Поиск по сайту

Методическая разработка занятия «В храм за позитивным мышлением»

Автор: Кочаненкова Ирина Константиновна, учитель изобразительного искусства, технологии, ОДНКНР ГБОУ СОШ № 136 Калининского района Санкт-Петербурга


       Занятие представлено в виде технологической карты, с опорой на метод работы с интеллект-картами. В ходе урока учащиеся устанавливают взаимосвязь городского объекта (Петербургский буддийский храм Дацан) с религией буддизма в целом. Учатся анализировать, сопоставлять и находить сведения, через знакомство с городским объектом, а так же систематизировать полученную информацию. Урок помогает не только расширить знания детей о городе, но и развить универсальные учебные действия. Через личностное отношение у учащихся формируются такие качества как толерантность, веротерпимость, умение понимать и принимать другую веру.
      Урок, по сути, носит гуманитарный характер, что позволяет учащемуся в большей степени достигнуть ценностно-смысловой компетенции. Это напрямую связано с целевой установкой предмета – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их пространстве – пространстве родной страны, родного города.

Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Тип занятия

Урок «открытия» нового знания

Тема занятия

В храм за позитивными эмоциями.

Цель занятия

Расширение представлений учащихся о буддизме в ходе знакомства с петербургским дацаном

Используемые технологии

·         Технология интеллект-карт

·         Технология фасилитированной дискуссии.

·         Творческо-поисковые технологии

·         Проблемного обучения

Планируемый результат 

Предметные умения


- Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать различные источники информации;

- участвовать в обсуждении материала;

- выявить уникальность пе­тербургского наследия, как источника информации о религии, культуре и искусству.

 Личностные УУД: 
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; 

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); 
 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 
Регулятивные УУД: 
- определять и формулировать цель деятельности на занятии; 
 - формулировать учебные задачи;
 - работать по предложенному плану, инструкции; 
 - высказывать свое предположение на основе учебного материала; 
- отличать верно выполненное задание от неверного; 
- осуществлять самоконтроль; 
 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности.
 Познавательные УУД: 

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
 - находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; 
 - проводить анализ учебного материала; 
 - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения 
- уметь определять уровень усвоения учебного материала. 
  Коммуникативные УУД: 
- слушать и понимать речь других; 
- определять общие для всех правила поведения; 

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 
 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства 

Формы работы 

Ресурсы 


Фронтальная 
Работа в парах постоянного состава
Индивидуальная

Книгопечатная продукция: раздаточный материал (конверты с набором иллюстраций для интеллект-карты), лист для создания интеллект карты и мандалой.

Дополнительные средства: канцелярия (клей-карандаш, цветные карандаши или фломастеры), видео фрагмент, мультимедийная презентация; 

Литература и сайты:

1.      Официальный сайт петербургского буддийского храма Дацан https://dazanspb.ru

2.      История буддизма https://www.oum.ru/literature/buddizm/buddizm-kratko-i-ponyatno/

3.      Как использовать интеллект-карты в обучении https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-ispolzovat

4.      Видеофрагмент о петербургском Дацане https://bit.ly/36haTXt

5.      Фоновое видео для творческой работы «Дорогою добра» https://goo.su/3ccU

Краткое описание

Занятие представлено в виде технологической карты, с опорой на метод работы с интеллект-картами, который представлена в виде диаграммы связей для наилучшего усвоения нового материала. В ходе урока учащиеся устанавливают взаимосвязь городского объекта (Петербургский буддийский храм Дацан) с религией буддизма в целом. Учатся анализировать, сопоставлять и находить сведения, через знакомство с городским объектом, а так же систематизировать полученную информацию. Урок помогает не только расширить знания детей о городе, но и развить универсальные учебные действия.





Технология изучения темы

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся 


Метапредметные (УУД) 

регулятивные: 
-осуществлять самоконтроль; 

коммуникативные: 
— слушать и понимать речь других; 
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 
регулятивные 
-определять и формулировать цель деятельности на занятии; 

1.      Самоопределение к деятельности. 

Приветствие.

Учитель задает классу вопрос: «Зачем люди приходят в храм?»
Поясняет: не важно, какой храм, к какой религии или конфессии он принадлежит.
Дополняет вопрос: «В какой ситуации, на ваш взгляд люди чаще приходят в храм и для чего они туда приходят?»

Принимаются все ответы и обсуждаются.

Тогда следующий вопрос: «А можно ли прийти в храм за положительными эмоциями?»

Сегодня мы с Вами это и проверим.

Мы познакомимся с религией, которая призывает человека мыслить позитивно. Это одна из мировых религий и вы уже видите заставку сегодняшнего урока, сможете назвать эту религию?

[1] Да, это – религия буддизм.

Сегодня мы будем работать с вами не в тетради, а на отдельных листах, которые лежат перед вами. Мы составим «Интеллект-карту» или «Ментальную карту» понятия «Буддизм».

* Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части.

Инструктаж по работе с интеллект картами:
1. Перед вами лист бумаги. Основное понятие записывается в центре листа. В нашем случае – это понятие «буддизм»

2.Вы можете использовать любые графические средства для составления карты (цветные карандаши, ручки, мелки, фломастеры)

3.На карте можно делать небольшие рисунки или вклеивать иллюстрации из набора, который находится у вас на парте.

3. Все основные стрелки будут отходить от основного понятия в центре.

Что бы составить ментальную карту нам нужно знать много разной информации об этой религии. Но для этого нам не придется залезать в интернет или умные книжки. Всю информацию мы сможем получить познакомившись всего с одним зданием располагающимся в нашем городе. Знакомьтесь. Петербургский буддийский храм Дацан. [2]



Приветствуют учителя.

Слушают, отвечают на вопрос.

Участвуют в дискуссии, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.

Кратко формулируют тему урока.

Работают с раздаточным материалом.

Записывают в центре листа основное понятие«БУДДИЗМ»

 Метапредметные (УУД) 
личностные: 
-формируем мотивации к обучению и целенаправленной деятельности. 
регулятивные: 
— формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом. 
познавательные: 
-формируем умение извлекать информацию из иллюстраций.
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); 
коммуникативные: 
- Умение выражать свои мысли, участие в диалоге с учителем и одноклассниками;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
  Метапредметные (УУД) 
познавательные: 
-формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. 

2.      Актуализация знаний (повторение материала, необходимого для «открытия» нового знания).

Для начала давайте вспомним, что вы уже знает об этой религии?

Первое, чтобы хотелось нам сказать о религии, это где она появилась. Давайте рассмотрим изображение. Это внутреннее убранство дацана. Как вы думаете к культуре какой страны могут принадлежать подобные вещи? [3]

Вы уже знакомились с этой страной в курсе всеобщей истории. Это Индия. Именно в этой стране в 5-6 веке до н.э. впервые появился буддизм.

Вспоминаем всё, что нам известно об этой стране из курса истории.

Сравнив буддизм с уже известными нам мировыми религиями, мы можем сделать вывод из этих двух стрелок на карте, какой?

Правильно, буддизм самая древняя мировая религия.

Основателем буддизма считается принц Сиддхартха Гаутама, которого в последствии стали именовать Будда, что значит просветлённый, мудрец. С легендой о нем вы тоже познакомились в курсе истории. Давайте её вспомним.

*Легенда о Будде.[4]

По преданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей. Отец Сиддхартхи, король Шуддходана, оберегал мальчика от мирских несовершенств, болезней и несчастий всё его детство, юность. До 29 лет жил принц в цветущем дворце, вдали от невзгод обычной жизни. Но однажды Сиддхартха вышел за ворота дворца. Там он обнаружил людей, измотанных болезнями, страданием, нищетой. Он увидел смерть и понял, что существует старость, недуги. Его расстроили такие открытия. Он осознал всю бесполезность бытия. Но отчаяние не успело захлестнуть принца. Ему встретился отрешённый монах. Эта встреча была предзнаменованием! Она показала будущему Просветлённому, что, отрекшись от мирских страстей, можно обрести умиротворение, безмятежность. Наследник престола бросил семью, ушёл из отчего дома. Он отправился на поиски истины.
В итоге Будда нашёл свой путь избавления от страданий, отказ от неумеренных излишеств.В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой. С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием.

Рассматривают настенные панно в мозаичном стиле, скульптуру, предметы.

Обсуждают, отвечают на вопросы.

Оформляют первых две стрелки на интеллект-карте. Оформляем на карте вывод.

По ходу заполняем следующие стрелки на карте.

Метапредметные (УУД) 
регулятивные: 
— формируем умение осуществлять самоконтроль. 
— -формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 
коммуникативные: 
— слушать и понимать речь других; 
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 
— владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 


Метапредметные (УУД) 
познавательные: 
-формируем умение представлять информацию в виде знаков-символов. 
коммуникативные: 
-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. 
-формируем умение слушать других.

3.      Открытие нового знания. 

Итак, мы вспомнили историю возникновения этой религии, но раз это мировая религия, значит, она распространена не только в одной стране. Давайте посмотрим на карту и отметим в каких странах она распространена и в каких регионах России. [6]

Мы уже многое сказали об этой религии, но так и не поняли пока в чём её особенность, какие идеи она выдвигает.

Теперь нам надо узнать о чем она, её основные принципы и символы. И в этом нам опять поможет петербургский Дацан.

Сейчас мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсиию.

Представим, что решили посетить этот храм. Давайте посмотрим видеофрагмент. https://bit.ly/36haTXt

1)      Подходя первое, что мы видим это… Конечно же ворота, которые открыты и там нет охраны или контроля, значит любой человек может посетить этот храм? Да. Это говорит об открытости и общедоступности религии. Даже человеку, исповедующему другую религию, не возбраняется прийти в буддийский храм. [7]

2)      Следующее, что привлекает наше внимание - это барабаны. Множество красных крутящихся молитвенных барабанов.
Кто-то его называет «молитвенный барабан», кто-то – «молитвенное колесо». Для тибетцев это «колесо Мани», а для монголов, калмыков и бурятов – «хурдэ». Но как бы его ни называли, суть остается одна – это важный атрибут в буддизме. Он представляет собой цилиндрическое изделие из дерева или металла абсолютно любого размера – от нескольких сантиметров до нескольких метров. На его внешнюю, видимую часть нанесены фрагменты мантр, а внутри содержится свернутый тончайший листок, на котором также написаны молитвы, повторяющиеся много (иногда до миллиона) раз и превращающиеся в круговорот. Хурдэ содержит сакральный смысл неимоверной силы – один оборот приравнивается к произнесению бесконечного множества записанных на свертке мантр. Так, прилагая физические усилия наряду с духовными побуждениями, человек может даровать благо не только себе, но и всем, о ком в настоящий момент думает. Считается, что колесо может помочь любому, кто верит в его силу, неважно, мал ты или стар, буддист или приверженец другого вероисповедания.[8]

3)      Развивающиеся на ветру яркие, разноцветные флаги.

Размещённые внутри или вокруг мест проживания и работы, они наделяют их ощущением гармонии, усиливают атмосферу любви и добра и приводят ум обитателей в состояние, восприимчивое к учению о просветлении. Расположенные на открытой местности флаги передают своё благословение ветру и распространяют мир и добрые пожелания во всех ближайших окрестностях.

4)      По центру находится бронзовая курильница. Символизирует умиротворение и покой.[9]

5)      Фигуры необычных зверей. Китайские львы – это защита от зла, охрана храма.[10]

6)      Внешний облик храма. Внимательно вглядевшись в детали украшающие храм, мы найдем здесь один из главных символов буддизма – колесо Дхарма. Оно символизирует неприрывность перерождений , сансары. Оси в этом колесе – это принципы морали. [11]

7)      Еще одним символом буддизма, который мы не можем увидеть, но можем знать о нем, является священная книга буддизма. Как и в любой другой религии она существует и имеет своё название. Трипитака, в переводе означает корзина, короб из пальмовых листьев, именно там хранили первые тексты. ВТрипитаке собраны все известные проповеди великого Будды, которые запомнили его ученики[12]

Из всего того, что мы с вами рассмотрели можно сделать несколько выводов, выделить символы буддизма и сформулировать основные принципы этого учения.

Заполните следующую стрелку интеллект-карты, в этом вам помогут иллюстрации из набора.

Говоря всё это время о петербургском дацане, мы не разу не упомянули о том как именуются тип данного сооружения.

Мы уже знаем, что в христианстве есть собор, церковь и часовня, в исламе – мечеть, в иудаизме – синагога. А как же называются типы храмов в буддизме?

В буддизме есть три типа храмов:

1.      Пещерные храмы, самые древние сооружения.

2.      Ступа, вначале сооружалась на могильном кургане, затем в качестве памятника различным событиям[13].

3.      Пагода, в переводе означает святой или дом кумира[14].

Рассматривают, анализируют.

Заполняют ещё одну стрелку на карте

[5]

Смотрим видеофрагмент. Анализируем.

Смотрят, анализируют. Делают пометки в интеллект-картах, вклеивают иллюстрации.

Смотрят, анализируют. Делают пометки в интеллект-картах, вклеивают иллюстрации.

Смотрят, анализируют. Делают пометки в интеллект-картах, вклеивают иллюстрации.

Заполняем последнюю стрелку.

Метапредметные (УУД) 

-формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов. 

4.      Применение нового знания.  Самостоятельная работа.


Посмотрите на интеллект карту которая у вас получилась. Сможете ли вы по ней рассказать о буддизме? Давайте попробуем. Удобно работать с такой картой?[17]

Скажите, а что помогло нам составить эту карту-подсказку? Совершенно верно, всего один объект который находится в нашем городе. Давайте сделаем вывод, может ли всего одно здание рассказать о целой мировой религии?

По очереди с помощью интеллект-карты составляют связный рассказ о религии. Устный ответ.

Метапредметные(УУД)
личностные: 
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

— оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей). 

регулятивные: 
-формируем умение осуществлять познавательную рефлексию. 
— осуществлять самоконтроль; 
познавательные: 
-уметь определять уровень усвоения учебного материала. 

 

Метапредметные (УУД) 
регулятивные: 
— осуществлять самоконтроль; 
— давать оценку деятельности совместно с учителем и одноклассниками; 
коммуникативные: 
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.      Подведение итогов.

Подводя итоги, хотелось бы обратить ваше внимание, что это очень добрая и мирная религия. Она единственная из всех мировых религий никогда не вела религиозных войн. Её характеризуют открытость, доброта, умиротворение, спокойствие. Она проповедует позитивные эмоции.

И теперь, я хотела бы снова задать вам вопрос, который задавала в начале: «Можно ли прийти в храм за положительными эмоциями?»

Вот, мы и ответили на этот вопрос, который стал темой и лейтмотивом нашего урока.

В конце я хотела бы прочитать одну восточную притчу:

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу я у мудреца: Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком сказал…

Ребята, как вы думаете, что сказал мудрец?

(высказывания детей)…Всё в твоих руках.[15]

Прав был мудрец – всё в наших руках. Человек может всегда сделать выбор.

8.Творческая работа. Рефлексия деятельности. 

Теперь переверните вашу интеллект карту. На обратной стороне находится рисунок буддийской мандалы. Мандалу называют «картой космоса» или моделью Вселенной. Рисование и раскрашивание мандалы успокаивает и приносит в жизнь гармонию. Я предлагаю раскрасить вам её, но не просто так, а еще и дать оценку тем чувствам и эмоциям которые вы испытывали сегодня на уроке с помощью палитры настроения, где каждый цвет означает то или иное эмоциональное состояние и вы можете сами решать сколько цветов выбрать и какие из них будут преобладать.

Отвечают на вопрос. Подводят итоги.

Раскрашивают мандалу под музыку[16]

«Дорогою добра»


Приложения


Поделиться:


Назад в раздел