Поиск по сайту

Воспитание социальной активности младших школьников в процессе волонтерских практик

Автор: Семенова Светлана Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 136 Калининского района Санкт - Петербурга


Пусть свет зажжётся в людях,
Согреет доброта.
Пусть каждый добр будет
Со всеми и всегда.
(Ольга Фокина)

      Волонтер в переводе с латинского означает доброволец (от латинского voluntaris) — добровольный, поступающий по собственной воле. Доброволец — солдат огромной армии добра. Научить добру невозможно, его можно только привить. Волонтеры обращают внимание общества на то, мимо чего оно до этого равнодушно проходило. Раньше никогда у нас не навещали стариков в домах престарелых, не ходили играть к детям-инвалидам, не ухаживали за бездомными собаками в приютах. Волонтеры – люди, которые по доброй воле, меняют этот мир к лучшему и заботятся о тех, кто сам о себе позаботиться не может.
Стать волонтером может любой, профессия и взгляды на мир не имеют значения. Несовершеннолетним добровольцам нужно разрешение от родителей, а детей младше 14 лет во время волонтерских работ должны сопровождать официальные представители. Точное определение волонтера и возможные цели добровольческой деятельности прописаны в Федеральном законе № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», принятом в 1995 году. Добровольческую деятельность регулируют Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». В 2018 году утверждена Концепция развития добровольчества, волонтерства в России до 2025 года. Согласно концепции, добровольчество планируется развивать в различных профессиональных и социальных группах, возрастных категориях, семейных формах с учетом региональных и местных условий волонтерской деятельности. На международном уровне добровольческую деятельность регламентирует Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году. Она закрепляет право человека на его ответственность перед обществом.
      Волонтерский труд - хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Волонтер - школьник более осознанно подходит к тратам, своему поведению, здоровью, культуре общения. Волонтерская деятельность способствует проявлению гражданской позиции.
      Но прежде чем включать учащихся в волонтерскую деятельность необходимо определить ее направление. В число основных направлений волонтерской деятельности входят социальное, культурное, экологическое, медицинское, спортивное и патриотическое волонтерство. И этот выбор должен осуществляться учащимися. Чтобы они смогли осознанно выбрать, каким видом волонтерства им заняться, школьники должны обрести опыт волонтерских проб. Именно поэтому в ГБОУ СОШ № 136 Калининского района в настоящий момент разрабатывается программа внеурочной работы, адресованная ученикам начальных классов.
      Данная программа имеет социальную направленность и носит название «Школа волонтеров». В ходе изучения программного содержания учащиеся ищут ответы на вопросы, обращенные, прежде всего, к себе: «Что значит “быть волонтером”? Способен ли я стать волонтером? Какой вид волонтерства близок лично мне?».
      Программа построена так, что ученики имеют возможность познакомиться с 5-7 волонтерскими проектами различного характера, реализуемыми в пространстве Санкт-Петербурга (например, «Добропочта», «Старость в радость», «Добрые крышечки», «Елка желаний», «Мусора. Больше. Нет» и пр.), и поучаствовать в каждом из них.
      Работа с волонтерскими проектами в контексте внеурочной программы строится по следующему алгоритму:
 • встреча с волонтером – взрослым, имеющим опыт участия в данном проекте; цель этой встречи – расширить представления учащихся о данном виде волонтерства и об особенностях организации акций в рамках изучаемого волонтерского проекта;
 • подготовка школьной (или внутриклассной) акции в рамках данного волонтерского проекта;
 • проведение школьной (или внутриклассной) акции в рамках данного волонтерского проекта;
 • рефлексия итогов проведения акции, выявление личностных и социальных результатов волонтерства.
      Таким образом, данная внеурочная программа построена в формате социокультурных практик, в ходе которых учащиеся осваивают механизмы (алгоритмы) организации различных «добрых дел» и практикуются в их проведении. Школьники начинают понимать, что для проведения какого-то полезного для других дела, необходимо определить:
1. Название волонтерского проекта (акции).
2. Цель волонтерского проекта (акции) и задачи по достижению этой цели.
3. Адресную аудиторию – для кого предназначено наше «доброе дело».
4. Мероприятия, которые помогут реализовать проект (акцию). Необходимо составить календарь проведения акций, мероприятий, указать сроки подготовки и реализации проекта.
5. Ресурсное обеспечение. Для достижения цели всегда нужны определённые затраты (время, различные материалы и т.п.) Необходимо понять и обозначить, что именно понадобится для воплощения собственной задумки, чья помощь будет необходима.
6. Разделение обязанностей и функционала. То есть распределить роли между участниками волонтерского проекта (акции). Каждый должен знать, за что он отвечает.
7. Риски и способы их учёта (что может не получиться и что делать, если что-то не получится).
      Большое значение в рамках внеурочной программы «Школа волонтера» отводится работе с детской мотивацией. Мотивация – главное условие активного и заинтересованного участия детей в волонтерстве. Невозможно без собственного свободного решения прийти на помощь туда, где есть чья–то боль, одиночество. Психологи считают, что мотивация – это любое возникшее в организме человека побуждение, отражающее готовность человека к действию и поступку. Задача учителя заинтересовать и вовлечь учащихся в волонтерскую деятельность, при этом учитель должен быть модератором – наставником, создающим условия успеха и осознания результатов.
     Существует несколько способов развития мотивационной сферы школьников.
Первый способ. Для создания положительного настроя на волонтерскую работу на внеурочных занятиях можно использовать различные упражнения и короткие тренинги, придающие образовательному процессу интерактивный и осознанный (рефлексивный) характер.
Опишем некоторые из упражнений.
Первая группа упражнений нацелена на создание открытой доверительной атмосферы в коллективе, объединения детей в творческую команду.
Наш проект. Учащиеся получают карточки. На одних карточках написаны существительные, на других прилагательные. Важно, учащиеся свободно перемещаются по классу, обмениваться карточками нельзя. Дается время найти себе подходящую пару и придумать название проекта, над которым будут работать вместе. Если пары нашлись, то передвигаются по классу, держась за руки. Затем, каждая пара представляет свое название.
Карта жизни. Каждый участник берет лист бумаги и в нижнем конце листа пишет дату своего рождения, на верху листа помечается сегодняшнее число. Между этими двумя точками необходимо провести линию и отметить на этой «линии жизни» узловые моменты, которые особенно сохранились в памяти или повлияли на ход жизни. Когда работа будет проделана, ведущий предоставляет слово каждому участнику по очереди.
Подарок. Участники сидят в кругу. Нужно сделать подарок соседу, придумав его и показав при помощи жестов и мимики, не используя слова. Получивший «подарок» называет его до тех пор, пока не угадает, благодарит «дарившего», работа продолжается по кругу, пока все участники не получат и не подарят «подарки».
Шкатулка добрых дел. Каждый участник получает небольшой листок бумаги и ручку (карандаш). Ведущий предлагает участникам написать на листке самые добрые дела, которые они сделали за последний месяц. После окончания работы каждый участник кладёт листок в шкатулку, называя свои добрые дела. Ведущему важно отметить, как много разных добрых дел собрано в шкатулке.
Второй пример упражнений связан с развитием творческого мышления.
           Метод фокальных объектов.
1. Выберем фокальный объект, то есть тот, что мы хотим модифицировать, видоизменить, дополнить.
Например: лист бумаги А4
Вопрос: Что это? Для чего это используется?
Ответы уч-ся
Вопрос: Как еще можно использовать лист?
Ответы уч-ся
2. Выбрать 3 объекта и выделить подходящие к этим предметам свойства. Выписываем свойства и признаки этих объектов, не забывая про фокальный. Потому что свойства лучше подбирать, хоть как-то подходящие к нему.
Стол: удобный, большой, деревянный…
Котенок: маленький, пушистый, мягкий, веселый, игривый…
Чашка: яркая, красивая…
3. Перенести эти признаки на фокальный объект, причем так, чтобы он получил новые и желательно полезные качества.
4. Выбрать наиболее интересные и функциональные комбинации и создаем целостный образ.
Все идеи хороши, нельзя заранее ограничивать процесс. Хорошие идеи есть у всех, будь то двоечник или отличник. Необходимо посмотреть на детей непредвзято, будто это совершенно новые для вас люди.
При выполнении интерактивного задания учитель становится модератором сессии, вы направляете процесс и не рассуждаете с позиции человека, который знает как правильно. Важно, чтобы дети почувствовали свою значимость, представляя свои идеи.
Мы рассматриваем лист бумаги. Как он может согреть, развеселить? Кому это может понадобиться? Как сделать лист веселым, удобным, ярким?
Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей воображения, речи, фантазии, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось.
Третий пример упражнения связан с развитием у школьников умения устанавливать связи между отдельными объектами окружающей действительности, планировать и управлять идеями.
Создание интеллект-карты.
Интеллект–карта или карта мыслей – способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли в нашем мозгу. Наше мышление не линейно, а радиально. Одна мысль порождает ряд других, любую идею можно развивать практически бесконечно во все стороны. Ключевая идея порождает несколько основных крупных идей, каждая из которых, в свою очередь, развивается, конкретизируется в виде ещё более мелких идей. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. И всё это можно визуализировать с помощью карты мышления. Для изображения идеи можно использовать слово или рисунок, схему, используя цветные карандаши.
Алгоритм составления интеллект–карты:
 1. Основная идея, проблема, слово располагается в центре карты. Например: «экология».
 2. От основной идей расходятся ветви к разделам. Например: «проблемы экологии».
 3. От разделов расходятся ветви к подразделам. Например: меры для сохранения экологии, что может сделать волонтер-школьник.
Задание учащимся: разделитесь на группы; разработайте с помощью составления интеллект-карты одно из направлений работы – социальное, культурное, экологическое, медицинское, спортивное и патриотическое.
     Педагог играет важную роль в интерактивных занятиях, он постоянно находится вместе с детьми, консультирует их и помогает преодолевать возникающие трудности, поддерживает доброжелательную атмосферу, позволяющую ученикам быть уверенными в себе, чувствовать, что какие бы задания ни встретились, они обязательно с ними справятся.
Второй способ поддержания и развития мотивации школьников к волонтерской деятельности - организация специальной образовательной среды.
     В классе необходимо найти место, на которое можно клеить стикеры, фиксировать результаты работы, а также выражать свое мнение к происходящему. Создание образовательной среды способствует развитию коммуникативной, познавательно-исследовательской, учебной и творческой деятельности. Использование мотивационных постеров и плакатов тоже повышает мотивацию школьников. Для поощрения учеников, необхоимо сделать в классе уголок, где размещаются сертификаты и благодарственные письма наиболее активным волонтерам. Информацию о работе над волонрерским проектом можно также выкладывать в соцсети на странице группы класса.
    Третий способ работы с детской мотивацией – чтение специальной литературы.
В начальной школе ребенок переходит от бытового уровня усвоения явлений окружающей действительности к их научному и целенаправленному изучению. Данные процесс протекает на уроках по окружающему миру, чтению, русскому языку, внеурочных занятиях, классных часах и школьных мероприятиях. Волонтерское движение поможет формировать гуманные представления, умение сострадать, помочь, простить у младших школьников. На теоретических занятиях поможет обращение к литературным произведениям. Первым сводом жизненных ценностей для детей является сказка. Из сказок ребенок узнает, о том, что в жизни есть добро и зло, предательство и преданность, ненависть и любовь, о том, что, преодолев трудности, можно победить. Сказка подсказывает, как вести себя в различных жизненных ситуациях, как справляться с трудностями, благодаря собственным достоинствам или помощи друзей. Читатель и слушатель получает возможность в сказке представить себя любым из персонажей и на примере других, пережить такие эмоции как страх, гордость, разочарование, радость, обиду, восторг. Работа с книгой поможет учащимся в создании Творческого журнала, куда записываются лучшие работы, закрепляется результат творчества, который сохранится надолго. Это создаст дополнительный стимул, мотивацию для работы.
    Четвертый способ оказания влияния на мотивацию учащихся – объединение (сотрудничество) семьи и школы.
Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители – самые дорогие и самые близкие ему люди. У каждого из родителей есть уникальный жизненный опыт, знания, скрытые таланты и нереализованные мечты. Всем этим они могут поделиться с самыми благодарными слушателями – детьми. Чтобы участвовать в волонтерской деятельности учащимся до 14 лет необходимо сопровождение и согласие родителей. Поэтому важно активное участие родителей в совместной деятельности для создания оптимальных условий в работе волонтерского движения. Родители–волонтеры – это добровольные помощники, организаторы, участники проектной деятельности. Они могут оказывать организационную, информационную, моральную и материальную поддержку детскому волонтерству. А в ответ – увидеть своих детей с новой, незнакомой для них стороны – как активных и заинтересованных в решении актуальны социальных проблем граждан.
Следует заметить, что лишь организованный процесс социализации, как вариант - включение детей в волонтерское движение, будет активно помогать в данном формировании. Бескорыстная помощь другим удовлетворяет потребность человека чувствовать себя хорошим. Волонтер — это пример нравственности и бескорыстия; это человек, умеющий эффективно сотрудничать с другими и работать в команде во благо общества. Волонтер демонстрирует свои личностные качества – доброту, отзывчивость, общительность, организованность, ответственность, показывает себя разносторонним и развитым человеком. Волонтерское движение в начальной школе может стать эффективным средством формирования инициативности и самостоятельности младших школьников. Волонтерство способно приобщить ученика к жизненным ценностям.              Мотивация оказывает существенное влияние на процесс и результаты любой деятельности. Вызвать и сохранить привлекательность проекта для обучающегося, поможет работа по выявлению и осознанию актуальных для ребенка интересов. Однако мотивация проектной деятельности зависит от действия самых разных факторов, которые могут разворачиваться в процессе осуществления проекта. Ее сохранение и часть особого внимания педагога на протяжении всего процесса выполнения проектной деятельности.

                                    Список использованной литературы:

1. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования.- М., 2009.
2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2010.
3. Локтионова Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 267–269.
4. Методические рекомендации по развитию волонтерства (добровольчества) в школе. – М., 2015.
5. Слабжанин Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Ин-кварто, 2002.

Электронные ресурсы:

1. Почему волонтер. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5cd1edc63c1e9b00b3aa9459/volonterstvo-pochemu-izmeniat-mir-i-pomogat-...
2. Что такое волонтерство. URL: https://dobro.ru/news/7023-obyasnyaem-po-punkta
3. Нескучно быть волонтером. URL: https://rosuchebnik.ru/material/khochu-byt-volonterom-neskuchnye-zadaniya-dlya-shkolnikov-na-leto/
4. Цитаты о добре. - URL: https://anchiktigra.livejournal.com/1186358.html


Поделиться:


Назад в раздел