Поиск по сайту

Дистанционное обучение. Из опыта работы учителей математики Выборгского района

Автор: Кайсина Наталья Александровна, методист ГБУ ИМЦ, Дьякова Марина Михайловна, учитель математики ГБОУ №94; Джабарова Елизавета Александровна, Черкасова Ирина Викторовна, учителя математики ГБОУ школы №76; Яковлева Галина Григорьевна, Канашкова Наталья Юрьевна, Иванова Наталья Алексеевна, учителя математики ГБОУ гимназии №114


Первый этап развития дистанционного обучения получил название «корреспондентское обучение» (correspondence education), и начался он со стенографистов.

В 1728 году Калеб Филипс подал в бостонскую газету объявление о наборе студентов для изучения стенографии в любой точке страны путем обмена писем.

ц1.jpgОсновоположником дистанционного обучения считается Исаак Питман. В 1840 году он начал обучать студентов Объединенного Королевства своему методу стенографии, отправляя им почтовые карточки. Именно этот год считается годом создания первого образовательного курса для дистанционного обучения. Это направление оказалось востребованным и быстро обрело популярность.

В Америке также предпринимались первые шаги в развитии дистанционного обучения. В 1873 году Анна Элиот Тикнор начала разработку системы обучения для женщин, которая осуществлялась с помощью почтовых отправлений.

В 1892 году университет Чикаго создал первую дистанционную программу, став тем самым, первым дистанционным учебным заведением США.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях. Эта модель предполагала заочное обучение, когда преподаватель и студент не видели друг друга. Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр. В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта». Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия. В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

     В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делает дистанционное обучение ещё более простым, а его распространение более быстрым. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать онлайн-семинары (вебинары) для обучения.

В 2020 году из-за коронавирусной инфекции более 1 миллиарда учащихся школ и ВУЗов мира были переведены на дистанционное обучение.

Не стали исключением и учащиеся образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга. Педагоги оказались на передовой. Но при этом не растерялись! Своим опытом поделились некоторые учителя.

Дьякова Марина Михайловна, учитель математики ГБОУ школы №94

При переходе на дистанционное обучение особых сложностей у меня не было, но заменить личное общение дистанционным было непривычно, а также иногда возникали технические трудности с использованием новых сервисов.

Один из самых простых способов организации дистанционного обучения – это использование образовательных платформ, таких как «Учи.ру», «ЯКласс», «РЭШ» и др., а также применение видеоуроков на YouToube.

Я расскажу о проведении уроков на образовательной платформе «Учи.ру». На сайте появились новые сервисы для дистанционного обучения: «Онлайн-уроки» (готовые видеоуроки), «Задания от учителя» (задания проверяются автоматически), «Проверка знаний» (проверочные работы) и, наконец, «Виртуальный класс», где учитель может провести урок онлайн.

    Я проводила уроки в девятом и в десятом классах. Для проведения урока в «Виртуальном классе» необходимо составить расписание, указать дату, время и тему урока. Для организации урока необходимо иметь ноутбук с камерой, микрофон и выход в интернет. Учащиеся получали уведомление в своих личных кабинетах на «Учи.ру» или ссылку «ВКонтакте». Во время урока я могла общаться с учениками в чате или вызвать для ответа одного из учеников, чтобы проверить как он понял данный материал. Микрофон и камера на уроке работает только у того ученика, которого я вызываю (остальные отключаю). Это помогает соблюдать дисциплину. Очень не хватало работы на доске. Использовать электронную доску, предложенную сервисом, было неудобно, записи на ней выглядят не эстетично, поэтому в данной ситуации лучше использовать графический планшет, я же во время урока часто подключала свою презентацию по определённой теме (в pdf).

     Среди основных проблем, с которыми я столкнулась во время проведения уроков онлайн, хочется выделить следующие:

   -     не все учащиеся умеют пользоваться программой (помочь им можно, использовав функцию «демонстрация экрана»);

   -     ученики пропускают уроки (связь с ними или с родителями по телефону, по электронной почте, ВКонтакте и.т.д.);

   -     ученики не подготовили задание (иметь в запасе вариант выхода из создавшейся ситуации, например дать ссылку на Яндекс. Учебник);

   -     низкая скорость интернета.

Все эти проблемы решаемы. Главное — не бояться экспериментировать и пробовать новые форматы и инструменты. 


                  Джабарова Елизавета Александровна, Черкасова Ирина Викторовна, учителя математики ГБОУ школы №76

Дистанционное обучение – это тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Сегодня можно выделить следующие направления дистанционного обучения:

  - углубленное изучение тем, разделов программы,

  - ликвидация пробелов в знаниях по определенным темам,

  - подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать учебное заведение в течение какого-то периода времени,

  - дополнительно образование по интересам,

  - подготовка к экзаменам.

       В нашей школе данное обучение использовалось при обучении ребенка, который не посещает школу из-за длительной болезни или находится на домашнем обучении. В этих случаях общение было возможно при помощи программного обеспечения Skype, либо по электронной почте. В формате урока происходила рассылка учебных заданий, устных и письменных обращений, обсуждение непонятных заданий и исправление ошибок, например, при помощи программного обеспечения Рaint. Некоторые учителя нашей школы работали на ряде сайтов, в основном задавая дополнительные домашние задания. Это были тесты или работы на срок выполнения от пяти до десяти календарных дней. Главное преимущество таких заданий: поделить учащихся класса на группы по уровню подготовки.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией весь учебный процесс был переведен на данный вид обучения. И нам пришлось активно использовать открытые интернет-ресурсы с разными формами дистанционного обучения:

   - Учи.ру – образовательный портал: интерактивные задания, видеозанятия с классом, домашние и проверочные работы, статистика достижений ученика и трансляции онлайн-уроков с учителями. Пользовался большой популярностью. Онлайн-уроки и составление тестов использовали многие учителя разных классов. А интерактивные задания, разделенные на темы согласно разделам учебника, выполняли в основном ученики 5-7 классов.

   - Открытый банк заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru) и Открытый банк заданий ГИА по математике (http://mathgia.ru); сайт Александра Ларина; сайт «РЕШУ ЕГЭ» (http://reshuege.ru), где разработан классификатор экзаменационных заданий, были использованы для подготовки учащихся 9-х - 11-х классов. Так же работали и по приобретенным ранее печатным изданиям «Тренировочные варианты экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ по математике». Разбор ошибок проходил в основном по электронной почте (тут Paint был незаменим); а консультации проводились по Skypе или виртуальные уроки на сайте Учи.ру.

   - «Российская электронная школа» — содержит видеоуроки, задания для самопроверки, а также дидактические и методические материалы от лучших педагогов страны (https://resh.edu.ru). Но уже на первой недели мы отказались от данной платформы по причине постоянного «зависания».

   - «Московская электронная школа» — имеет широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков, систему проверки ошибок, контрольных и тестов, возможность общения учеников с педагогами (https://uchebnik.mos.ru/catalogue). Но данная платформа также не отличалась высокой скоростью работы, и от нее пришлось отказаться.

   - «ЯКласс» — сервис, который помогает учителю проверить, насколько ребёнок усвоил материал. Педагог даёт школьнику задания, и если ученик допускает ошибку, то система объясняет ему ход решения и предлагает выполнить другой вариант, а учитель получает отчёт о том, как справляются дети (https://www.yaklass.ru). Использовал учитель физики нашей школы.

   - «Знайка» https://znaika.ru – привлек видео-уроками. Небольшие временные затраты на просмотр (6 - 15 минут) и наличие письменного повтора были оценены учащимися по достоинству: почти все просматривали уроки.

   - «Фоксфорд» https://foxford.ru - во время карантина ряд заданий были бесплатными. В основном учителя создавали разноуровневые тесты для проверки и повторения; очень хорошие и готовые контрольные работы, тоже в виде тестов. Причем как по алгебре, так и по геометрии. Сайт понравился и ребятам, и учителям.

   - «Просвещение» — предоставило бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, при этом не требовалось подключение к интернету (https://media.prosv.ru). Учителями в основном использовались тренажёры для закрепления полученных знаний. Часть учеников пользовались учебниками Lecta —где тоже был открыт бесплатный доступ к электронным учебникам издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф» (https://lecta.rosuchebnik.ru).

   - Очень помогал обмен опытом между учителями разных школ. Мы благодарны совету учителя математики школы 619 Булгаковой Н.А.: озвучивать свои уже готовые презентации. Нет привязки к выходу в Интернет, «не зависает». Учащиеся слышат «родной» голос своего учителя в привычной интонации объяснения материала. Учитель имеет возможность дать тот материал, который считает нужным, напомнить и предупредить перед выполнением заданий о некоторых «подводных камушках», правилах, теоремах.

      Считается, что дистанционное обучение позволяет учащимся работать по индивидуальным планам, имея при этом возможность консультаций со стороны учителя. На наш взгляд, это требует от учителя огромных затрат: и временных, и моральных. Очевидные минусы обучения на расстоянии: отсутствие очного общения между учащимся и учителем (это значительный минус, так как исключается эмоциональный окрас обучения), необходимость наличия индивидуально-психологических условий, необходимость постоянного доступа к источникам информации (хорошая техническая оснащенность), недостаток практических занятий, отсутствие постоянного контроля над обучающимися (последнее, наиболее важно в обучении). Не секрет, что часть ребят выполняли задания наполовину, если не было должного контроля со стороны родителей.

      Неожиданный карантин на практике показал, что традиционное и дистанционное обучение математике одному и тому же содержанию имеют принципиальные отличия, заключающиеся в специфике восприятия учебного материала, в своеобразии осуществления обратной связи; возникают трудности в процессе учета учителем индивидуально-личностных особенностей обучаемых, обостренных отсутствием возможности личного контакта.

                  Яковлева Галина Григорьевна, Канашкова Наталья Юрьевна, Иванова Наталья Алексеевна, учителя математики ГБОУ гимназии №114

     Как только стало известно, что изучение учебного материала, проведение проверочных работ, тестов будет организовано в дистанционном режиме, для учеников 5-11 классов нашей гимназии было создано единое общешкольное пространство на облачном хостинге Dropbox. Файловый хостинг компании Dropbox Inc., включающий персональное облачное хранилище, синхронизацию файлов и программу-клиент. Штаб-квартира компании расположена в Сан-Франциско.

w2.JPG

Интерфейс программы очень дружественный, все коллеги без проблем смогли установить его на свой домашний компьютер. Администратор создал в облаке группу под именем 114 (номер нашей гимназии) и выслал ссылки для входа. На титульном листе сразу загружается список папок по количеству классов.

w3.JPG

В папке «класс» вложены папки с названием предметов.

w4.JPG

Каждый учитель выложил задание на неделю, отметив, когда ученик должен отправить выполненный урок, в какой форме.

w5.JPG

Электронное приложение к учебникам, которым пользовались и при очном обучении, и представляет собой набор электронных образовательных ресурсов, предназначенных для совместного использования с учебниками всех классов также широко и повсеместно применялось в дистанционном обучении. Для учеников 9 класса, которые готовились сдавать экзамен по математике, организовывались видеоуроки по скайпу в рамках элективного курса, и в режиме конференции программы zoom.

       Опыт дистанционного обучения оказался очень ценным и обязательно пригодится в дальнейшей работе. w6.JPG

     Конечно, приобретённый за последние три месяца опыт дистанционного обучения, позволит учителям эффективно использовать те инструменты, которые были освоены. Появятся новые возможности выстраивания коммуникаций с родителями. Учащиеся возьмут на вооружение приобретённые навыки сообразования и самоорганизации.   

       Но все же учиться удаленно – дело непростое. И для педагогов, и для учеников, и для родителей. Ни одна, даже самая прогрессивная форма дистанционного обучения, не сможет заменить человеческое общение. В школе дети не только получают знания, но учатся выстраивать отношения со сверстниками, с учителями. Именно живое общение дает возможность обмениваться не только информацией, идеями, но и эмоциями, впечатлениями. «Чувствовать энергетику человека, улавливать нюансы реакций, видеть заинтересованные глаза, замечать меняющиеся интонации – это дорогого стоит!»



Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

https://infourok.ru/istoriya-rossiyskogo-distancionnogo-obrazovaniya-3589042.html

https://event-live.ru/articles/mnenie/mnenie-1_618.html



Поделиться:


Назад в раздел