Поиск по сайту

Учимся решать экологические проблемы: система экологических проектов для учащихся старших классов

Автор: Люлькович Е.А., ГБОУ СОШ № 89 Калининского района Санкт-Петербурга


       Целью написания данной статьи является обобщение опыта внедрения исследовательской и проектной практики в образовательный процесс на ступени среднего (полного) общего образования с учетом требований ФГОС, направленной на воспитание и формирование активной, мобильной современной личности, а также создание комфортной образовательной среды, условий успешности, правильности выбора профессионального образовательного маршрута в дальнейшем. Проекты реализуются в ГБОУ СОШ № 89 Калининского района Санкт-Петербурга в 10-11-х классах.
       В настоящее время вопросы охраны природы, разумного и бережного и экономичного использования ресурсов приобретают всё большую актуальность
Умение оценить природные ресурсы, грамотно ими распорядиться, сохранить процессы возобновляемости ресурсов, умение ориентироваться в экологической обстановке данного региона – это необходимые компетенции современного человека.
       Экологические проекты «Учимся решать экологические проблемы» для учащихся 10-11-х классов мы рассматриваем как способ организации познавательной деятельности учащихся школы. Выполнение проектов может быть основано только на деятельностном подходе, который предусматривает ФГОС. Это непосредственное вовлечение учащихся в научную, исследовательскую, социальную деятельность, повышение мотивации к изучению предмета, ведению здорового образа жизни, что является частью экологической культуры.
       Проект предусматривает создание условий для развития у обучающихся чувства сопричастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки, по привлечению внимания общественности к экологическим проблемам.
       В качестве ведущих задач мы определили для себя следующие:
 вовлечение учащихся во внеурочную деятельность;
 создание условий для формирования УУД и получение метапредметных результатов;
 достижение и поддержание личной успешности в учебной и научной деятельности для учащихся (личностные результаты).
       В ходе реализации проекта требуется межнаучное, межпредметное взаимодействие, которого так не хватает в линейных курсах и которое необходимо для формирования метапредметных результатов:
познавательных: смысловое чтение, анализ, синтез;
регулятивных: планирование деятельности, степень понимания выполняемой работы, самоопределение, самостоятельность;
коммуникативных: речевая культура, ясность выражения мысли, полнота излагаемого материала [4].
       Эти результаты можно достичь через:
 формирование основ проектной и исследовательской деятельности;
 формирование основ представления проектов и исследований в виде печатной работы, устного выступления, компьютерной презентации;
 формирование экологической грамотности и экологической культуры на основе более глубокого погружения и вовлечения в проблему;
 вовлечение в социальные экологические проекты.
       Сроки реализации рассчитаны проекта на два года для каждого учащегося.
Первый год занятий в рамках элективного предмета «Основы исследовательской деятельности» предполагает распределение по образовательным областям, определение направления исследования, планирование хода работы, проведение исследования, создание проекта, предоставление материалов работы.
Второй год занятий – это анализ и коррекция результатов, рецензирование работ, подготовка к публичному выступлению, защита работы на школьной научной конференции, участие в конференциях и конкурсах различного уровня.
       Педагог-куратор осуществляет педагогический надзор за работой каждого учащегося в соответствии с планом индивидуальной работы. Это позволяет работать не только с талантливыми учащимися, но и реализовать личностно-ориентированный подход к любому учащемуся, повысив тем самым его шансы на успешность.
       Эффекты данного проекта можно определить следующим образом:
 является инструментом для повышения качества образования, позволяющий выстроить индивидуальную образовательную траекторию учащегося;
 оптимизирует процесс профориентации;
 помогает осуществлять планомерное сопровождение учащегося по индивидуальному образовательному маршруту, создавая комфортную образовательную среду для его развития;
 помогает учащемуся и родителям правильно оценить себя, свои ресурсы и возможности, выбор будущей профессии [3].
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели.
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.           Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

                                                                 Литература

1. Бурцева О.Ю. Организация работы школьников над исследовательским проектом по биологии в свете требований новых образовательных стандартов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 63 с.
2. Гутник И.Ю., Гембель Т.П, Королькова А.Ю. Предметное и профессиональное самоопределение ученика методом процесс-фолио // Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования: сб. статей Межрегион. науч.-практ. конф. /под ред. И.В. Муштавинской, О.Б. Даутовой, О.Н. Крыловой. – СПб., 2015. – С.124-129
3. Современные педагогические технологии основной школы в услових ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с.
4. Цейтлина Е.Ю., Глыбовская О.В. Межпредметный подход в формировании универсальных учебных действий в основной школе в практике построения индивидуальных образовательных траекторий // Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования: сб. статей Межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Муштавинской, О.Б. Даутовой, О.Н. Крыловой. – СПб, 2015. – С. 69-76

Поделиться:


Назад в раздел