Поиск по сайту

Преодоление воспитательных дефицитов родителей с СДВГ в рамках дополнительных общеобразовательных программ

Автор: Романова Надежда Алексеевна, педагог-психолог, Шмакова Светлана Викторовна, методист ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района, Цыганкова Наталия Игоревна, доцент кафедры педагогики семьи СПб АППО, к.пс.н.


       Партнерство педагога с родителями является одним из основных условий успешности воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями, в том числе, обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (далее – СДВГ). [5]. Для каждого ребенка родители — это пример, каждый ребенок перенимает и применяет в жизни манеры поведения своих родителей. Ребенок впитывает все происходящие как «губка», он внимательно следит за папой и мамой, за их отношением друг к другу, учиться от родителей абсолютно всему - поведению в обществе, отношению к жизни, уважению, культуре. Поэтому, преодоление воспитательных дефицитов родителей детей с СДВГ стало актуальной задачей в рамках ОЭР ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга на тему «Совершенствование условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся». Не заручившись поддержкой родителей и не обеспечив психолого-педагогические условия для изменения их привычных неэффективных паттернов поведения на осознанные воспитательные воздействия, получить устойчивые изменения поведения ребёнка с СДВГ практически невозможно. Даже при условии положительной динамики на коррекционно-развивающих занятиях со специалистами, попав в привычную семейную среду, ребёнок возвращается к своему прежнему поведению. Поэтому изменение поведения родителей для закрепления позитивных результатов участия в коррекционно-развивающей программе компенсации дефицитарных функций ребенка с СДВГ является крайне актуальным [3].
       С целью преодоления воспитательных дефицитов родителей, в рамках опытно-экспериментальной работы (далее – ОЭР) ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Школа успешного родителя», функционирует родительский клуб «Крепкая семья», осуществляется индивидуальное психолого-педагогическое консультирование родителей обучающихся с СДВГ разных возрастных групп. В 2019 году указанных программах и мероприятиях, направленных на повышение воспитательной компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей с СДВГ, приняло участие более 300 родителей образовательных организаций Выборгского района. Мониторинговые наблюдения над процессом включенности родителей в дополнительные общеобразовательные программы групповой работы показали положительную динамику количества родителей, поддерживающих инициативу участников ОЭР в совершенствовании условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления СДВГ у обучающихся, и их готовность к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания детей, отмечено увеличение количества родителей, готовых обращаться за медицинской помощью к неврологу или психиатру по вопросам развития и состояния здоровья детей с СДВГ; готовых активно получать информацию и компетентную междисциплинарную профессиональную помощь в очной либо дистанционной форме; возросло количество родителей, готовых к участию в активных формах работы по формированию индивидуальных образовательных маршрутов детей с СДВГ и содействующих их реализации. [4]. Так, количество родителей детей с СДВГ, поддерживающих ОЭР в 2019 году по сравнению с 2018 годом возросло с 96 до 192 человек; родителей, готовых к реализации ИОМ обучающихся с СДВГ с 0 до 13 родителей; готовых к использованию дистанционных форм консультирования, обучения родителей, получения релевантной информации – с 90 до 181 человека; количество родителей, готовых к сотрудничеству с педагогами по проблеме СДВГ увеличилось на 96 человек; готовых к сотрудничеству с врачами по проблеме – на 98 человек; готовых к участию в программах для родителей – на 99 человек [6]. В рамках социального партнёрства школьная администрация школы при наличии информированного согласия родителей рекомендует обучающимся с СДВГ пройти обучение по коррекционно-развивающим образовательным программам ГБУ ДО ЦППМСП, который обладает необходимыми для проведения таких занятий кадровыми ресурсами (опытные педагоги-психологи, дефектологи, логопеды) и организационно-педагогическими условиями (удобные помещения для проведения занятий, наличие материально-технической базы). Занятия проходят в течение одного часа, каждую субботу, так как это наиболее удобный день для работающих родителей. Родители, выразившие желание освоить новый опыт в вопросах воспитания, развития и взаимодействия со своими детьми для дальнейшего его использования в реальных жизненных обстоятельствах, занимаются с педагогом-психологом в группах по 10-12 человек. Целью этих занятий является выстраивание у родителей эффективных паттернов поведения (от английского pattern, что можно перевести как «шаблон», «модель», «система», «структура») для воспитания детей с СДВГ.
        Родители детей с СДВГ, которые приводят своих детей на занятия по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Психологическая помощь детям с синдромом дефицитом внимания и гиперактивности) оставляют своих детей на занятиях с педагогом-психологом, а сами в это время принимают участие в работе родительского клуба либо получают индивидуальные консультации специалистов. Групповые занятия с детьми при непосредственном участии родителей по программе «Психологическая помощь детям с синдромом дефицитом внимания и гиперактивности» за два учебных года получили в Выборгском районе репутацию эффективных и результативных. Многие из родителей на момент начала занятий чувствовали себя беспомощными, загнанными в угол и теряющими надежду на улучшение ситуации. По окончании занятий родители высоко оценили информативность и практическую направленность занятий. Они отметили, что стали лучше понимать причины трудностей обучения и поведения детей, изменилось их отношение к проблемам ребенка, стало понятно, как взаимодействовать с ребенком с СДВГ, мотивировать и создавать ситуации успеха, содействовать формированию его самооценки. На каждом занятии родители получают раздаточный материал. По окончании совместно подводятся итоги, что способствует целостности и завершенности занятий в целом. Рефлексивная обратная связь при поддержке ведущего помогает родителям провести самоанализ своего участия в программе. Важным условием эффективности программы является специально организованное равноправное (субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению) диалогическое общение (взаимодействие между людьми, которое осуществляется в соответствии с принципами, законами и механизмами психологии диалога), создан благоприятный психологический климат и атмосфера сотрудничества [7].
        При организации работы с родителями на занятиях родительского клуба «Крепкая семья» и в рамках индивидуальных консультаций решаются следующие задачи:
                    Воспитательные - повысить уровень ответственности у родителей в воспитании собственного ребенка.
                    Развивающие - развитие у взрослых необходимых навыков эффективного сотрудничества с ребенком.
                    Обучающие - научить родителей регулировать и адекватно выражать свои собственные эмоции в общении с детьми; научить слушать друг друга, овладеть техниками активного слушания; сформировать систему требований, запретов и наказаний за нежелательное поведение; повысить психолого–педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития и взаимодействия с детьми с СДВГ.
         На групповых занятиях родители получают возможность преодолеть ощущения единственности и уникальности собственных трудностей в воспитании детей с СДВГ, позволяют получить обратную связь от компетентного ведущего и участников, взглянуть на себя и своего ребенка с иной точки зрения. Используются педагогические технологии, соответствующие логике компетентностного подхода: интерактивное обучение, проблемное обучение, обучение развитию критического мышления. Применяемые педагогические технологии соответствуют андрагогическим принципам просвещения взрослых: принципу использования имеющегося положительного жизненного опыта, принципу корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих усвоению новых знаний, принципу рефлективности, особое внимание уделяется формированию сознательного отношения к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации [2]. В обучении используется видеоролик «Барьеры в общении», ролевые игры, применяются притчи и рассказы. Благоприятный эмоциональный фон на занятии повышает работоспособность родителей, а доброжелательный психологический климат способствует активизации внимания и сосредоточенности на обсуждаемых темах. В начале занятий родители делятся трудностями, которые возникают у них в ситуации с ребёнком, среди них: нежелание учиться, выполнять школьные домашние задания; неконтролируемые вспышки агрессии; плаксивость, истеричность; неподчинение взрослым; эгоцентричность, неумение слушать других; конфликты, неумение общаться; трудности самоконтроля; сниженная самооценка, оценка трудностей как непреодолимых; неаккуратность; сниженное внимание; «Войны» с братьями и сёстрами. На занятиях родительского клуба были рассмотрены все эти ситуации. Главным результатом стало понимание родителями, что практически из любой ситуации можно найти выход или хотя бы извлечь уроки. После занятий родители говорили: «У нас началась другая жизнь», «Я очень изменилась», «В школе прекратились жалобы на ребёнка», «Его начали хвалить в школе», «Стало легко общаться с ребёнком», «Наладилась жизнь с ребёнком», «За уроками дочь сама следит», «Считала дочь глуповатой, но теперь переменила мнение», «Теперь действую только через похвалу», «Раньше дочь похвалу не принимала, теперь нравится, когда хвалю», «Теперь я не слышу от дочери слов «Я никому не нужна». Тестирование по итогам занятий показало, что подавляющее большинство участников оценили занятия на 5 баллов, один человек оценил занятия на 4 балла. Среди самых полезных полученных навыков родители отметили: «признание чувств ребёнка»; «как настроить ребёнка на успех»; «детальный разбор ситуаций из жизни»; «выражение и отражение эмоций, а не подавление их». На вопрос, «Чтобы Вы пожелали для улучшения программы занятий?», были получены следующие ответы: «Чтобы эту программу знали все, особенно те, кто думает, что у них всё в порядке»; «Мне хотелось бы ещё походить на занятия и получить больше информации»; «Чтобы на занятиях участвовали отцы».
          Родители оценили, как полезные, материалы, которые выдавались им на каждом занятии. Раздаточные материалы позволяют более глубоко разобраться в вопросах, которые разбирались на занятии, а также закрепить и повторить знания, усвоенные в процессе обучения. Приведем один пример раздаточных материалов занятия по теме «Активное слушание». Занятие включает в себя теоретическую и практическую части.

                 Теоретическая часть

     1. Обоснование необходимости активного слушания
Определение понятия «активное слушание» и варианты эмпатических высказываний родителей, позволяющих ребенку понять, что взрослые понимают его чувства и переживания.
Активное слушание — это специальный способ взаимодействия с ребенком таким образом, что родители понимают чувства ребенка, определяющие его поведение и высказывания[1].
Эмпатические ответы родителей дают возможность ребенку узнать о переживаемых им чувствах, которые он сам не может выразить или назвать.
Активное слушание помогает ребенку и родителям через осознание чувств друг друга понять, что между ними существует доверие и согласие.
Активное слушание помогает так же укреплению доверия ребенка к самому себе. Если ребенок верит в себя, он увереннее принимает решения при возникновении трудностей.
Рефлексивное слушание обеспечивает тепло и удовлетворение взаимоотношениями родители - дети, повышает готовность ребенка к уважению чувств и принятию идей родителей.
   Например:
Ребенок вызывающе говорит, что не пойдет в школу, т.к. будет экзамен. Его чувства — страх, который скрывается за вызывающим высказыванием.
Преодолеть страх перед экзаменом помогает уверенность ребенка, что родители верят в него, гордятся его успехами, говорят ему об этом и рассказывают о них друзьям, тогда и ребенок готов на многое, чтобы быть еще лучше. Например: «Я горжусь тобой», «Вместе у нас получится выполнить…». «Я верю, что у тебя получится…».
     2. Принятие
Демонстрация принятия и понимания позволяют ребенку понять, что родители понимают и принимают ребенка без угроз и отвержения. Например: высказывание «Ты расстроен, что не получил то, что хотел...» вместо: «Я не знаю, почему ты такой сумасшедший. Я ведь уже говорил, что я не дам тебе эту игрушку».
Эмпатические ответы не обязательно подразумевают согласие, но они демонстрируют что родители принимают ребенка, его высказывания, чувства принимаются и понимаются ими. Понимание в ответе родителя показывает, что он выразил чувства ребенка, а не свои собственные.
Например: «Этот завтрашний экзамен действительно очень беспокоит тебя». «Я согласен с твоим беспокойством из-за экзамена. Финал всегда труден».
Между чувствами ребенка и родителя могут существовать разногласия. Они могут быть завуалированы родительскими высказываниями, которые идут после рефлексивных ответов. Принятие детских негативных чувств минимизирует активность проявления их. Например: «Ты кричишь ночью, т.к. боишься темноты, и тебе кажутся привидения», «Это естественно переживать, когда идешь к стоматологу».
     Таким образом, активное слушание – технология, практически всегда включающая два компонента: уточнение истинных смыслов беседы; проявление знаков, подтверждающих ценность диалога. Ощущая собственнуюзначимость и неподдельный интерес к разговору, ребенок становится более открытым. Это способствует плодотворной взаимовыгодной коммуникации, зарождению доверия, крепких взаимоотношений.

                 Практическая часть

Родители письменно выполняют упражнение
Задание.
   1. Определите чувства ребенка по следующим высказываниям.
«Эта глупая старая училка всегда придирается ко мне, хотя я ничего не делаю».
«Я не буду делать уроки, все равно мне поставят двойку»
«Ты никогда не покупаешь мне игрушки, которые мне хочется»
   2. Напишите ответ ребенку в форме прямой речи, используя приемы активного слушания.
   3. Обсуждение ответов родителей.
На одном из занятий по активному слушанию разбиралась ситуация, когда ребёнок не хочет делать школьное домашнее задание. В результате выявлены следующие причины:
   1. Защитная реакция организма (лень – усталость)
   2. Недостаток мотивации (лень – скука).
   3. Сомнение, что справится с заданием (неприятная задача, лень - страх наказания, лень – отвращение, лень – неверие в свои силы).
   4. Не хватает сосредоточенности (лень – хаос).
   5. Лень – негативизм, лень - гнев (протестное поведение на чрезмерные наказания и давление).
   6. У ребенка с СДВГ не хватает собственных ресурсов в силу неврологических особенностей.
Работа в группе позволила определить, что в зависимости от причин поведение ребенка с СДВГ обусловлено разными причинами, чувствами и переживаниями, поэтому и стратегии поведения родителей в зависимости от причин и вызываемых ими чувств и переживаний должны изменяться. В первом случае ребенку с СДВГ даётся 15-минутный отдых, переключение деятельности. Во втором – формулируются мотивирующее-поддерживающие высказывания по поводу обучения, чтения, занятий математикой, иностранным языком и т.п. В третьем случае, необходимо сформировать у ребенка с СДВГ осознание того, что любая оценка – результат, который позволяет определить не только уровень знаний, но и собственные возможности к самоанализу и саморазвитию, родителям необходимо самим учиться владеть своими чувствами, чтобы избежать формирования у ребенка с СДВГ страха оценки. В четвёртом случае необходимо представлять задания в формате последовательных четко сформулированных шагов. Не рекомендуется ребенку с СДВГ давать несколько заданий, указаний обновременно. В пятом случае можно использовать символдраму: вылепи свой гнев, нарисуй, напиши и разорви и т.п. В шестом - нужно делить большие объёмы заданий на несколько маленьких частей; обсуждать возникающие трудности, поддерживать учебную мотивацию, хвалить ребенка за то, что получилось, не сравнивая с другими детьми.
        При обсуждении результатов выполнения родителями домашнего задания, выяснилось, что постепенно родители начали лучше осознавать, для чего нужно понимание, отражение чувств своего ребёнка и начинали практиковать данный вид общения с ребёнком, а также со своими близкими и даже на работе. В дальнейшем родители говорили, что это изменило их жизнь в лучшую сторону.
Для закрепления техники активного слушания с группой родителей проводились ролевые игры, в которых разыгрывались трудные ситуации общения с ребёнком. Например, разыгрывался сюжет разговора с ребёнком на тему: «Я не хочу ходить в школу», когда один из родителей принимал на себя роль родителя, а другой родитель – роль ребенка с СДВГ. Важно, чтобы каждый из родителей смог почувствовать себя в обеих ролях, чтобы лучше почувствовать на себе, как влияет на внутреннее состояние человека, применение в речи осуждений, нравоучений, советов и т.п. или высказываний в технике активного слушания. Все желающие могли поучаствовать в игре в качестве родителя и представить свой вариант разговора с ребёнком с СДВГ. Обратная связь участников говорила об осознании родителями роли активного слушания в общении, об изменении их поведения во взаимоотношениях с детьми - они становились более снисходительными как к себе, так и к своим детям, через обсуждение конкретных ситуаций детско-родительских отношений усиливалось доверие к себе и к людям. Внимание уделялось не столько ошибкам родителей, сколько находкам и убеждению участников, что активное слушание позволяет гармонизировать взаимоотношения в семье ребенка с СДВГ.
        Родителями так же обсуждались проблемы, возникающие из-за непонимания и игнорирования эмоциональных проблем детей. На примере сказки Г.Х. Андерсена «Злой принц» обсуждалась проблемы агрессивного поведения во взаимоотношениях детей и родителей. Психологом обязательно поддерживаются участники, которые представили случай из своей жизни или из практики воспитания своих детей. Каждый такой случай обязательно обсуждался на занятиях. Такой подход необходим для получения родителями опыта успешного решения проблем, возникающих в воспитании ребенка с СДВГ в семье. По отзывам родителей, важным результатом их участия в родительском клубе «Крепкая семья» стали изменения в поведении их самих, лучшее понимание причин проблем в обучении и поведении детей с СДВГ, принятие детей с их особенностями развития. Для многих родителей это было трудной задачей. Родители приобрели опыт оказания помощи и поддержки ребенку в семье, пути создания безопасного психологического климата в семье, получили представление об эффективных стилях воспитания, об особенностях возрастного развития детей с СДВГ, научились находить выходы из спорных ситуаций и не создавать конфликтов, преодолевать неадекватные личные установки, вести самонаблюдение, самоконтроль в общении с ребенком, применять новые приемы и способы взаимодействия с ним. Принятие (доброжелательность и психологическая готовность к взаимодействию) родителей ребенка с СДВГ способствует снижению эмоциональной напряженности в семье и школе, повышению включенности в учебную и внеурочную деятельность, повышению успеваемости, улучшению взаимодействия с педагогами.
      Таким образом, опыт взаимообогащения знаниями, положительным опытом воспитания, обучения и действий в интересах ребенка с особыми образовательными потребностями в специально организованном сообществе родителей детей с СДВГ является перспективной и эффективной формой работы, направленной на совершенствование условий образовательного процесса для преодоления трудностей обучения и воспитания обучающихся с СДВГ.

                           Литература

   1. Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» ООО «Издательство «Эксмо», 2013
   2. Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились» ООО «Издательство «Э», 2016
   3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва изд. АСТ, 2016
   4. Цыганкова Н.И., Цветков В.В., Кулагина С.А., Воробей А.А. Отчет о деятельности по совершенствованию условий организации помощи детям с СДВГ. 2019 г. https://цппмсп-выборгский.рф/doc/Отчет%20деятельность%20ОЭР.pdf
   5. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
   6. Цыганкова Н.И., Цветков В.В. Система мониторинговых исследований за ходом реализации эксперимента критерии и показатели эффективности ОЭР по теме: «Совершенствование условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся 7-14 лет. 2019 https://цппмсп-выборгский.рф/doc/monitoring19.pdf
   7. https://communication_psychology.academic.ru/ https://infopedia.su/4x3783.html
   8. https://lifemotivation.ru/samorazvitie/aktivnoe-slushanie

Поделиться:


Назад в раздел