Поиск по сайту

Методическая разработка урока по теме «Отношение христианина к природе»

Автор: Давыденко Марина Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга


        Данное учебное занятие адресовано учащимся 4-го класса. Реализуется в рамках модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ. Построено в логике культуроориентированной модели обучения: имеет центральную проблему, предполагает исследование различных текстов культуры (современная мультипликация, пословицы и поговорки, фрески и иконы, фотографии) и творческое переосмысление результатов познавательной деятельности.

Учебная дисциплина: Основы религиозных культур и светской этики.

Программа: Основы православной культуры

Адресат: учащиеся 4-го класса

Цель урока: формирование у школьников представления о личной ответственности за сохранение природы.

Культурологическая идея: человек не является полноправным хозяином природы, но только от его разумных действий зависит сохранность природы, а значит и возможность будущего человечества.

Задачи:
• обратить внимание учащихся на экологические проблемы современного мира и показать важность их решения для будущего человечества;
• раскрыть христианские взгляды на природу и роль человека в ее сохранении;
• показать примеры бережного и заботливого отношения христиан к природе (на примере жития православных святых и поступков наших современников);
• дать учащимся возможность осознать личное отношение к природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД
- устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей.
Метапредметные УУД
- умение планировать и оценивать свои действия;
- осуществлять информационный поиск (работать с различными текстами культуры);
- готовность слушать товарищей, признавать возможность существования разных точек зрения.
Личностные УУД
- личная ответственность за сохранение природы.

Методы: проблемное обучение.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование для учащихся:
- учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры», 4 класс;
-материал для работы в группах (подборки пословиц и поговорок, подборки фотографий, изображения (фрески и иконы).
листы формата А 4, тексты, а также клей, фломастеры и карандаши, ножницы.
Оборудование для учителя: комплект оборудования для мультимедийной презентации, презентация, мультфильм.

                 Ход урока:
1. Организационный этап
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Проверяется готовность к уроку. Класс эмоционально настраивается на работу: учитель хлопает в ладоши (разное количество раз, разное сочетание хлопков, разный темп) – учащиеся повторяют хлопки.
2. Мотивационно-целевой этап
Учащимся предлагается посмотреть мультфильм «Истории Ветхого Завета. Сотворение мира» (реж. Д. Демидов, И. Монаенкова, телеканал «Радость моя») – (https://yandex.ru/video/preview?filmId=2461870866436987173&text=%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD... )
При этом название мультфильма не показывается и не называется педагогом.
После просмотра анимационного ролика учащимся задаются вопросы: как бы вы назвали этот мультфильм? Обоснуйте свой ответ.
Принимаются все варианты (формулировки) ответов, если они обоснованы.
Учитель предлагает подумать: почему именно в такой последовательности Бог создавал мир? С чем это могло быть связано? Если учащиеся затрудняются дать ответ, то может быть задан дополнительный вопрос: почему, на ваш взгляд, Бог не создал человека первым?
Педагог обобщает ответы учащихся, обращая их внимание на роль природы в жизни людей: природа нужна была человеку для жизни, она стала Домом и источником существования для человека.
Анонсируется тема урока. Учитель поясняет, что сегодня дети будут разбираться в том, как относятся христиане к природе.
Формулируется проблемное задание к уроку: если природа стала Домом для человека, то можно ли человека назвать «хозяином этого Дома», «хозяином природы»?
Детям предлагается высказать свои предварительные размышления на вопрос: «Человек – хозяин Природы?». Учитель акцентирует внимание учащихся на прозвучавших ответах и предлагает им проверить правильность заявленных позиций.
3. Проектировочный этап
Организуется совместное планирование хода урока. Учитель предлагает школьникам подумать, что необходимо сделать на уроке, чтобы ответить на проблемный вопрос. Если учащиеся затрудняются ответить, то демонстрируется примерный план работы, в котором последовательность действий перепутана. Ученикам необходимо установить последовательность работы над темой урока.
План работы на уроке вывешивается (размещается) на всеобщее обозрение на доске. Он может иметь следующий вид:
  1. выяснить, кто такой «хозяин»;
  2. понять, являются ли современные люди «хозяевами природы»;
  3. узнать, что считает ли христианство человека «хозяином природы»;
  4. сделать вывод о том, как должен относиться человек к природе.
Перед началом основной работы учитель устраивает физкультминутку.
  4. Деятельностный этап
Для работы над проблемой урока учитель предлагает детям разделиться на 4 группы.
      4.1. Понятие «хозяин».
Чтобы выяснить, кто такой «хозяин», ученикам предлагается поработать с пословицами и поговорками. Каждой группе достается свой обучающий кейс – своя подборка пословиц и поговорок (см. Приложение 1). Задание: на основании народного творчества дать (записать) свое определение понятию «хозяин».
На работу отводится время, достаточное для выполнения задания.
По итогам самостоятельной работы групп организуется презентация. Каждая группа озвучивает свое определение понятия «хозяин».
Учитель просит школьников сделать вывод о том, что общего было во всех данных определениях. Формулируются «черты» хозяина:
- хозяин – это человек, который чем-то владеет, распоряжается по своему желанию);
- именно хозяин устанавливает в своем доме такие правила, которые сам для себя считает важными и нужными (по своему желанию и мнению).
- хозяин помогает, заботится, бережёт
      4.2. Современные люди – хозяева природы?
Учитель обращает внимание детей на второй вопрос плана работы: «Давайте обсудим, можно ли назвать нас, людей, живущих в 21 веке, – хозяевами природы?».
Чтобы ответить на этот вопрос, группам предлагается поработать с подборкой фотоизображений и выяснить, чем они объединены и что рассказывают о взаимоотношениях людей и природы (см. Приложение 2).
В каждой подборке – три снимка:
  1 группа – фотографии, иллюстрирующие факт того, что человек пользуется благами природы – берет то, что природа дает ему (сбор грибов, ловля рыбы, использование камня для строительства и т.д.)
  2 группа – фотографии, показывающие, что человек может сам создавать (творить) природу (выращивание культур в теплице, посадка дерева, инкубатор и т.д.)
  3 группа – фотографии, показывающие негативные последствия влияния человека на природу (загрязнение рек, уничтожение животных, деревьев и т.д.).
  4 группа – фотографии, что природа может сама управлять человеком и быть для него опасной (тайфун, наводнение, землетрясение, извержение вулкана и т.д.)
На работу группам отводится время, достаточное для выполнения задания.
Организуется презентация итогов работы групп. Учащиеся высказываются и аргументируют мнение группы, используя фотографии из подборки.
Педагог помогает учащимся сделать следующий вывод: современный человек действительно пользуется благами природы. Он способен даже ее творить, выращивая растения и разводя животных. Но он не властен над природой (иногда она бывает сильнее его) и часто ведет себя не как заботливый хозяин, который ухаживает за своим домом, держит его в порядке и гармонии.
      4.3. Отношение христиан к природе.
Учитель обращает внимание детей на третий вопрос плана работы. Предлагает выяснить: что говорит христианство о взаимоотношениях природы и человека? Для этого необходимо будет «заглянуть» в храм и рассмотреть изображения святых.
В качестве примера на большой экран с помощью мультимедийной техники выводятся по очереди три изображения 9слайда) и учитель дает краткий комментарий к ним (см. Приложение № 3) .
Слайд 1. Илия пророк.
Когда пророк Илия скрывался в пустыне, вороны приносили ему хлеб.
Слайд 2. Серафим Саровский.
Он жил в одиночестве. Изредка ему приносили из монастыря хлеб. Часть хлеба святой отдавал диким зверям, часто приходившим к его келье. Мы видим, как святой кормит хлебом медведя. Даже злобные обитатели леса чувствовали доброту святого.
Слайд 3. Пророк Даниил.
Он был брошен на съедение в клетку львам, но львы не тронули его.
Учитель просит детей сделать вывод: как звери и по-настоящему верующие христиане относятся друг к другу?
Далее учитель просит учащихся поработать группами с материалами следующего учебного кейса. В папке лежат изображения фресок или икон (у разных групп – разное изображение, см. - Приложение № 3).
  1 группа – фреска «Адам и Ева в раю» в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево
  2 группа – фреска «Ноев ковчег» Собор Святого Марка. Венеция XI в.
  3 группа – икона Сергея Радонежского (с медведем).
  4 группа – икона Герасима Иорданского (со львом)
Задание по группам: рассмотрите изображение. Что вы видите? Что происходит? Какой представлена здесь природа? Как к ней относится человек?
На обсуждение внутри группы дается несколько минут.
Организуется презентация работы групп. При необходимости учитель и учащиеся из других групп дополняют и уточняют ответы.
Педагог помогает школьникам сделать вывод: человек в христианстве не считается хозяином (владельцем, распорядителем) природы. В отличие от природы, человек обладает разумом и должен разумно использовать природу и заботиться о ней
4. Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель предлагает возвратиться к проблемному вопросу урока «Человек – хозяин природы?» и попробовать дать новый ответ на него, создав небольшую творческую работу – плакат (заготовки для него – см. Приложение № 4). Он должен отразить мнение всей группы и содержать ответ на вопрос, как человек должен относиться к природе. Имеющееся на листке изображение группы могут дополнить другими изображениями. Идеи для плаката можно взять из текста, который находится в кейсе.
На работу отводится несколько минут.
Организуется презентация творческих работ: плакаты вывешиваются на доске.
Делаем вывод о том, что христианское отношение к природе является верным и может стать основой для нашего повседневного отношения к окружающему миру. Господь создал наш прекрасный и удивительный мир. Это дар людям и человек должен не губить его, а хранить и заботиться о нём.
В конце урока учитель ставит эмоциональную точку: зачитывает стихотворение словацкого поэта П. Гнездослава:
Я сорвал цветок – и он увял,
Я поймал мотылька – и он умер
У меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
Спасибо за урок!

                             Используемая литература:

   1. Учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры», 4 класс.
   2. «Основы православной культуры», методическое пособие 4 класс.
   3. DVD – к методическому пособию.
   4. Книга для учителя В.А. Тишковой, Т.Д. Шапошниковой «Основы религиозных культур и светской этики».
   5. Изображения, фотографии, тексты - ресурсы «Интернет»

Поделиться:


Назад в раздел