Поиск по сайту

«Модный дом 136»: практика воспитания школьной идентичности

Автор: Зверева Елена Викторовна, учитель математики ГБОУ СОШ № 136 Калининского района Санкт-Петербурга


   

  Школьная идентичность – это отождествление учеником себя со школой, имеющее для него значимый смысл; ощущение и осознание причастности к коллективу учеников и учителей. Наличие школьной идентичности предполагает, что для человека не существует «эта школа», «этот класс», но есть «мой (наш) класс», «моя (наша) школа».
Воспитание чувства причастности к школьному сообществу может идти различными путями: посредством проведения общешкольных мероприятий, поддержания существующих школьных традиций, создания символики образовательного учреждения. Одним из способов помочь детям и подросткам осознать свою социальную идентичность является общность требований к внешнему виду – «школьный Dress-code (дресс-код)». Однако многие ОУ сталкиваются с проблемой – требования к внешнему виду, прописанные в Уставе школе или других нормативно-правовых актах, игнорируются обучающимися. Им хочется выразить себя через одежду, показать свои музыкальные или иные пристрастия, свою принадлежность к какому-нибудь молодежному движению. Зачастую школьники не понимают для чего им носить форму и что такое «дресс-код».
      Для решения указанной проблемы педагогами школы № 136 Калининского района была разработана социокультурная практика «Модный дом 136». Ее цель заключалась в создании условий для осознания учащимися важности соблюдения определенных правил, предъявляемых к внешнему виду, в тех или иных условиях. Организуя практику, педагоги хотели донести до ребят: одежда – это форма самопрезентации человека; твоя одежда – это часто то, какой ты есть или каким ты хочешь быть; обратив внимание на свою одежду, проанализировав свой стиль, ты можешь попробовать понять что-то о себе и своем внутреннем мире.        Ключевым вопросом, на который искали ответ школьники, был: «Кому и зачем нужен “школьный dress-code ”?».
Участниками практики стали ученики 7-11 классов.
Практика проходила в течение двух месяцев в несколько этапов.
         1. Мотивация учащихся – проведение квеста «Знакомый незнакомец».
Чтобы вовлечь детей в практику, была организована игра-поиск, чем-то напоминавшая традиционную игру по станциям. Для каждого играющего класса был разработан свой маршрут передвижения по школе (Приложение 1 – примеры маршрутного листа). Ученики получали конверт с маршрутным листом и короткой инструкцией: «Уважаемые игроки! Вам предстоит выяснить, какой ”знакомый незнакомец” скрывается от вас в стенах школы. Он “оставил” свой след в виде предмета, который вы должны найти. Чтобы взять этот предмет в руки, вам придется побывать в локациях, указанных в вашем маршрутном листе, и отгадать загадки. За правильно данный ответ наградой вы получите фрагменты текста. Сложив все фрагменты вместе, вы сможете прочитать название предмета, оставленного “знакомым незнакомцем”. Получив эту вещь, доставьте ее в рекреацию 3-его этажа. Время на игру – 10 минут».
Поясним, что учащиеся должны были пройти три локации (три помещения школы, обозначенных в маршрутном листе). Выполнив в каждой задание, можно было получить два фрагмента текста (всего 6 фрагментов). Соединив фрагменты вместе, ученики получали загадку-изображение, в котором был зашифрован один из предметов делового костюма (мужского или женского, например, «галстук», «пиджак» и пр.) (Приложение № 2). Именно этот предмет предоставлялся команде в конце игры. Собранные разными классами детали делового костюма размещались на манекенах. Учащиеся высказывали свои версии относительно того, кто же этот – ”знакомый незнакомец” («деловая одежда», «школьная форма»). Далее школьники могли усовершенствовать внешний вид манекена на свое усмотрение. Им предоставлялась коробка с различными аксессуарами, позволявшими придать деловому стилю завершенность. В заключении озвучивалась тема практики и ее примерный ход.
          2. Пресс-часы «Школьный dress-code: за и против» - постановка проблемного (личностного) вопроса.
Они проходили в формате классных часов. Проводились классными руководителями. На них учащиеся знакомились с историей возникновения школьной формы, выясняли, как она менялась в России, какую форму носят сверстники ребят в зарубежных школах. Разговор строился на основе анализа соответствующего наглядного материала: учащиеся рассматривали и обсуждали исторические фотографии. В ходе обсуждения были разграничены понятия «школьная форма» и «деловой стиль одежды», а также уточнен смысл фразы «dress-code» (дресс-код). Учащиеся рассуждали, что приобрела школа и учащиеся, когда школьную форму отменили, и что утратила школа и ее ученики, когда разрешили одеваться, как хочешь. В конце беседы ученикам предлагалось в письменном виде высказать свое мнение: «Школьный dress-code: ТЫ – за или против?». Итогом рефлексии учащимися своего личного мнения явилось оформление стенда с соответствующим названием. Этот стенд положил начало в оформлении визуального пространства практики (Приложение № 3).
          3. Фотоконкурс «Белая ворона» - творческий этап, нацеленный на осознание школьниками необходимости соблюдать нормы внешнего вида, действующие в различных ситуациях.
В социокультурных практиках важно не навязывать учащимся мнение, а создавать такие ситуации, когда выводы о ценностях и смыслах они делали бы самостоятельно путем размышлений, экспериментов, наблюдений. И чувство юмора порой играет важную роль в становлении мировоззрения подростков. Чтобы понять, как выглядит со стороны нарушение дресс-кода, учащимся было предложено творческое задание. Каждому классу необходимо было сделать две постановочные фотографии, которые показывали бы, как может выглядеть со стороны ситуация, когда кто-то не соблюдает принятые нормы в одежде. Например, когда человек появляется в деловой одежде на пляже или в домашних тапочках в магазине. В этой части практики дети смогли проявить чувство юмора и креативность: они сами придумывали ситуации, при которых нарушаются заведенные правила внешнего вида, разыгрывали их, фотографировали постановочные сцены, а после – давали свои комментарии относительно того, что значит быть «белой вороной» в одежде (Приложение № 4). Созданные школьниками фотографии также размещались на стендах в общей рекреации (зоне визуализации хода практики).
          4. Создание плакатов «Dress-code вокруг нас» - расширение представлений учащихся о фирменном стиле различных российских и зарубежных организаций.
В ходе практики учащимся было предложено поработать с изображениями фирменной одежды различных организаций (Сбербанк, РЖД, Аэрофлот, Горный институт, Макдональдс). Для чего? Чтобы дети осознали: единая (форменная одежда) – способ идентификации, разграничения «своих» и «чужих». Фирменный стиль может помочь сплотить людей, дать возможность осознать себя частью единого коллектива. Одеждой можно подчеркнуть: «я – член такого-то сообщества». И если для человека это сообщество важно, он будет придерживаться дресс-кода. Каждому классу предлагалось создать небольшую плакат (газету) об одной из организаций, имеющих фирменный стиль одежды. Все газеты также были вывешены в школьной рекреации (Приложение № 5).
          5. Проведение «Полезных перемен» – обучение друг друга искусству быть заметным, сохраняя при этом «деловой стиль» (школьный дресс-код).
Миссия Полезных перемен – показать, как можно выделить свою индивидуальность и подчеркнуть неповторимость, не нарушив при этом делового стиля. В течение нескольких недель каждый класс проводил мастер-класс по одному из «модных лайфхаков». Одни ребята учили других завязывать галстук, другие – плести модные косы, третьи – делать «стильное селфи» (Приложение № 6).
          6. Дефиле «Модный приговор» – подведение итогов практики, рефлексия.
Практика завершалась общешкольным праздником, на котором подводились итоги общей работы над темой. Каждому классу предстояло настоящее испытание: нужно было продумать деловой образ (мужской и женский), придумать «изюминку» в деловом костюме (так как одежда – это способ самовыражения и самопрезентации), составить небольшой рекламный текст, подобрать музыку и, конечно, красиво пройтись, демонстрируя то, что получилось. Каждый образ оценивался детско-взрослым жюри. В рамках этого конкурса проходила викторина со зрителями, также связанная с понятием «деловой стиль» (Приложение № 7).
       В ходе проведения данной социокультурной практики дети познакомились с различиями к требованиям внешнего вида. Сами изучали материал и создавали образы «дресс-кодов». Совместное участие в различных видах деятельности, связанных с модой и формой помогло детям понять, «зачем нам школьная форма» и иногда принять ее наличие в школе.


Приложения


                                   Список использованной литературы

1. Григорьев Д. В. Формирование российской идентичности в школе [Электронный ресурс] // Воспитание в школе .— 2015 .— № 2 .— С. 10-14 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/392495.
2. Григорьев Д. В. Детско-взрослая общность в образовании: не потерять смысл [Электронный ресурс] // Воспитание в школе .— 2015 .— №4 .— С. 9-12 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/392456.

Поделиться:


Назад в раздел