Поиск по сайту

Плюсы и минусы дистанционного образования: опыт работы городского учебно-методического объединения руководителей и педагогов фольклорных коллективов образовательных организаций Санкт-Петербурга в апреле–мае 2020 года

Автор: Попова Ирина Степановна, руководитель ГУМО педагогов дополнительного образования и руководителей фольклорных коллективов, ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных», доцент кафедры этномузыкологии СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения


      К тому времени уже была полностью сверстана программа ежегодного смотра-конкурса солистов фольклорных коллективов города «Голоса молодых», который должен был проводиться 5 апреля 2020 года на базе Санкт-Петербургского Городского Дворца творчества юных. Кроме того, основная деятельность педагогов дополнительного образования данного направления нуждалась в методической поддержке, поскольку большая часть специалистов не владела технологиями ведения дистанционного обучения, непонятно было, как именно возможно осуществлять образовательный процесс, как организовать и наладить подобную работу.
      На первом этапе наиболее востребованным оказался обмен опытом с коллегами, который шел спонтанно — решения надо было принимать быстро. Основной коммуникативной площадкой стала группа нашего объединения вКонтакте: https://vk.com/club42974531, где и ранее размещались актуальные методические материалы. Начиная с 6 марта 2020 года по нескольку раз в день в группе обновлялись данные о доступных ресурсах и способах реализации учебного процесса в дистанционном формате по фольклору и смежным направлениям подготовки.
На втором этапе, а это происходило практически одновременно с первым, встал вопрос о технологических платформах, на базе которых возможно вести обучение. Что касается работы ГУМО, то 14 марта мы организовали и провели первое совещание в программе ZOOM, где было принято решение о переводе конкурса «Голоса молодых» в дистанционный формат. Каждый участник рабочей встречи поделился собственным опытом работы в новых условиях, все вместе мы обсудили алгоритм наших действий по проведению конкурса. Забегая вперед, отмечу, что оперативно принятые решения оказались правильными и позволили нам не потерять инициативу и темп.
      Программа конкурсных прослушиваний была сокращена до 1 номера, исполненного a capella. Родители и старшие дети записывали и выкладывали свои записи на Googl-диске. Тем, кто не мог справиться с этой задачей самостоятельно, было оказано необходимое организационно-методическое содействие. Самостоятельно сделанные видео высылались в мессенджерах, социальных сетях и по электронной почте ответственному секретарю конкурса, который выкладывал записи в папке конкурса и распределял их по пяти возрастным группам и двум номинациям (фольклор и народное пение).
Работа жюри с видеоматериалами прошла очень организованно и весьма успешно. Было отмечено, что возможность многократного прослушивания (а именно так и действовало жюри) увеличивает объективность судейства, поскольку фактор эмоционального восприятия исполнения почти всегда делает незаметными огрехи технического характера, имеющие даже более важное значение на этапе творческого становления юных певцов.
      На совещании 14 апреля, когда еще не очевиден был факт проведения конкурса «Голоса молодых» в дистанционной форме, было высказано предложение о новом творческом испытании для участников фольклорных коллективов, которое может стимулировать их интерес к занятиям. Это была идея конкурса самостоятельных работ учащихся, которым предлагается видеоурок по разучиванию традиционного песенного репертуара преподавателем. По мысли участников ГУМО, которые горячо поддержали данное начинание, для ребят это могло стать новым опытом, ведь раньше они учили песни только с голоса своего педагога и, в основном, осваивали материал определенной фольклорной традиции. Здесь же им предстояло с голоса незнакомого преподавателя, являющегося знатоком фольклорной традиции другого региона, разучить совершенно новый репертуар. Это показалось заманчивым и интересным даже для преподавателей, на долю которых выпала роль посредников, а не ведущих образовательного процесса.
      В ходе еще двух обсуждений членами ГУМО (в апреле и мае) был оговорен различный репертуар для мальчиков и девочек, были уточнены некоторые организационные параметры, выбраны видеозанятия для девочек и сделана запись занятия для мальчиков. Наконец, родилось название конкурса «Я САМ».
      Конкурс самостоятельной работы прошел очень успешно, собрав в достаточно ограниченные сроки большую аудиторию в рамках открытого районного состязания. Интерес к нему проявили как участники фольклорных коллективов, так и руководители. Дистанционная форма проведения позволила сформировать всероссийское жюри, состоящее из практикующих фольклористов и исполнителей, авторов исходных фонограмм и разработчиков учебных занятий. Все они однозначно высоко оценили результаты конкурса и посчитали его инновационной практикой, опыт которой надо распространять.
     Таким образом, вынужденная самоизоляция и временный переход на дистанционный режим работы выявили не только сложности, но и обозначили перспективы подобных направлений деятельности. Был получен новый ценный методический и организационный опыт, применение которого в какой-то степени изменит панораму методических приемов и существенно обогатит педагогическую практику.

Поделиться:


Назад в раздел