Поиск по сайту

В поисках смысла слова и дела. Сценарий проведения мастер-класса с участием педагогов дошкольных образовательных учреждений

Автор: Щукина Светлана Ференцевна, методист МУ ДПО «ЦСУОП» пос. Борисоглебский


    Цель: пробуждение интереса дошкольников к смыслу и происхождению знакомых и незнакомых слов, развитие пытливости, исследовательских задатков.
    Задачи:
- совершенствовать эмоциональную и эстетическую отзывчивость дошкольника на слово как образ;
- осуществлять познавательное и творческое развитие ребенка.
Необходимые атрибуты: спелое яблоко, этимологические словари (Н.М.Шанского, П.Я.Черных, интеренет-словарь «Глаголъ» и др.), таблички «дети», «родители», «воспитатели», карточки с вопросами-заданиями, мелки или фломастеры, маркер, 3 ватмана, листочки, ручки, карандаши, краски, пластилин, кисточки, желательно – ноутбуки с выходом в интернет, передвижные доски или мольберты. В помещении обязательно наличие окна.

                              Ход работы:

   1. Подготовка к работе
(«Взрыхление почвы для посева смыслов»)
Встреча гостей… Звучит живая музыка - баян.
Ведущий: Добро пожаловать в наш город Добросмысл! –
- Как вы думаете – чем могут заниматься жители этого города? Правильно: искать смыслы, добрые смыслы.
Вопрос ведущего участникам встречи:
- А вы, гости дорогие, отгадайте: в чем смысл этого спелого яблока? Что в нем главное?
Формирование рабочих групп (по 3 участника в каждой): «Дети», кто ответил: «Семечко, зернышко»; «Родители», кто ответил: «Мякоть», «Воспитатели», кто ответил: «Витамины, сок». В ходе работы прошу всех участников подумать: как и где мы можем использовать полученные в завершении встречи знания? Где может быть применен корнесловно-смысловой подход?
Ведущий: дети, подойдите, пожалуйста, к окну, а воспитателей и родителей прошу расположиться за столами.
Ведущий: Прошу взрослых участников быть внимательными к ответам детей, потому что от ответов детей зависит ваше задание и его выполнение!

    2. Основная часть работы («Посадка зернышка смысла, взращивание»)
           Определение и выполнение заданий.
     З а д а н и я  д л я  д е т е й
Ведущий: Дорогие ребята, мы с вами сегодня попробуем поучиться искать смысл - обнаружить самое главное в том, что мы видим вокруг себя. Для начала давайте посмотрим в окно – что мы там видим? (Ответы: деревья, дома, машины, траву, цветы…)
Ведущий: – А теперь, пожалуйста, возможно точнее назовите двумя - тремя словами объекты природы: например: дерево – какое? Рябина, береза. Цветок – какой? (Ответы: стройный тополь, могучий дуб, яркая рябина, безоблачное небо, яркие цветы календулы…)
Ведущий: Выберите из этих слов то, которое вам особенно нравится в данный момент…
А теперь каждый из вас - художник: создайте образы избранных вами слов: тополя, цветка календулы, яркой рябины на ватмане при помощи карандашей, красок, пластилина. По завершении работы соедините, пожалуйста, листы в одну общую картину. (С оборотной стороны ведущий соединяет скотчем листы, получается общая работа - увиденный из окна «образ мира в слове явленный»).
Ведущий: Продолжим работу. Прошу каждого родителя и каждого воспитателя выбрать одного – «своего» ребенка и его слово. (…)
     З а д а н и я  д л я  в о с п и т а т е л е й
Ведущий: Какие у вас, воспитатели, любознательные, любопытные дети – они во всем хотят дойти до самой сути, «до основанья, до корней, до сердцевины»… Давайте мы им поможем в этом, а вам помогут словари.
Первый вопрос-задание: Выберите из названных детьми одно, два, три слова на ваше усмотрение и разыщите их происхождение по этимологическим словарям. (Воспитатели обращаются к словарям и обнаруживают: оказывается, что слово «дерево» и «здоровье» - однокоренные: словарь П.Я.Черных! Рябина получила свое название от слова «рябой», рябину любят птицы рябчики. Слово береза произошло от глагола «брезжить», которое, в свою очередь, проистекает от цвета «белый». Клен – от глагола «клеить». Слово цветы – от «свет». Перечень можно продолжать – стоит заглянуть в словарь!)
Ведущий: И второй вопрос: Чему эти объекты могут научить? Какие чувства вызывает слово, смысл которого вы искали в словарях? (Ответы могут быть: «при солнышке светло, при матери добро», дерево может быть образцом стойкости – вспомним стихотворение А.А.Фета «Учись у них, у дуба, у березы»…)
- Третий вопрос: Как в течение дня в группе детского сада можно «прожить» эти слова с добрым смыслом? (На зарядке – расти как дерево, на групповых занятиях рисовать дерево. На прогулке осуществить наблюдение в природе: когда у деревьев закладываются почки? В обед вспомнить, какие плоды дарят нам деревья. В тихий час заснуть тихо, как деревья зимой засыпают.. и т.д.). Запишите свои ответы.
     З а д а н и я   д л я  р о д и т е л е й:
Ведущий: В нашем городе Добросмысле мы во всем ищем смысл. Давайте поможем детям найти добрый смысл избранного слова.
Первое задание: Каждое слово имеет свой образ. Давайте обратимся к произведениям устного народного творчества, к художественной литературе. Какую художественную литературу, какие конкретно (!) произведения вы предложите детям, в которых упоминается это слово, или одно – действующий геро: стихи, сказки, рассказы, песни, поговорки, развивающие игры, мультфильмы, фильмы. Запишите свои ответы об избранных словах. (Например: о луже – сказка «Об Аленушке и ее братце Иванушке», о яблоньке – «Крошечка-Хаврошечка»… и т.д.)
     В т о р о е  з а д а н и е:
Детей может интересовать и научная информация. (Например: как растут березы? Почему и как семечко превращается в дерево? Какими бывают по высоте, толщине, по цвету коры, особенностям кроны дубы? Сколько света, тепла и влаги нужно бутону, чтобы распуститься и стать цветком?..) Родители, вспомните изученный вами материал в школе на уроках физики, биологии… об избранном ребенком слове! Затем можете обратиться и к различным информационным источникам. Каким? К научной литературе! (Можно воспользоваться и интернетом.
Запишите свои ответы об избранных словах (конкретно!).
Выполнение заданий.
                3. Физкультминутка под музыку
Ведущий: Прошу детей представить живую картину – изобразите то, что вы нарисовали: поиграйте, проживите каждый свое слово. В городе Добросмысле любят дарить добрые подарки. Что вы можете подарить гостям? (Примеры ответов: солнце – тепло и свет, дождь – влагу, рябина – ягоды…) 4
Итоги работы групп («Сбор урожая добрых смыслов»)
Ведущий: Детей попросим пояснить, какие слова и почему вы выбрали (например, цветок - какой он?)
Развернутые ответы детей. Например: Я изобразила рябчиков на рябине. Рябина стройная, яркая, ветви свои склонила до земли. А ветви полны ярких гроздьев. Ягоды алые, рубиновые. Весело на рябину слетелась стая рябчиков – вкусно им: на зиму силами запасаются.
Родители и воспитатели представляют результаты своей работы.
Ведущий: Дорогие коллеги, мы попытались познакомить вас с возможными видами деятельности воспитателей, детей и их родителей в ходе освоения корнесловно-смыслового подхода.
Пока ребенок не утратил пытливости ума, нужно помочь ему видеть главное в словах, событиях так, ведь дети отлично умеют выявлять главное, например, в яблоке - косточку!

   В о п р о с  у ч а с т н и к а м  в с т р е ч и:
- Как и где мы можем впоследствии использовать полученные здесь знания? Где может быть применим корнесловно-смысловой подход?
Ведущий: Какие смыслы храним в амбарах своей памяти, и впоследствии что сможем из муки испечь?

   Звучит баян. Под музыку ведущий читает стихотворение Сергея Острового «Первородство»:
К словам привыкаешь день ото дня,
      А они первородного смысла полны…
      И когда я слышу:
      - Извини меня! –
      Это значит:
      - Исключи меня из вины!
      У слова цвет своего огня.
      Свое пространство. Свои рубежи.
      И когда я слышу:
   - Обереги меня! –
      Это значит:
      - Берегами меня окружи!
      У слова есть корни и есть родня.
      Оно не подкидыш под сирым кустом.
      И когда я слышу:
     - Защити меня! –
      Это значит:
      - Спрячь меня за щитом!
      Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
      У слова свой норов. Свое нутро.
      И если ты в эту проникнешь суть, -
      Слово тебе сотворит добро.

Поделиться:


Назад в раздел