Но кто?

27 марта 2007 года в Москве прошла конференция Google Образование 2.0. В ходе этой конференции педагоги России обсуждали возможности применения технологий web 2.0 в практике российского образования. Отдельные сервисы уже используются учителями для организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Попробуем и мы вслед за участниками конференции порассуждать о путях развития педагогической среды образовательного учреждения в контексте вышеозначенных технологий.

Тим О’ Рейли в своей программной статье «Что такое web 2.0» приводит изображение карты, характеризующей отличия вебдваноль от традиционного интернета. Какие же возможности рассматриваемых технологий помогут нам кардинально изменить технологию образовательного процесса в массовой школе?

Нам кажется, что ключевыми являются три момента: доступность, радикальное доверие и использование коллективного разума.

Доступность. В контексте рассматриваемых технологий доступность следует понимать трояко:

  • доступность источников знаний (ресурсов),
  • доступность пользовательская (технологическая),
  • доступность для изменения ресурсов (мобильность).

В данном случае, как и в случае с традиционным интернетом, доступность ресурсов определяется технической возможностью доступа к телекоммуникационным сетям и отсутствием необходимости использования специального (в том числе и платного) ПО.

Пользовательская доступность обеспечивается за счет создания, и я бы даже сказал, самозарождения огромного количества сервисов решающих прикладные пользовательские задачи и не требующих специальных навыков для работы с ними. В достаточно доступной форме описание наиболее распространённых типов сервисов приведено в статье Антона Таранова «Что такое Web 2.0?».

Доступность для изменения ресурсов должна обеспечиваться посредством создания множества мультипользовательских ресурсов по принципу Википедии. Кстати, параллельно будет решаться и задача присутствия педагогов на пространстве мировой телекоммуникационной сети.

Радикальное доверие. Необходимо отказаться от практики доминирования педагога в информационном поле школьного образования. Время, когда учитель признавался единственным носителем релевантного знания безвозвратно ушло. Информационное поле школьного образования должно формироваться с участием педагогов, ученых, действующих практиков и, конечно же, самих учащихся. В ситуации, когда один человек не в состоянии контролировать не только все, но и сколь-нибудь существенное количество источников знания необходимо больше внимания уделять самостоятельному поиску релевантной информации учащимся на всем пространстве доступных источников знания. Учитель должен выступать в роли лоцмана и эксперта. Необходимо больше доверять учащимся, развивать в них навык самостоятельного исследования. Основой построения новой школы и общества в целом должно стать непосредственное участие каждого участника образовательного процесса в формировании базы современного знания.

Использование коллективного разума.

Снижение релевантности мировых источников знания в настоящее время не может быть устранено непосредственным редактированием указанных источников компетентными специалистами в виду их множественности. Учитывая лавинообразный характер продуцирования нового знания и невозможность его, новое знание, игнорировать необходимо выстраивать образовательную деятельность таким образом, чтобы новые источники своевременно вовлекались в процесс обучения подрастающего поколения. Соблюсти баланс между актуальностью и релевантностью знания сегодня можно только за счёт реализации модели коллективного формирования базы знаний. Участие в процессе создания базы знаний различных по своей компетентности субъектов позволит свести к минимуму неизбежные потери качества при сохранении достаточной степени релевантности. Это позволит обеспечить учащимся достаточную мобильность квалификации в будущем при сохранении способности к дальнейшему обучению.

Сегодня российская система образования имеет уникальный шанс в ходе реформы, в рамках реализации национальной инициативы "Наша новая школа", на практике реализовать опережающую модель развития образования. Необходимо построить национальную школу основанную на вышеописанных принципах.

Системной основой модели новой школы может стать идея формирования компетентностей через создание учениками массива знаний средствами технологий web 2.0 и wiki-технологий в частности.

Это потребует от всех участников максимального напряжения сил и перестройки организационных условий реализации образования. Вместо механического заучивания ограниченного объёма знаний перед учениками ставится задача – к концу периода обучения сформировать гипертекстовую базу знаний, отвечающую заданному набору критериев. Такой подход позволит приблизить процесс обучения к реальному социуму. Распределение ролей между учащимися в соответствии с их индивидуальными способностями и возможностями, диагностированными в ходе саногенетического мониторинга, позволит для каждого учащегося выстроить индивидуальный образовательный маршрут, гарантирующий положительную динамику обучения.

Реализация подобной модели потребует перераспределения долей применяемых педагогических технологий в общей структуре школьных занятий. Необходимо существенное снижение доли классно-урочных занятий в пользу интерактивных технологий. Превалирующими должны стать технологии:

  • научно-исследовательской деятельности учащихся,
  • проектной деятельности;
  • художественного и музыкального развития;
  • технологии использования в образовательной деятельности историко-культорного пространства города (края).

Существенно должна изменится и структура занятости педагогов. Занятость педагогов должна включать в себя:

  • учебные занятия: очные, виртуальные;
  • воспитательная работа: внеучебная деятельность, руководство классом, экскурсионная деятельность;
  • модерирование сетевых ресурсов;
  • самоподготовка;
  • методическая работа;
  • повышение квалификации;
  • работа с родителями: очная, виртуальная.

Требования к квалификации педагогов должны, помимо традиционного педагогического образования, включать в себя умения и навыки применения интерактивных технологий для решения образовательных задач и инновационную компетентность.

Решение этих задач нам видится возможным только при совместном усилии образовательных учреждений, учреждений повышения квалификации педагогов, научных институтов под контролем государственно-общественных институтов.


Поделиться:


Назад в раздел