Поиск по сайту

Гусли - потеха, да крепче ореха. Ступени мастерства

Автор: Сухляева Ольга Леонидовна, руководитель Образцового коллектива Ансамбля гусляров «Перезвон» Гатчинского городского Дома культуры, педагог дополнительного образования Образцового коллектива Фольклорного ансамбля «Топотушки», ГБУ ДО ДДТ «Фонтанка-32» Центрального района Санкт-Петербурга


       Образцовый коллектив фольклорный ансамбль «Топотушки» работает по комплексной образовательной программе «Возрождение», которая предназначена для комплексного изучения фольклора детьми. Данная программа была разработана педагогами ансамбля на основе исследовательской, фольклорной и педагогической практики, собственного многолетнего опыта работы, а также на принципах народной педагогики. Программа «Возрождение» состоит из трех разделов: «Детский музыкальный фольклор», «Ансамбль традиционных русских народных инструментов», «Русский традиционный танец». Все компоненты программы вместе составляют одно целое – это культура народа.
       Основываясь на естественном желании ребенка петь, играть и танцевать, возможно привить любовь и уважение к народной культуре, воспитать художественный вкус, развить творческие способности, дать возможность самоутвердиться.
       Каждый ребенок занимается по всем трем направлениям, что дает ему возможность прикоснуться к народной культуре с разных сторон и понять, что ближе и интереснее лично ему. А это, в свою очередь, помогает ребенку повысить самооценку, потому как в чем-то он себя непременно найдет и преуспеет.
Фольклорный ансамбль «Топотушки» занимается изучением традиционной русской культуры. Комплексная образовательная программа «Возрождение» включает в себя три раздела, один из которых – «Ансамбль традиционных русских народных инструментов».
       Для многих детей знакомство с народными инструментами начинается в общеобразовательной школе в рамках дополнительного образования. Работа групповая, детям не задаются домашние задания, инструментов дома у них тоже нет, поэтому всё должно быть просто, доступно и обязательно интересно.
Ознакомление с инструментом исходит от образа: «рисуют» солнышко, радугу, изображают речку, кота, идущего по мокрой траве и т.д. Осваивая простейшие приемы, дети получают навык ансамблевой игры и импровизации.
Технические возможности в групповом занятии ограничены, да и для детей младшего школьного возраста главное – увлеченность, желание творить. Поэтому репертуар не сложный и обязательно востребованный, чтобы под него можно было петь и плясать. Это аккомпанемент к песням годового круга народных праздников и наигрыши к пляскам «Русского», «Сударушка», «Сени», «Светит месяц». Большой любовью пользуются Рождественские колядки. Детям предлагаются различные варианты исполнения – от простого к сложному, чтобы ребенок мог попробовать свои силы и принять решение, что ему играть. Это его осознанный выбор.
       В Дом творчества дети приходят уже сознательно, и родители более заинтересованы в результате работы. Здесь дети получают возможность заниматься и в ансамбле, и индивидуально. Очень приветствуется любимая детьми форма работы, когда старшие дети обучают младших. Это делается по обоюдному согласию. В этом случае «ученик» старается освоить репертуар своего «учителя», а те, в свою очередь, ставят перед собой более сложные задачи. Здесь наряду с ре-мажорными гуслями, на которых мы играем и поем соответствующий репертуар, в ансамбле появляются гусли звончатые, и ансамбль академического направления с гуслями прима, альт, пикколо. Репертуар такого ансамбля составляют авторские произведения, обработки, образцы классики. Казалось бы, это уводит нас от фольклора. Но на самом деле, это дает возможность работать в уже полюбившейся форме ансамбля. Это подобие оркестра, но фольклорные дети всегда найдут как использовать оркестровые приемы по своему. Это исполнение Петровских кантов, небылиц, величальных. Также можно попробовать себя в различных группах инструментов ансамбля. Это и гусли, и ударные инструменты, и духовые (жалейка, свирель). Некоторые, наиболее заинтересованные, музыканты, могут прямо на ходу заменить недостающую партию.
       И, следующая ступень – это когда участники ансамбля создают малые формы: дуэт, трио. Здесь более широкий выбор инструментов: традиционные гусли, балалайки, свирель, жалейка, скрипка, шумовые ударные инструменты. Все пробуют себя в качестве исполнителя на нескольких инструментах. А руководителем такого ансамбля становится кто-то из детей, по своему желанию, возможностям, способностям. Дети осваивают традиционные гусли, самостоятельно изучая и расшифровывая записи Новгородских и Псковских музыкантов.
       Такая форма работы оказалась очень действенной, это показало и время карантинного режима. Дети, занимаясь самостоятельно, присылали свои работы, которые оказались очень интересны. Имея небольшой навык и определенную свободу, они придумывали, импровизировали, используя разнообразный набор приемов игры. Важно то, что ребята не только демонстрируют материал, данный педагогом, а смогут и самостоятельно решать исполнительские задачи.
        И это, наверное, самое интересное, когда музыканты из учеников превращаются в соратников. Из таких воспитанников ансамбль превращается в по-настоящему фольклорн

Поделиться:


Назад в раздел