Поиск по сайту

Организация самостоятельной работы учащихся фольклорных коллективов в условиях дистанционного обучения

Автор: Мельников Александр Сергеевич, концертмейстер детского образцового ансамбля «Веретёнце» МБУ ДО ДШИ им. А.И. Хачатуряна г. Нижний Новгород


                Использование цифровых технологий во время дистанционного обучения

       В сложных обстоятельствах, когда очное образование по каким-либо причинам невозможно, ему на смену может прийти дистанционный вариант обучения. Дистанционное обучение, если оно идёт вслед за очным, неожиданно может вызывать некоторую отрицательную реакцию со стороны учащихся как нечто новое, для них непонятное, поначалу вызывающее некоторый дискомфорт.
В силах педагога сделать этот переход к дистанционному обучению наиболее мягким, а условия сделать наиболее похожими на привычные.
Рабочий процесс во время очного обучения начинается с распевания коллектива. А затем следует работа над произведением. Учащимся раздаются партитуры, ноты. Очень много времени уходит у педагога на разучивание партий по голосам. Когда одной группе уделяется часть времени, другие должны следить за партитурой. Педагог подыгрывает партию на инструменте. Разучивание партий - кропотливый и важный процесс, без которого никуда.
       Во время дистанционного обучения можно было бы раздать ноты, дать задание петь свою партию, чтобы держать её в памяти. Но далеко не все учащиеся являются самостоятельными и сознательными.
Вырисовываются сразу и возможные сложности: у кого-то нет принтера, чтобы распечатать ноты, у некоторых может не быть инструмента.
Зато смартфон или компьютер есть, как правило, в каждой семье.

             Создание «Звучащей партитуры»
       В помощь ученикам в нашем коллективе мы решили создавать «звучащую партитуру» с помощью компьютерных технологий.
Для начала ноты нужно было перевести в электронный формат. Это возможно сделать на компьютере с помощью любого доступного нотного редактора. Для контроля набранного материала у нотного редактора есть функция озвучивания, компьютер может сыграть звуками ноты, которые мы набрали. При этом есть курсор-указатель, который идёт нота в ноту за музыкой. Создаётся эффект присутствия. Мы можем поменять темп и тембры, которыми будет озвучена партитура. Возможно оставить звучащими голоса, которые нам нужны в данный момент, например, только партию альта. В окончательном варианте может звучать инструментальный аналог нашей вокальной партитуры, включая темповые и динамические особенности.
       С такой партитурой – помощницей будет намного проще усвоить материал, выучить свою партию, научиться держать свою партию в общей партитуре, сыгранной звуками фортепиано.

Ниже - пример песни «Ой, ниточка тоненькая».
https://youtu.be/t5dZRVQuHB0

Но у такого варианта есть свои недочёты, главный из которых - неживое, механическое (компьютерное) звучание.
Существует 2 варианта исправить ситуацию:

       1. Озвучить самому (не самый лучший, так как, подражая взрослому, детский голос может потерять свою идентичность)
       2. Использовать голоса учащихся, которые уже знают произведение, вариант, близкий к идеальному. При этом учащиеся чисто и грамотно должны исполнять свою партию. Очень хорошо, если в коллективе есть такие.
Если партия исполнена неидеально в интонационном плане, её можно скорректировать, прибегнув к вокальному тюнингу с помощью других компьютерных программ.
Последний вариант предпочтительней, так как исполнение получается качественней.
На начальном этапе каждому ребёнку высылается его партия, отдельно звучащая.
Ниже - пример третьей партии песни «Ой, ниточка тоненькая».
https://youtu.be/2QtKS4KW-sE

      Для зачёта ребёнку предлагается спеть свою партию с общим звучанием коллектива.
Подспорьем в этой работе могут быть сохранившиеся записи коллектива за прошедшие годы. Если совместить концертную запись с нотным видеорядом, получается живая партитура, под которую тоже можно сдавать и принимать партии.
https://youtu.be/4WlLuvF6dQI

      В чём преимущества такого вида работы:
- во время дистанционной работы учащийся не выпадет из учебного процесса
- свои партии можно выучить самостоятельно
- создание рабочего материала для дальнейшего использования при очной форме обучения.

      Это будет способствовать экономии времени урока, уменьшению времени на разучивание партий, а также даст возможность использовать накопленные материалы в качестве домашнего задания.


Поделиться:


Назад в раздел