Поиск по сайту

Мини-зоопарк в дополнительном образовании как средство развития исследовательских умений детей и подростков и эмоционально-ценностного отношения к животным

Автор: Лагутенко О.И., к.п.н., ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», Эколого-биологический центр «Крестовский остров», Санкт-Петербург


      В Советском Союзе во многих образовательных учреждениях города школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования (тогда они назывались дома и дворцы пионеров и школьников) были организованы уголки живой природы, в которых содержались, как правило, аквариумные обитатели, домашние грызуны (хомяки, лабораторные мыши и крысы, морские свинки), кролики, домашние декоративные птицы, чаще всего волнистые попугайчики и канарейки и иногда террариумные животные, например, среднеазиатские черепахи. Выходили многочисленные пособия по содержанию таких животных, методисты писали рекомендации, как использовать животных в учебном процессе, проводить с ними лабораторные работы, организовывать наблюдения [6, 7].
     Работа детей с животными в детском саду, школе, доме пионеров и школьников была нормой. Эти занятия имели живейший отклик у детей и подростков. С 2000-х годов ситуация резко изменилась. Сначала животные исчезли из школ, потом из детских садов, а сейчас начинают постепенно исчезать и мини-зоопарки из учреждений дополнительного образования. Причины этого – сложности в документальной отчетности при содержании животных, необходимость больших затрат на содержание, ветеринарное обслуживание, а также опасения некоторых родителей, что животные могут стать источником заболеваний у детей.
Опыт образовательных учреждений, сохранивших свои мини-зоопарки, в том числе нашего Центра, показывает, что работа с животными необходима не только для естественно-научного образования, но и для эмоционально-нравственного здоровья детей, учитывая, что, несмотря на выраженную потребность в общении с животными, далеко не у всех детей есть возможность завести домашнего питомца.
Каковы принципы формирования коллекции животных детского учебного мини-зоопарка?
 Животные должны быть «стрессоустойчивыми» и «контактными», должны доверять людям и не страдать от контактов с ними. Идеальным случаем является получение удовольствия животным от общения с детьми, занимающимися с ним. Если животное пугливо, то оно не только не продемонстрирует свое нормальное поведение, без чего не построить нормальных наблюдений за животными, но может получить травмы само, или травмировать ухаживающих за ним людей.
 Желательно чтобы, по крайней мере, большинство животных в коллекции не нуждались в сложном уходе, питании и ветеринарном обслуживании.
 Желательно, чтобы в коллекции были как несложные в обращении животные для младших детей (хомяки, морские свинки, кролики и др.) так и животные со сложным поведением для старших детей (хищные животные, врановые, попугаи и пр.).
 Если планируются исследовательские работы по изучению поведения животных, желательно, чтобы было достаточное для сбора материала количество животных одного вида. Как правило, в коллекциях учреждений дополнительного образования для этой цели служат грызуны и мелкие птицы.
 Если есть возможность завести ярких, привлекательных для детей экзотических животных, например, обыкновенную игуану, дикобраза, мангуста и других, это повысит интерес детей к занятиям в зооуголке.
 В коллекции весьма желательны животные из разных систематических групп, чтобы можно было продемонстрировать их сходство и различия, а также домашние животные (куры, гуси, утки и др.), потому что городские дети часто лишены возможности их видеть.
     Как правило, в учебных мини-зоопарках содержатся животные или одомашненные (волнистые попугайчики, морские свинки, шиншиллы, хорьки и японские перепела, декоративные породы кур, кроликов, крыс и пр.), или экзотические животные, рожденные в неволе (многие виды амфибий, рептилий, мангусты, сурикаты, игрунки, дикобразы и пр.), или это животные местной фауны, получившие травмы, после которых они уже не могут жить в природе самостоятельно или выкормленные искусственно птенцы и детеныши зверей, которые не могут быть возвращены в дикую природу. Таким образом, такие детские мини-зоопарки имеют огромное воспитательное значение: мы заботимся о животных, которые без помощи человека самостоятельно выжить не могут.
     Как мы используем коллекцию мини-зоопарка в учебном процессе? Всю работу с животными можно условно разделить на две группы: постоянную и эпизодическую.
Постоянной работой с животными занимаются группы учащихся по зоологическим и ветеринарным программам обучения. Дети, обучающиеся по этим программам, учатся основам дрессировки, наблюдению за ними, проведению определенных манипуляций с ними (держать, фиксировать, измерять их размеры, температуру, взвешивать), правильному уходу за ними. При постоянной работе животные «закрепляются» за учащимися, при этом в обязанности «хозяина» животного входят осмотр, наблюдение и ведение дневника наблюдений за ним, прогулки и игры с животным, чтобы оно не страдало от скуки, элементы ухода за ним.
Особое место в регулярной работе с животными имеют исследовательские работы. Чаще всего они связаны с наблюдением за поведением животных (изучение пищевых предпочтений, поведения животных в ситуации новизны, сравнении поведения отдельных особей в группе, разных видов в схожих условиях и т.д.) или наблюдение за развитием детенышей, например, сравнение за развитием детенышей в пометах у животных разных пород одного вида или в пометах с разным количеством детенышей и т.д. Такие работы очень важны для понимания учащимися, в чем состоит исследовательская работа, что такое контроль, опыт, как осуществляется статистическая обработка результатов. Это дает возможность проверить на пригодность себя к такой работе, приучает к тщательности, развивает ответственность. Непосредственная работа с животными очень важна как условие профориентации учащихся.
     Эпизодическая работа заключается в знакомстве младших детей с различными представителями, которых они в данный момент изучают по программе. При этом на занятии демонстрируются различные животные. Детям показывают, как животное ест, передвигается, играет, какие у него особенности строения. Дети имеют возможность почувствовать прикосновения животного, получить тактильные ощущения. По эмоциональной окраске такие занятия не могут сравниться ни с какими, даже самыми замечательными, видео о них.
     Для более старших детей животные тоже могут использоваться для изучения отдельных тем, например, для того чтобы показать реакцию птицы на проигрывание песни своего или другого вида.
К эпизодической работе также относятся экскурсии, проводимые по мини-зоопарку. При удачном подборе животных при составлении коллекции можно на относительно небольшом видовом составе животных показать огромное количество интересных биологических особенностей. Это можно продемонстрировать на примере использования коллекции рептилий Эколого-биологического центра «Крестовский остров».
В коллекции у нас имеется всего 2 вида змей – королевский питон и синалойская молочная змея и 5 видов ящериц: желтопузик, мадагаскарский дневной геккон, пятнистые эублефары, бородатая агама и обыкновенная игуана. Все рептилии, кроме мадагаскарского дневного геккона, приручены и спокойно относятся к демонстрации детям.
     Если спросить детей, чем отличается змея от ящерицы, то чаще всего мы получим ответ, что у ящерицы есть ноги. И действительно, на примере бородатой агамы мы можем рассмотреть «типичную» ящерицу. Но потом детям предлагается посмотреть на ящерицу без ног и змею с ногами. При этом демонстрируется желтопузик и королевский питон, у которого показывают рудименты конечностей в виде коготков. Детям предлагается найти другие отличия змеи от ящерицы. При этом показывается подвижность век и ушные отверстия у желтопузика и отсутствие их у королевского питона, сравнивается длина их хвостов.
Очень важны для детей и тактильные ощущения: сравнить температуру рептилии, сидящей в холодном углу террариума и под лампой, сравнить ощущение от кожи желтопузика и королевского питона. Последний очень нравится детям за бархатистость кожи. Сравнить кожу агамы и эублефара. Данная коллекция позволяет на примере молочной змеи показать пример мимикрии, а на примере геккона показать, как они могут бегать по совершенно гладкому вертикальному стеклу. Подбор ящериц дает возможность продемонстрировать различия в питании разных ящериц от сугубо растительноядных (игуана) до насекомоядных (гекконы, эублефары), агама ест как животные, так и растительные корма.
     После такой экскурсии у многих детей изменяется отношение к змеям от страха до интереса и даже симпатии, когда учащиеся видят красоту окраски и движений этих животных, а кто-то преодолевает свой страх и первый раз в жизни трогает змею. Возможно, это позволит впоследствии сохранить жизнь какой-то гадюке или веретенице, которые не будут бездумно убиты из-за страха.
     Таким образом, во время занятий на базе учебного мини-зоопарка дети получают не только знания, основанные на возникающем интересе, но и множество эмоций, которые невозможны при использовании других средств обучения. Такое живое общение с животными развивает не только когнитивную сферу, учит и развивает какие-то практические навыки, но и оказывает огромное воспитательное значение, эмоционально обогащает детей. Кроме того общение с животными играет роль психической разгрузки особенно для школьников среднего и старшего возраста. Поэтому очень важно сохранить учебные мини-зоопарки, а там, где они утрачены, желательно восстановить их.

                                                         Литература

9. Быков Б.Б. Зоологический уголок в школе. – Л.: Лениздат, 1966. – 94 с.
10. Гусев В.Г. Живой уголок. – М.: Лесная промышленность, 1977. - 176 с.
11. Гусев В.Г., Витте Л.А. Наши питомцы. Птицы и звери - обитатели живых уголков, питомцы террариумов, аквариумные рыбы. – М.: Лесная промышленность, 1979 - с.64
12. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд. дороб. - М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
13. Махлин М.Д., Солоницына Л.П. Аквариум в школе: Кн. для учителя, - М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
14. Содержание животных в живом уголке средней школы. В помощь учителям биологии, руководителям юннатских клубов. – Казань, 1975. – 65 с.
15. Сосновский И.П., Корнеева В.И. Уголок природы в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 111 с.

Поделиться:


Назад в раздел