Поиск по сайту

Роль работы концертмейстера в хоровом коллективе: импровизация, создание аккомпанемента, сотворчество с исполнителями-певцами

Автор: Шастин Ярослав Алексеевич, концертмейстер ГБУ ДО ДДТ «Современник»


      В современных условиях этномузыкального воспитания детей цель обучения в учебных заведениях дополнительного образования детей – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, ориентированной на свободный выбор и освоение детьми дополнительных образовательных программ на основе устойчивого интереса к народной музыкальной культуре. Поэтому, в настоящее время в образовательных учреждениях необходимо создать такие педагогические условия, в которых большое значение придается пониманию сущности и основных принципов воспитания детей средствами традиционной музыкальной культуры.
      Сегодня в практике наблюдаются следующие недочеты:
 • несоответствие некоторых современных обучающих методик главному принципу народного исполнительства – самобытности;
 • несоблюдение в процессе обучения детей основного принципа – природосообразности;
 • несоответствие произведений искусства, включаемых в репертуар детских коллективов и солистов, индивидуальным и возрастным особенностям исполнителей, жанровым особенностям народной культуры;
 • недостаточность творчества детей в процессе исполнения произведения, что выражается в отсутствии у них умения самостоятельно импровизировать.
      Все это не может способствовать повышению уровня обучения и воспитания детей. В ряде случаев, для устранения указанных недочетов важна правильно организованная, методически выстроенная, совместная работа педагога и концертмейстера, отражающая стилистическое направление творческой деятельности коллектива: народное стилизованное и народное, близкое к фольклорному. Кроме того, известно такое свойство народной музыкальной культуры, как синкретизм, которое лежит в основе творчества ансамбля русской песни: пение, танец, игра на музыкальном инструменте.
      Поэтому, в народном певческом коллективе работа концертмейстера имеет свою специфику, которая заключается в следующем. Это:
  • владение игрой на разных инструментах: баян, фортепиано, синтезатор, инструменты устной традиции – гармонь, балалайка, гусли, духовые и ударные;
  • умение создать аккомпанемент;
  • необходимость владения импровизацией;
  • сотворчество с исполнителями-певцами.
      Все указанные направления взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, владение игрой на разных инструментах предполагает умение создать аккомпанемент на конкретном инструменте, соответственно стилистике и на основе импровизации, что соответствует импровизационной основе народной музыкальной культуры. Необходимым условием является сотворчество исполнителей.
Нужно подчеркнуть, что стилистика, профессионализм, поведение певцов творческих коллективов русской песни имеют тесную связь с инструментальным сопровождением. Во многом определяющую роль играет концертмейстер, от которого зависит возможность передачи образа певцом, правильность темпа и ритма произведения, его динамика и характер исполнения, стиль. Например, близко к фольклорному исполнению пляска с припевками «Русского» может быть в сопровождении инструмента устной традиции – гармонь, балалайка, или гусли. Только так может быть передана точность представляемой локальной традиции, стилистика исполнения, близкий к подлинному «наигрыш». А те произведения, которые не имеют фольклорную основу и относятся к авторской музыке, могут звучать в сопровождении баяна, рояля. В этом случае необходимо специально создать аккомпанемент, выполнить аранжировки, которые основаны на импровизации. Особенности разработки и аранжировки народных песен для детского ансамбля русской песни связаны с созданием аккомпанемента солистам и ансамблю, с необходимостью смены тональности в зависимости от индивидуальных возможностей певцов, с различиями строя, фактуры, ритма и темпа произведения. Важно при этом учитывать тембровые различия музыкальных инструментов, уметь подобрать инструмент для аккомпанемента и применить в исполнительстве.
       Нужно отметить, что сегодня отсутствуют публикации детских народных песен с аккомпанементом для народного голоса. Поэтому концертмейстер обрабатывает каждое произведение, создавая аранжировку. При этом необходимо знать основы народной певческой культуры и современных педагогических технологий. Знание технологии дифференцированного, личностно-ориентированного подхода к работе концертмейстера проявляется в следующем: умение создать аранжировку для каждого певца или хора с учетом их развития на данном этапе и соответствующим уровнем сложности; возможность изменения тональности аккомпанемента в связи с развитием голоса певца, сопровождение на разных музыкальных инструментах (баян, гармонь, гусли, балалайка и др.). Знание основ народной аутентичной музыкальной инструментально-исполнительской культуры проявляется в импровизации, вариативности аккомпанемента современным исполнителям народной песни в разных формах: хор, ансамбль, соло, танец, а также особенностей и функций аккомпанемента - исполнительства (баян, гармоники разных видов, гусли и балалайка разных приемов настройки) в среде детского народно-певческого образования. Не менее важно концертмейстеру обладать знаниями и владеть методикой работы с материалами фольклорно-этнографических экспедиций, умением расшифровывать музыкальные материалы, владеть компьютерными программами (например: Finale, Sibelius, Sonar, Adobe Audition, Cubase и др.).
       Таким образом, владение концертмейстером разными музыкальными инструментами, исполнительской техникой и стилистикой, умением применять в своей деятельности культуру современного исполнительства на народных инструментах и аутентичные материалы фольклорных экспедиций, а также способы их расшифровки и применение современных электронных технологий на высокопрофессиональном уровне позволяет создать условия для повышения результативности в решении педагогических задач в дополнительном образовании детей. Здесь явно прослеживается необходимость обладания научно-теоретическими знаниями музыкальной педагогики, музыкального фольклора и музыкального исполнительства.
       Нужно отметить, что надо быть грамотным музыкантом, мастерски владеть игрой на различных музыкальных инструментах, что создает условия для формирования у детей с ранних лет интереса к русскому народному музыкальному творчеству.

Поделиться:


Назад в раздел