Поиск по сайту

Методика работы в условиях дистанционного обучения: из опыта работы ансамбля народного творчества «Таусень»

Автор: Кузьмина Н.С.


       Ситуация, в которой мы внезапно оказались, в первые дни потребовала от нас непростых решений. Порой это было очень сложно, потому что приходилось делать какие-то вещи впервые. А новое – это всегда неизведанная территория, пройдя по которой, можно будет делать выводы.
       В начале пути, а именно в первую неделю, которая во всей стране была объявлена выходной, я думаю, немногие педагоги позволили себе отдыхать. Нужно было готовиться к новому способу общения. Осознавая важность и ответственность периода, в который нужно работать с детьми, педагоги нашего коллектива разработали перспективный план, договорились о средствах изложения материала. Мы знали, что придётся столкнуться не только с новым образом занятий, но и с анализом, а в дальнейшем и работой над самоорганизацией воспитанников. В помощь были и педагогические навыки, и житейская хитрость. Важной составляющей успеха в дополнительном образовании является работа с родителями. Но именно в начале дистанционного обучения многие родители оказались не готовы: кто-то психологически, а кто-то технически. И тем, и другим нужно было помочь.
       Сама форма дистанционного обучения у многих детей не могла восприниматься «всерьёз». Это происходило потому, что многие из родителей используют гаджеты как средство успокоения, развлечения. Если ребёнок участвует в онлайн обучающей программе, ему помогают родители, которые находятся рядом. А если ребёнку станет скучно, он может просто выключить программу. То есть этот вид общения не требует от ребёнка ответственного отношения, как бы хотелось при обучении. Но вместе с тем «необходимость – хороший советчик», как гласит народная мудрость. Чтобы быть сильнее, нужна поддержка. И она была! На сайтах учебных порталов нас встретили площадки для проведения онлайн занятий. На сайте методического отдела ДДЮТ были размещены онлайн ресурсы для дистанционного обучения, курсы для самостоятельного начального обучения основам цифровой грамотности и многое другое. Перед нами открылись просторы интернета: библиотеки, архивы, вебинары с известными и популярными людьми, каналы и концерты, экскурсии и мастер-классы. Объём информации показался огромным. В выборе средства общения мы остановились на ставшей привычной к этому времени рабочей группе в ВК.
Ясно было и то, что и рабочая программа требует корректировки. Изменения происходили постепенно. Так, например, изменился изучаемый репертуар. Многоголосье пришлось пока отложить. Теперь, оглядываясь назад, можно понять причины невозможности пения дома. Это и отсутствие педагога рядом, и сложности в техническом процессе, и психологические нюансы (ведь народное пение - с открытым звуком, а значит – громкое). Только для концертного состава мы записали фонограммы с мелодией партий разучиваемых произведений. Далее я разместила запись оригинала песен для передачи диалектных особенностей. Теперь дети имели возможность вспомнить свои партии и работать с ними. Некоторые из ребят ансамбля разместили записи своих вариантов в комментариях группы. Однако ансамблевой работы в полной мере не получается. И тем не менее, мы не унываем. Те ребята, которые продолжили обучение даже в такой форме, надеюсь, в скором будущем станут надёжными помощниками в освоении уже знакомого музыкального материала.
        Группы первого и второго годов обучения ансамбля изначально ориентированы на одноголосное пение, на унисонное чистое звучание. В этих группах ансамбля народного пения работа с родителями вышла на первый план. В налаживании контакта с родителями большую роль сыграло то, что многие из них принимали участие в подготовке к концертам и проведении конкурсов в праздничных мероприятиях. Мы часто разговаривали во время обычного учебного процесса. Но и здесь есть небольшие изменения. Раньше большинству родителей было удобно разговаривать по телефону, а теперь почти все ведут переписку. Поэтому, получая вопросы в письменном виде о вокальной строчке или сложностях в проговаривании скороговорки, нужно связываться по телефону и разговаривать, консультировать и объяснять. В работе с младшим возрастом репертуар почти не пострадал, но вокальная работа приостановилась. Возможность поправить дыхание и позицию «на дистанции» сводится к нулю. Танцевальные движения – это тоже оказалось слабым местом, но уже по другой причине. Народные танцы, особенно в этом возрасте, удобнее осваивать вместе, всей группой. Сейчас этой возможности нет. Единственный выход, который у нас появился – индивидуальные консультации по дробям, опора на видеоролики, выложенные в группе.
        Занятия на дистанционном обучении – это другая форма подачи измененного материала, а значит и результат будет другим. Но в нашем случае результатом будет уже то, что мы сохраняем те навыки, которые были приобретены до изменений в обучении. Важно, что обучение продолжилось. Продолжилась и творческая работа. А именно - флешмоб к Празднику 9 мая. Нам удалось почти за один день собрать видео у большей части коллектива и смонтировать песню про Катюшу. Каждый ролик, который прислали ребята, был наполнен переживаниями, гордостью, волнением и старанием.
Ребята нашего коллектива, осваивая народное пение и музыкальные инструменты, играют на ложках, и мы надеялись, что праздник Баклушника для них станет близким и интересным. Так и произошло. Мы получили яркий отклик от детей и родителей на инициативу рассказать о приметах, которые наблюдали в народе на «Пелагею» или Баклушников день.
        Впереди ещё много нового и интересного. Этот этап заставил всех нас сделать выводы, которые, несомненно, пригодятся в работе без дистанционного обучения.

Поделиться:


Назад в раздел