Поиск по сайту

«Школа без стен»: практика сохранения школьной идентичности

Автор: Алешина Елена Владимировна, учитель музыки, педагог-организатор ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга


     В 2020 году здание нашей школы должно быть снесено по программе реконструкции благоустройства территории. На его месте к 2022 году должно быть построено новое здание с современной инфраструктурой, что позволит обеспечивать необходимые условия для достижения качества образования. Отсутствие собственного здания школы и организация обучения на площадках других ОУ неизбежно приводит к разобщенности школьного коллектива, что в свою очередь затрудняет сохранение школьной идентичности.

      Школьная идентичность – один из подвидов социальной идентичности. Это – переживание и осознавание ребенком собственной причастности к школе, имеющее для него значимый смысл. Наличие у учащихся школьной идентичности означает, что они ассоциируют себя с образовательной организацией, рассматривают свою жизнь во взаимосвязи с жизнью ОУ и организуют свою деятельность, опираясь на нормы, принципы и правила, принятые в школе. В этом случае общешкольные ценности становятся индивидуальными ценностями обучающихся, занимая прочное место в мотивационной структуре поведения. Чувствуя себя частью локального сообщества («”Мы” – школа № 136»), ребенок получает возможность удовлетворить потребность в социальной защищенности, изменить отношение к самому себе, повысить самооценку.
      Главными средствами развития чувства сопричастности к школьному сообществу являются визуализация норм и ценностей школы в предметно-пространственной среде образовательной организации и проведение традиционных мероприятий, объединяющих всех участников образовательных отношений – учеников, педагогов, родителей. Но ни тот, ни другой путь невозможен в условиях отсутствия здания школы и обучения учащихся на нескольких площадках.
      Поиски способа решения педагогической проблемы лежали в области социокультурного проектирования. Так родился проект «Школа без стен», основанный на социокультурных практиках учащихся, реализуемых в городском пространстве. Он был направлен на поддержание у школьников установки на саморазвитие – одного из важнейших ценностных принципов деятельности ГБОУ СОШ № 136 Калининского района. Эта ценностная установка, как наиболее приоритетная, отражена в названии Программы развития школы на 2020-2025 г.: «Успех каждого – успех школы». Идея проекта «Школа без стен» заключалась в привлечении педагогического потенциала городской среды для развития у учащихся представления о том, что учиться и развиваться можно везде – не только за школьной партой, но и в любой момент в любой точке города. В рамках проекта открытое пространство микрорайона становилось временной площадкой для организации учащимися коллективных творческих дел. Каждому классу предстояло выбрать место в пространстве расположения бывшего здания школы № 136 для проведения какого-то учебного или внеклассного мероприятия, придумать сценарий этого события и провести его для классов своего ОУ, обучающихся на других площадках. Личностным результатом такой социокультурной практики становилось не только осознание учащимися развивающих возможностей города, но и переживание чувства сопричастности к локальному социуму – школьному коллективу. Отчуждаемым социальным продуктом практики могла стать карта образовательных возможностей микрорайона, на которую нанесены определенные локации, выбранные школьниками для проведения уроков и внеклассных мероприятий.
      Организация культурно-образовательной деятельности школьников в рамках педагогического проекта «Школа без стен» предполагала несколько этапов. Остановимся на них подробнее
Первый этап – «мотивационно-целевой».
      На первом этапе организовывались классные часы. Учащимся было предложено поразмышлять над образом будущей школы: «Какой вы видите новую школу?». Ответить на этот вопрос можно было по-разному: нарисовав рисунок или записав короткие высказывания. Все детские работы были вывешены на стенды в коридорах тех зданий, в которых учились классы (см. Приложение № 1). Далее школьникам предлагалось проанализировать эти записи и изображения. В ходе обсуждения своих и чужих работ учащиеся приходили к выводу, что школа – это не только здание, но и люди, объединенные в «семью». Как в любой семье в школьном сообществе важна общность взглядов и норм жизни, совместное времяпрепровождение, общие традиции. Ставились новые вопросы для обсуждения: «А может ли “школьная семья” существовать вне общего дома? Что может объединить разобщенный школьный коллектив?». Принимались все ответы, если они доказаны. В ходе дискуссии дети приходили к выводу, что объединить школу могут общие события, которые можно проводить на территории микрорайона.
      Второй этап – «исследовательский, поисковой».
Учащимся каждого класса было предложено разделиться на группы и исследовать территорию микрорайона в поисках «учебного пространства» или «школьного кабинета». Этот выбор не корректировался педагогами: учащиеся могли выбрать абсолютно любую точку в районе расположения бывшего здания школы. Кто-то выбирал детскую площадку, на которой раньше встречались с друзьями по школе, кто-то парк, где проходили уроки физкультуры и пр. Итоги исследования группами пространства микрорайона представлялись на классных часах, где детям предстояло договориться: выбрать только одну из найденных городских локации. Это пространство далее нужно было сфотографировать и визуализировать на общем стенде (см. Приложение № 2). Так самими учащимися были определены места в микрорайоне, в которых будут происходить какие-то коллективные творческие школьные события.
      Третий этап - «творческий».
На этом этапе каждому классу предстояло разработать сценарий мероприятия, проводимого в выбранной городской локации. Это могла быть игра, встреча, флешмоб, урок и пр. Механизмы творческого проектирования определяются самими учащимися: сценарий может разрабатываться всем коллективом класса или отдельной творческой группой учеников, в рамках специально организованных классных часов или самостоятельной внешкольной работы, с привлечением родителей и социальных партнеров или без их участия.
      Роль педагога (классного руководителя) на этом этапе заключается:
- в предоставлении учащимся образовательного кейса, в котором собраны примеры городских образовательных практик, реализованных в различных регионах России и Европы; этот кейс становился своеобразной «точкой отсчета» для придумывания школьниками сценария авторской практики;
- в организации коллективного обсуждения и корректировки созданного сценария, распределении обязанностей внутри сообщества класса;
- в первичной апробации данного события – проведении мероприятия внутри класса.
       В конце работы школьников на данном этапе создается пригласительная афиша, содержащая анонс разработанного события, которая размещается на общем стенде и в пространстве социальной сети сообщества школы.
       Приведем неполный список выбранных учащимися городских локаций: игровые площадки, находящиеся по адресам Светлановский пр., д. 103 и ул. Ольги Форш, д. 17, памятник Прометею и пространство рядом с храмом Святого Антония, расположенные на территории сада «Прометей». Выбранные локации было решено превратить в своеобразные школьные истории, искусства, литературы, психологии, а также «спортзал» для «тренировки мозга», где планируется провести бинарный урок математики и физкультуры.
       Четвертый этап - «социальный».
Организуется марафон школьных событий: классы проводят друг для друга разработанные мероприятия. Выбор времени и адресата осуществляется самими детьми с помощью визуальной карты – «расписания», вывешенного на стендах школьных площадок и в социальной сети. Кроме того, в социальной сети школьного сообщества размещаются кейсы всех мероприятий (сценарии, маршрутные листы, задания и пр.) для использования другими классами. Если класс по каким-то причинам не смог принять участие в марафоне, то школьники могут провести понравившееся им события самостоятельно с помощью выложенных дидактических материалов. Классный руководитель на этом этапе выступает куратором проведения события: он помогает школьникам договориться с другими учащимися о деталях проведения мероприятий.
       В качестве примера приведем событие, разработанное учащимися 6-ого класса. Они совместно с классным руководителем придумали провести игру-квест «По следам древних греков», которая пройдет на территории парка «Прометей» и ближайших окрестностей. В ходе этой игры учащиеся вспомнят и узнают новое о древнегреческих богах. К каждому этапу игры нужно получить ключ-подсказку, выполнив задание (разгадать ребус, пройти лабиринт, решить головоломку, распутать «Гордиев узел»). Ключевое задание выполняется с применением современных цифровых технологий (поиск информации по QR-коду).
       Пятый этап - «рефлексивный».
На этапе рефлексии снова организуются классные часы. Их миссия – помочь учащимся выявить личностные результаты реализации практики. Классные руководители выбирают рефлексивную технологию, которая соответствует психологическим особенностям обучающихся. Школьники обсуждают, как участие в проекте «Школа без стен» повлияло на их развитие, а также что нового о школьном сообществе (школе № 136 Калининского района) они узнали.
       На момент написания данной статьи педагогическим и детским коллективом ГБОУ СОШ № 136 Калининского района были реализованы только два первых этапа проекта «Школа без стен», основанного на социокультурных практиках школьников. Но их результаты уже стали значимыми не только для школьников, но и для педагогического коллектива.
Во-первых, были выявлены представления учащихся о будущей школе, которые будут учтены при развитии предметно-пространственной среды нового (создаваемого) здания и проектировании образовательной программы ОУ в целом. В подтверждение данного тезиса приведем лишь некоторые ответы учащихся:
• Многоэтажная школа с просторными кабинетами, буфетом, интерактивной библиотекой, большим спортивным залом, душем и бассейном.
• Обязательно должна быть зона отдыха с мягкой мебелью и необходимостью доступа в интернет.
• Возможность личного пространства. Например, установить для каждого ученика личный шкафчик для хранения своих вещей.
• Закрытые школьные площадки для уличных перемен, а также парк с фонтанами на территории образовательного учреждения.
• Перевод учебников и дневников в цифровой формат.
• Живой уголок и увеличения количества растений в кабинетах.
• Быстрая и доступная психологическая поддержка у профессионального психолога.
• Открытие различных клубов по интересам.
Во-вторых, городские локации для проведения школьных событий не только продемонстрировали значимые для учащихся места микрорайона, но и стали началом для создания новых общешкольных традиций – проведения «городских уроков».


Приложения



                                          Список использованной литературы

1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2019.
2. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет. – Москва : Дрофа-Плюс, 2019.
3. Немов Р. С. Психология образования. – Москва: Владос, 2017.
4. Игнатьева Г. А. Социально-культурная миссия образовательного проекта «Нижегородская инновационная школа» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2010. — № 1 (45). — с. 152—155.
5. Осваиваем социальные компетентности / под ред. И. А. Зимней. — Москва, Воронеж: МОДЕК, 2018.
6. Плеханова Е. С. Социокультурные и учебно-исследовательские практики через призму стандартов нового поколения // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 23 июля 2017 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 42-43.


Поделиться:


Назад в раздел