Поиск по сайту

Автор: Завалишина Екатерина Валерьевна, преподаватель кафедры педагогики семьи СПбАППО, Цыганкова Наталия Игоревна, доцент кафедры педагогики семьи СПбАППО, к.пс.н.


         Интенсивные перемены социума, модернизация всех сфер современного общества значительно актуализировали задачи, связанные с развитием профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций. Одна из важных граней профессиональной компетентности педагога в условиях реализации Национального проекта «Образование» - это оказание помощи и поддержки в самореализации детям с особыми образовательными потребностями. Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, педагогической психологии, специальной психологии и педагогики, проблема СДВГ занимает одно из основных мест. Проблема эта актуальна, так как все большему числу детей уже в дошкольном возрасте ставится диагноз «гиперактивность», «синдром нарушения внимания с гиперактивностью», что ставит таких детей в разряд детей с особыми образовательными потребностями. Игнорирование данной проблемы педагогическим сообществом в образовательном процессе приводит к трудностям в обучении и поведении детей с СДВГ.
В основе деятельности региональной инновационной площадки ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга лежит создание комплексной системной модели совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности обучающихся 1-7 классов общеобразовательных школ посредством определения оптимальных организационно-педагогических условий образовательного процесса. (Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1845-Р от 26.05.2017 года). Данная модель состоит из компонентов, представляющих собой систему взаимосвязанных условий, которые включают систему повышения психолого-педагогической компетентности педагогов для решения задач воспитания и обучения детей с СДВГ, владеть современными педагогическими технологиями, осуществлять деятельность по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий данной категории обучающихся; осуществлять взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и социальными партнерами. Ожидаемый результат повышения квалификации - профессиональная готовность педагогов к обеспечению условий образовательного процесса адекватных специфическим потребностям обучающихся с СДВГ в рамках реализации ФГОС НО, ООО.
         Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) определяет, что дети с СДВГ относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями, относительно которых педагог осуществляет профессиональную деятельность в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, решает задачи формирования мотивации к обучению, разрабатывает (осваивает) и применяет современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде, использует и апробирует специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе, обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовании. [4]
В рамках ОЭР РИП ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга проведено исследование особенностей дефицитарных функций обучающихся, имеющих по оценкам педагогов симптомы СДВГ (2018, 2019). Обращает на себя внимание то, что в 50% случаев педагоги, не получающие поддержки в восполнении профессиональных дефицитов в сфере педагогического взаимодействия с детьми с СДВГ, оценивают этих детей в значительной степени невнимательными, неспособными к сосредоточению на длительный срок, беспокойными, легко примиряющимися с неудачами в ручном труде. При этом, у всех обучающихся, отнесенных педагогами к группе детей имеющих особые образовательные потребности (наличие СДВГ), статистически достоверно подтверждена прямая взаимосвязь стремления к любознательности, активности, инициативности, общению с взрослыми и сверстниками с особенностями среды социального окружения, которая а может оказывать негативное влияние на процесс социализации, развития и воспитания детей с СДВГ, проявляться в стойких трудностях обучения, поведения, общения. Таким образом, статистически достоверным является факт, что совершенствование условий образовательного процесса будет положительно влиять на преодоление СДВГ у обучащихся, их активность, инициативность, общение с взрослыми и сверстниками. [10] Наряду с этим, успешность коррекции дефицитарных функций обучащихся с СДВГ неразрывно связана с активной позицией учителя, с адекватностью построения им образовательного процесса, выбора условий и методик обучения.
       Следует подчеркнуть, что авторы педагогических и психолого-педагогических исследований рассматривают гуманистическую образовательную среду как фактор развития не только личности обучающегося, но и личности педагога (В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.).[1]
       Одним из путей преодоления профессиональных дефицитов педагогов в решении проблем, связанных с особенностями детей с СДВГ, является организация работы балинтовской группы. Участие в направленном профессиональном диалоге под руководством опытного ведущего содействует совершенствованию предметной, методической, коммуникативной, психолого-педагогической компетентностей педагогов – участников балинтовской группы на следующих уровнях:
    Социально-педагогический уровень (развитие профессионально значимых ценностей педагога в контексте существующих в настоящее время социальных и педагогических реалий требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
    Научно-теоретический уровень (с одной стороны, выявлением потенциальных возможностей приобретения необходимых для реализации профессиональных функций компетентностей педагогов в ходе повышения квалификации, а с другой, постановкой цели и задач, предполагающих повышение качества постдипломного образования).
    Научно-методический уровень (актуальность исследовательской работы обусловленных определением комплекса организационно-педагогических условий преодоления препятствий в профессиональной деятельности и приобретении навыков рефлексии профессионально значимых ценностей в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями).
    Личностный уровень (эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания, получения эмоциональной поддержки) [7]
Таким образом, процесс повышения профессиональных компетенций построенный на включение педагога в активное взаимодействие в групповой работе, отличается от традиционного процесса повышения квалификации, направленного на преодоление профессиональных дефицитов, тем, что приобретает эмоциональный характер и становится личностно значимым и результативным в условиях специаьно созданной безопасной среды общения. Балинтовская группа рассматривается как особый формат супервизии, основанный на организованной в рамках аналитического направления групповой дискуссии относительно представленного в устной форме педагогического случая. [6] Основными идеями создания балинтовских групп являются повышение компетентности в профессиональном межличностном общении; осознание личностных «слепых пятен», блокирующих профессиональные отношения; психопрофилактика «синдрома сгорания» участников группы, основанная на возможности проработки «сложных случаев» в ситуации коллегиальной поддержки. Работа балинтовских групп основывается на реальных случаях из педагогической практики членов группы; обсуждение сосредоточено на взаимоотношениях "педагог-ученик», «педагог- педагог», «педагог-родитель»; группа не занимается поиском "единственно верного решения", поиском истины; в ней не может быть борьбы, подавления чужих мнений. Все точки зрения равноправны и одинаково приемлемы, если высказаны корректно. [3] Предметом анализа в группе являются обсуждения случаев из практики участников, «трудные» или «неудачные» эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить и вызывающие дискомфортные воспоминания, остающиеся «непонятными». В зависимости от состава и интересов участников обсуждаться могут однотипные случаи. Основным принципом формирования группы является добровольность объединения педагогов-профессионалов, готовых к пересмотру стереоти¬пов и ригидных установок в своей работе с детьми с СДВГ и их родителями, заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи. [6] Одной из предпосылок необходимости создания балинтовских групп педагогов, служит анализ их профессионального «самочувствия», который показывает, что даже при большом опыте и стаже работы необходимость в получении новой информации и квалифицированной обратной связи от коллег в различных неясных и трудных случаях достаточно велика.[3] Участие в работе балинтовской группы помогает педагогу увидеть (при получении обратной связи, вопросов со стороны коллег) те моменты в профессиональных отношениях, которые он не замечал раньше и тем самым расширить понимание ситуаций, связанных с обучением и воспитанием детей с СДВГ до оптимального, а так же выработать положительные средства ее регуляции. В процессе рефлексивного взаимодействия в безопасных условиях целенаправленного группового взаимодействия, оставаясь в границах базовых педагогических компетенций, педагог совершенствует способность отмечать особенности поведения и развития ребенка с СДВГ, учится избегать ошибочного приписывания данного синдрома импульсивным, одаренным, тревожным детям, у которых могут наблюдаться отдельные схожие признаки (несдержанность, суетливость, невнимательность и др.). [9] Группа может объединять людей с различным полами, стажем работы. Оптимальное количество участников группы 8-12 человек.[3]
       Балинтовская группа «ПЕРСПЕКТИВА» создана на базе ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга в 2019 году и руководствуется в своей деятельности Уставом Учреждения, Положением и другими соответствующими нормативными и локальными актами. Целями и задачами балинтовской группы «Перспектива» являются: повышение компетентности в ходе профессионального межличностного общения; улучшение восприятия и понимания проблем ученика с СДВГ и сложностей взаимодействия с ним в процессе взаимодействия; развитие навыков межличностных взаимоотношений педагогог-родители – обучающийся с СДВГ; осознание собственных чувств, умение их контролировать и использовать в работе с детьми с СДВГ и их родителями; психопрофилактика «эмоционального выгорания» участников группы, основанная на возможности проработки "неудачных случаев" связанных с обучением и воспитание детей с СДВГ в ситуации коллегиальной поддержки; эмоциональная поддержка участников группы.
       В состав балинтовской группы вошли педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги общеобразовательных организаций, ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга, принимающие участие в апробации модели по теме РИП «Совершенствование условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся», педагоги, прошедшие обучение по программе дополнительного образования (курсов повышения квалификации) «Проектирование педагогических условий для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности обучающихся в образовательном процессе». Критериями отбора педагогов в балинтовскую группу «Перспектива» стали добровольность, заинтересованность и мотивированность участников. Встречи продолжительностью 90 минут проходили ежемесячно.
Работа в предложенном формате вызвала интерес, педагоги активно участвовали в обсуждении случаев их педагогической практики, учились анализировать причины возникающих трудностей во взаимодействии с обучающимися с СДВГ и их родителями. Многие участники отмечали, что для них данный формат работы оказался новым, но интересным и полезным. В ходе работы группы были обозначены такие трудности педагогов, как взаимодействие с обучающимися с СДВГ и их родителями в ходе внедрения новых педагогических условий образовательного процесса, личное отношение к отдельным обучающимся, сложность контроля эмоций при выстраивании работы с обучающимися с СДВГ, уверенность в индивидуализации трудностей при построении специальных условии детей с особыми образовательными потребностями и др.
Один из случаев, представленных педагогом для рассмотрения в балинтовской группе касался возникающих у него трудностей при выстраивании взаимодействия с обучающимся с СДВГ на уроке. По мнению педагога у родителей отсутствовала готовность к сотрудничеству со школой, в то же время самостоятельно они не могли оказать помощь ребенку в решении возникших трудностей обучения. Случай был успешно проработан на встрече балинтовской группы, педагог получила обратную связь и эмоциональную поддержку от коллег, и в итоге нашла способы позитивного взаимодействия с обучающимся и его родителями. Также педагог отметила, что благодаря такому мероприятию она почувствовал себя лучше и уверенней в профессиональном взаимодействии с детьми с СДВГ.
      В целом результатом работы, как отмечали сами участники, становило улучшение профессионального самочувствия, повышение уверенности в собственных силах, готовность действовать с «новыми силами». Педагоги отмечали, что получили эмоциональную поддержку коллег и полезный материал для развития профессиональных навыков, возросла степень удовлетворения от работы.
      Таким образом, балинтовская группа является эффективной формой преодоления дефицитов профессиональных компетенций у педагогов, работающих с детьми с СДВГ, и создающих условия для преодоления проявлений СДВГ у обучающихся начальной и средней школы. Данная форма работы, как форма повышения квалификации, способствует профессиональному росту и развитию, мотивации совершенствования условий образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями, позволяет повышать профессиональную самооценку, что является важным условием внедрения современных инновационных технологий. Опыт региональной инновационной площадки показал, что успешность совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита вниманияи гиперактивности у обучающихся обеспечивается высокой мотивацией значительной части педагогов на расширение профессиональных компетенций по теме СДВГ в рамках неформальных форм повышения квалификации одной из которых является балинтовская группа.

                                                      Литература и источники:

  1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной и специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь, 2007. – 320с.
  2. Балинтовское общество Санкт Петербурга // www.balint.ru
  3. Винокур В. А. Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы. Учебное пособие, СПб, 2015.
  4. Дьячкова М.С. Психологические особенности готовности к обучению в школе детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, диссертация на соискание кандидата психологических наук. Ярославль, 2006 - 258 с.
  5. Ильина С.К. Педагогические чтения. Непоседливые дети /С.К. Ильина// Приложение к журналу «Управление ДОУ». 2006. С.81-84.
  6. Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов – СПб., 2004.
  7. Лапина Е.В. Педагогическая концепция профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации, Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Москва, 2020.
  8. Мазина А.К. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в ситуации смысловых инициаций. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Ростов на Дону - 2015.
  9. Цыганкова Н.И. Личность и межличностные отношения младшихшкольников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Диссертация на соисканиеученой степени кандидата психологических наук. − СПб. − 2012, с. 194 с. http://adhd-kids.narod.ru/ информационный интернет-ресурс
10. Цыганкова Н.И., Завалишина Е.В. Опыт создания условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся. – Сборник материалов Российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновация достижения», СПб., 2019. – 214 с. – с.194-201.



Поделиться:


Назад в раздел