Поиск по сайту

Новые формы работы по экологическому воспитанию в детском саду

Автор: Новиковская О.А., Долгая Е.А., ГБДОУ детский сад № 196 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга, Познякова Ю.В., ГБДОУ детский сад № 22 Приморского района Санкт-Петербурга


      Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения сегодня не вызывает сомнений. Прививать любовь к природе, чувство ответственности за результаты собственной деятельности, желание беречь родную природу необходимо с самого раннего детства.
      В ГБДОУ детский сад № 196 компенсирующего вида используются разные методы экологического воспитания и просвещения не только детей, но и всех участников образовательного процесса. С воспитанниками всех возрастных групп педагоги проводят беседы, организуют игровые занятия, экспериментальную и проектную деятельность, конкурсы и викторины; читают дошколятам рассказы и стихи о природе, показывают видео и мультипликационные фильмы.
      С 2009 г. в детском учреждении раз в квартал стал издаваться периодический журнал для сотрудников, воспитанников и их родителей «Наш любимый детский сад № 196». Все номера журнала (с 1-го по 31-й) размещены в электронном виде на официальном сайте ГБДОУ детский сад № 196 http://dou196.kirov.spb.ru/index.php/zhurnaly. Редколлегия журнала также поставила перед собой задачу экологического просвещения и воспитания детей и их родителей. Тема любви к природе, защиты окружающего мира, сохранения нашего общего дома планета Земля часто поднимается на страницах этого издания. Так в 2013 г., объявленном в России, в соответствии с президентскими указами, Годом охраны окружающей среды и в 2017 г., ставшим Годом экологии, в данном журнале были опубликованы статьи о растениях Ленинградской области, занесенных в Красную книгу; о заповедниках и заказниках; а также о том, что каждый из нас может внести свой посильный вклад в дело охраны родной природы.
Педагоги, авторы данного журнала, пишут в нем о педагогических мероприятиях, дают много познавательной информации, в том числе, и по экологии. Своим воспитанникам и их близким рассказывают о том, как нужно вести себя на природе; предлагают задания для фотохудожников и любителей мастерить своими руками.
      Каждую осень в детском учреждении проводятся выставки поделок из самых разных природных материалов – даров осени. Ребята делают замечательные художественные работы: панно, картины, макеты из шишек, желудей, орехов, каштанов, листьев, плодов, семян… Выставки получаются интересные и оригинальные, а их маленькие участники узнают, что дары матушки Осенины не только радуют глаз, но и кормят людей и лесных жителей всю долгую холодную зиму. В октябре в нашем детском саду, наряду с праздником Осени, проводится международный День хлеба. Дети в играх узнают о том, какой непростой путь прошел этот привычный для всех продукт питания, пока не попал на наш стол. Малыши учатся беречь хлеб и уважать труд хлеборобов.
      Зимой ребята не только ведут календарь природы, но и мастерят кормушки из бросового материала, чтобы потом подкармливать зимующих птиц. Их папы тоже подключаются к изготовлению кормушек и скворечников. Ближе к весне в детском саду традиционно проходит народное гуляние Масленица. А 1-го апреля наши воспитанники под руководством взрослых отмечают международный День птиц. Ребята узнают, что птиц в России любили всегда. В народе были День закликания птиц, День ласточки, День встречи перелетных птиц. Многие пернатые стали общепризнанными символами. Так голубь – символ мира, орел – символ гордости, а лебедь – символ верности.
      Наши воспитанники вместе с педагогами отмечают ещё один очень важный день в международном календаре. Это 22-е марта – День воды, проходящий под девизом «Вода — это жизнь». Чтобы дошколята поняли, как важна для всего живого вода, педагоги проводят беседы, показывают опыты, а ребята рисуют плакаты, призывающие беречь воду: не забывать закрывать кран, бережно ее расходовать, не загрязнять водоёмы.
Будущие первоклассники ГБДОУ № 196 в течение года неоднократно посещают лицей № 389 «Центр экологического образования» Кировского района. Наши образовательные учреждения сотрудничают на протяжении многих лет. Педагоги дополнительного образования из лицея проводят с нашими выпускниками занятия по программе «Природа вокруг нас».
      Все эти праздники, занятия, выставки, встречи находят отражение на страницах периодического издания «Наш любимый детский сад». В нем регулярно публикуются репортажи и статьи педагогов дошкольного учреждения, рассказы родителей воспитанников, и творческие работы детей. В каждом номере журнала в рубрике «Это интересно» его авторы публикуют познавательные статьи о писателях и художниках. Есть среди них и «певцы русской природы», такие как М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, Е.И. Чарушин, Виталий Бианки, художники В.Д. Поленов, А.И. Куинджи и др. Публикуется в издании и страничка с забавными высказываниями наших маленьких воспитанников, в том числе и о природе.
      В конце каждого номера размещена Детская страничка. Родителям рекомендуется распечатать её дома, чтобы дети могли выполнить речевые и сенсомоторные задания, закрепляя знания, полученные в детском саду. Многие из этих игровых заданий посвящены живой природе.
Мы, педагоги, считаем, что кроме экологического просвещения, очень важно вовлекать дошкольников в посильную практическую деятельность. Для её организации ГБДОУ детский сад № 196 вступил в 2017 г. в международную программу «Эко-школы «Зелёный флаг» [3]. Её главная цель – воспитание экологически грамотного гражданина и ответственного человека.
Первым мероприятием в рамках программы стало участие наших ребят во Всероссийском конкурсе творческих работ из бросового материала «Ёлочка, живи!». Внимание и детей, и взрослых привлекалось к проблеме вырубки елей и вторичного использования бросовых материалов. Воспитатели предложили ребятам старших и подготовительных групп украсить новогодние елки игрушками-самоделками из бросовых материалов. Ведь если приложить усилия и фантазию, то можно использовать многие бытовые отходы. Ребята, а также их родители, с большим интересом приняли участие в этом конкурсе. Чего только не появилось на нашей Новогодней елке: колокольчики из стаканчиков, снежинки из ватных палочек, шарики и серпантин из пластиковых бутылок… Важно, что ребята не только получили удовольствие от творческого процесса, но и поняли, что общими усилиями вполне можно препятствовать ухудшению экологической ситуации не только в нашей стране, но и на всей планете.
      Недаром великий русский писатель К.Г. Паустовский сказал: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…»

                                                                                   Литература

1. Алексеев С.В. Теория и методика эколого-педагогической подготовки учителя в системе постдипломного образования. /СПб.: СпецЛит., 2001.
2. Год охраны окружающей среды в Санкт-Петербурге - каждый год. /Сборник методических материалов / под ред. С.В. Алексеева, Н.В. Груздевой. – СПб.: СПб АППО, 2014.
3. Международная программа «Эко-школы/ «Зеленый флаг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ecocentr39.ru/napravleniya/green-flag/

Поделиться:


Назад в раздел