Поиск по сайту

Дистанционное обучение — опыт экстренной помощи при коронавирусе

Автор: Беляева Светлана Владимировна, методист по информатике ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Дистанционное обучение — законодательно допустимая форма обучения, используемая обычно для обучения на дому при наличии медицинских рекомендаций или по другим причинам. Для применения дистанционного обучения образовательное учреждение должно иметь соответствующие методики, программы, систему аттестации.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность[1][2].

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, в которой ведущим средством являются информационные технологии.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования[2]. Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». С уверенностью можно сказать, что развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития интернет-технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.

Прекратив на время обсуждение плюсов и минусов дистанционного обучения, пандемия коронавируса заставила учебные заведения всей страны перейти на дистанционное обучение. В 2020 году, впервые за всю историю, из-закоронавирусной инфекции COVID-19 более 1,5 миллиардов учащихся школ и ВУЗов переведены на дистанционное обучение[2].

После двух месяцев интенсивной работы в режиме нон-стоп наступает время подвести итоги, проанализировать, сделать выводы.

За короткий срок каждому учителю пришлось сделать инструментальный выбор, пересмотреть методические аспекты, адаптировать к ситуации систему контрольного оценивания. Учителя, использовавшие в той или иной степени элементы дистанционного обучения в своей работе, а таких большинство, получили преимущество в виде имеющегося опыта и собственных разработок, но перестраиваться пришлось всем.

Проблема выбора средств ДО — первая, которую надо было решить и решить быстро. Предыдущий опыт использования элементов дистанционного обучения (сайт учителя, google-формы, Online test pad, Якласс, LearningApps, СдамГИА, РЭШ, эл. почта и другие) в учебном процессе определил использование этих же средств в сложившейся ситуации. Работа в знакомой среде не травмирует обучающихся, которые могут растеряться, работая в новом незнакомом сервисе. Для организации синхронных групповых занятий онлайн можно было выбрать, например, Google Meet, Zoom и др.

Использование учителями информатики района инструментов для общения с учениками представлено на следующей диаграмме:


В выигрыше были те, кто использовал в обучении Google-класс, работа продолжалась по привычной схеме, за исключением изменения рабочего места обучающегося. Проведение онлайн-уроков, централизованные раздача и сбор заданий — неоспоримые достоинства Google-класса.

Выбор синхронной или асинхронной работы — непростая задача. ДО не предполагает обязательной синхронности: обучающийся выбирает удобное ему время. Нужно учитывать также, что в семье детей несколько, а компьютер один, к тому же он может быть необходим работающим родителям. На практике онлайн-уроки отнимают значительно больше сил, чем обычные, не только у организующего их учителя, но и у обучающихся. Выдержать подряд несколько онлайн-уроков очень непросто. Онлайн-формат требует, по всей видимости, большей концентрации и большей продолжительности перерывов. Выбирая асинхронный режим, учитель создает более мягкий для обучающегося режим работы.

Результаты опроса учителей информатики показали, что 60% работали в асинхронном режиме.


Следующей трудоемкой задачей стала организация образовательного процесса с использованием выбранных сервисов. Использование ресурсов учителями информатики в учебном процессе с применением дистанционных технологий можно наглядно увидеть на представленной диаграмме.


Методическая деятельность заключалась в отборе, часто сокращении, теоретического материала, подготовке заданий для закрепления, самопроверки и проверки усвоения. Разрабатывая урок, учитель должен был в первую очередь подумать над тем, как сократить пребывание ученика за компьютером, минимизировать видео пояснения, то есть по возможности опираться на учебник, или подготовить атериал, который можно распечатать. Использование ресурсов для теоретической подготовки представлено на следующей диаграмме.


Для закрепления изученного, первичного контроля целесообразно использовать LearningApps, Quizizz.com, Flippity.net и подобные им сервисы, позволяющие обучающимся сразу видеть результат, работать над ошибками. Игровая форма позволяет лучше усвоить материал, оценить и скорректировать свою деятельность. Следующая диаграмма иллюстрирует использование сервисов для практической работы, закрепления изученного.


Для организации контроля можно было использовать имеющиеся у учителя варианты проверки, адаптировав их к применению дистанционно. Для автоматического сбора и проверки результатов можно подобрать соответствующие запросам сервисы, например, Online test pad, Google-формы, СдамГИА, задания РЭШ, сайт К.Ю. Полякова, Якласс. Следующая диаграмма иллюстрирует использование сервисов для контроля.


Без сомнения представляют интерес российские цифровые образовательные платформы, имеющие широкие функциональные возможности, образовательный контент и методические материалы по основной образовательной программе общего образования, такие как «Российская электронная школа», «ЯКласс», «Фоксфорд» и другие. Однако найти все интересующие темы на какой-то одной платформе не получается. Платные ресурсы лишь на время открыли доступ к своим возможностям. Как только возросла нагрузка на работающие цифровые образовательные платформы, хорошо себя зарекомендовавшие ранее, сразу же появились «зависания», не нашлись нужные материалы. Многие столкнулись с невозможностью зарегистрироваться в РЭШ, просмотреть урок, несколько дней не работал СдамГИА, не в любой момент можно было войти в Якласс, пройти тест в Online test pad.

Невозможно однозначно ответить на вопрос о выборе ресурсов для работы, охватить все существующие цифровые решения, их очень много вообще, и в российском сегменте интернета, в частности [3]. Идеального для всех учителей ресурса нет, каждый учитель использует необходимые ему по его выбору и предпочтению. Представляется разумным не привязываться к какой-либо одной платформе, а использовать несколько сервисов, чтобы иметь возможность быстрой замены в случае необходимости. По сути, большинство учителей расширили использование интернет-сервисов, задействованных ими в обычном учебном процессе, и добавили в свой арсенал средства для организации синхронных групповых занятий онлайн.

Более подготовленными к дистанционному обучению были обучающиеся, образовательный процесс которых базировался на технологии Перевернутый класс (урок), проектной технологии, кейс–технологии. Эти технологии характеризуются в той или иной степени самостоятельным освоением нового материала обучающимися, что и рекомендуется ФГОС.

Учителя информатики оценили КПД дистанционного обучения по сравнению с традиционным следующим образом.


При работе в условиях ДО параллельные процессы общения и обучения трансформировались в последовательные процессы, что многократно увеличило время, затрачиваемое учителем. Учитель перешел в режим работы 7х24.

Диаграмма иллюстрирует, как учителя информатики оценили увеличение своей нагрузки.


Увеличение нагрузки на учеников по информатике учителя оценили следующим образом:


Дистанционное обучение внесло свои позитивные моменты в успеваемость обучающихся.

Около 35% опрошенных учителей отметило, что чувствовалась помощь родителей.

Следующая диаграмма показывает, как положительно сказалось это сотрудничество на успеваемости.


Учитывая опыт работы, учителя определили для себя ресурсы, которые будут использоваться ими в работе в дальнейшем:


Завершившийся учебный год запомнится всем участникам образовательного процесса опытом перехода на дистанционные формы работы. Впереди новый учебный год, вероятность эпидемиологической вспышки существует, нужно быть готовыми к разным вариантам развития событий. Имея в арсенале огромный выбор онлайн-сервисов на все образовательные запросы, было бы идеально получить универсальную образовательную платформу, обладающую следующими свойствами:

  • бесплатность,

  • стабильность работы,

  • удобство создания классов,

  • ориентированность на программу, а не на конкретную линию учебников,

  • возможность для учителя добавлять свои материалы,

  • возможность для учителя создавать свои упражнения и КИМы,

  • удобство работы с результатами и аналитикой.

Независимо от обстоятельств, наверное, стоит шире использовать электронные ресурсы на уроках, применять смешанное обучение в учебном процессе, чтобы переход на “удаленку” не был травматичным ни для обучающихся, ни для учителей.


Литература

  1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.- стр. 17

  2. Дистанционное обучение — Википедия
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

  3. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И. А. Карлов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 56 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 4 (34).


Поделиться:


Назад в раздел