Поиск по сайту

Ответственность педагога перед ребёнком или подготовка к конкурсу

Автор: Чернышов Сергей Иванович, концертмейстер, преподаватель ГБУ ДШИ им. М.И. Глинки, г. Всеволожск Ленинградской области


        Каждый преподаватель обязательно имеет свою методику работы с детьми. Даже если он работает по программе, системе разработанной кем-то. И на многие вопросы, касающиеся учебного и воспитательного процесса педагог может ответить, что таковы особенности моей методики. И будет прав.
        Но есть некоторые объективные моменты, которые преподавателю всё же необходимо соблюдать. Несоблюдение же этих моментов может негативно сказаться на игре ученика, следовательно, на результатах его участия в конкурсе. *
        Какие-то из этих моментов являются стратегическими, какие-то должны учитываться непосредственно в процессе подготовки к мероприятию. Многое из ниже приведённого является очевидным, но опыт моего членства в жюри различных конкурсов и фестивалей показывает, что и очевидного необходимо коснуться. Далее буквально по пунктам.

                              Выбор, приобретение инструмента

      Инструмент обязательно должен быть хороший. Кроме адекватного звука, инструмент должен соответствовать физическому развитию ученика по габаритам, весу (гармонь). На нём должно быть удобно играть. Не надо приобретать инструменты на вырост. Кроме некачественной игры, это может принести вред здоровью ребёнка.
Конечно же, финансовая сторона имеет значение. Но если пришлось пойти на компромисс при покупке инструмента, преподаватель при необходимости должен сделать всё, чтобы довести инструмент до возможно более адекватного состояния.
    Струнные – обновление струн, проверка тесситуры настройки и т.д.
    Гармонь - «дутьё», западания и т.д.

                               Решение участвовать в конкурсе

      Перед тем как решаться на этот шаг, преподаватель должен в подробностях изучить положение (требования и регламент) мероприятия. Не соблюдение таких моментов как хронометраж и количество номеров может негативно отразиться на решении комиссии в отношении вашего ученика. А несоответствие программы заявленной теме конкурса-фестиваля может привести к отстранению от участия.
Выбор адекватного репертуара
      Случается, что репертуар выбирается, так сказать, на вырост. Это имеет место быть в рамках учебного процесса в целом. Но к конкурсу лучше выбрать то, что ваш ученик точно сыграет. И сыграет хорошо. Материал должен быть , что называется , в руках. А это достигается только временем.
Обратная ситуация… Педагог перестраховывается и берёт репертуар попроще, полегче. А то, что попроще и полегче, в сравнении может выглядеть менее выигрышно. Да и у членов комиссии могут возникнуть вопросы…. «Ведь он же может больше»…

                               Трактовка исполняемого материала
  
       Аутентичное исполнение в данном случае, мы понимаем как полное воспроизведение этнографического образца, наигрыша. Но трактовка этого образца возможна. И она имеет конкретные методические обоснования. Однако, к сожалению, встречается такой подход: «Где-то слышал. Где-то видел». В таких случаях преподаватель должен проконсультироваться со специалистами. В противном случае подобная трактовка, особенно известного наигрыша, точно не пройдёт не замеченной комиссией и со знаком минус.

                                Постановка рук музыканта

      Этот пункт является исключительно стратегическим по важности и времени реализации. Но в рамках не большой статьи ограничимся лишь постановкой этого вопроса.
Скажу просто. Кривыми руками играть труднее. Могут возразить, что вот традиционных исполнителей, во-первых, никто не учил играть, во-вторых, никто не ставил им руки, и они играли. Первое утверждение верно только на половину. Прямой передача информации от учителя ученику, хоть и в гораздо меньших количествах, чем в наше время, несомненно была. И тут наставник мог делиться своими секретами. Как лучше, как удобнее. В основном, учились, что называется, сами. Слушали, смотрели. И старались учиться у лучших. И учились, перенимали не только репертуар, а и манеру, ухватки, приёмы игры. А хороший музыкант в деревне обязательно играет много. А много играть кривыми руками невозможно. Об этом же говорят записи хороших традиционных исполнителей.
Не пренебрегайте достижениями, так сказать, академической школы. Они проводят с инструментами в десятки раз больше времени, чем мы фольклористы. И там отработано всё, до мельчайших подробностей. И совершенно точно есть, чему поучиться.
  
                              Выход на сцену

       Если вы решили выпустить вашего ученика на сцену или снять видео для дистанционного участия, то лучше подготовить его к этому не всегда простому моменту. Ребёнка не нужно учить как вести себя на сцене – улыбочки, «ужимки и прыжки». Нужно сделать так, чтобы он просто не боялся этого пространства и этой ситуации. В этом хорошо помогают обычные домашние концертики с готовящейся программой. А для комфортной записи программы на видео - делать рабочие записи в процессе подготовки.
  
                              Перед выходом

       Если вы участвуете в обычном, не дистанционном конкурсе, то время перед выходом на сцену имеет принципиальное значение. Настрой исполнителя, состояние инструмента может способствовать как успеху, так и не успеху выступления. Лучше, при возможности, побыть за кулисами зала. Особенно важно это для струнных инструментов. Обычно микроклимат на сценах теплее и суше, чем в коридорах и фойе перед залом. При выходе на софиты строй инструментов неизбежно начинает «плыть». Так что пребывание вблизи сцены подготовит инструмент к её климат условиям. При этом, конечно, было бы хорошо, при возможности, подкорректировать строй.

                       Проверка посылаемого материала

       Этот пункт касается дистанционного участия в конкурсах. Особенно в условиях карантина, при невозможности живого общения учитель-ученик. Просматривайте то, что посылается на конкурс. Больное место здесь – это строй струнных инструментов. Да, сложная ситуация. Но расстроенный инструмент – ещё хуже! Можно научить родителей настраивать инструмент по тюнеру в телефонном приложении. Из личного опыта… Пишу родителям звукоряд латинскими буквами (чтобы знали какую букву искать и что за чем следует). Один раз настраиваем вместе, и всё в порядке. Даже одиннадцати струнные гусли настраиваются таким образом. Главное, выбрать удобное приложение – тюнер. Мне удобно работать с тюнером, где высоту звука показывает стрелка. Это более точно, чем бегущие огоньки.
  
                      Заключение

       Все эти наши промахи в той или иной мере негативно сказываются на выступлении и результатах наших учеников. А в конкурсной ситуации, как уже сказано, тем более. И с подобными моментами выставлять ребёнка на конкурс просто нечестно по отношению к нему.
Не заставляйте членов комиссии говорить в отношении вашего ученика: «Ребёнок же не виноват в том, что …». От выступления на конкурсе ребёнок ждёт результата. И ему может быть не понятно, почему итог вдруг получается совсем неожиданный. Выполняя все перечисленные пункты, как может быть и многие другие, мы - если так можно выразиться, исполняем свою ответственность перед учеником.

                      Не заставляйте жюри жалеть ваших учеников!

     *Конкурсное выступление принципиально отличается от обычных выступлений. И даже от различных академических, переводных экзаменов. Во всём перечисленном может присутствовать некоторая доля рабочего момента. Обычное выступление может расцениваться как подготовка, как возможность решения каких-либо задач для достижения конечного результата. Экзамены - на них в комиссии сидят обычно те, кто уже знает ученика. И он видится им в перспективе учебного процесса. Им есть, с чем сравнить конкретное выступление.
      Конкурс же, как, впрочем, и вступительный экзамен, требует высокого результата в конкретный момент времени.

Поделиться:


Назад в раздел