Поиск по сайту

«Мы книжки хорошие делаем сами…» От слова – к тексту. Мастер-класс.

Автор: Старкина Валентина Борисовна, старший воспитатель, Лебедева Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ «Звездочка», пос. Борисоглебский


         Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Звёздочка» общеразвивающего вида посёлка Борисоглебский работает над долгосрочным творческим проектом «Мы книжки хорошие делаем сами – своей головой и своими руками», в который входят дети, родители воспитанников, педагоги и социальные партнёры. В ходе работы над проектом проведен ряд мастер классов для родителей и педагогов, как дошкольных организаций, так и учителей начальной школы. Предлагаем вашему вниманию фрагмент одного из мастер-классов – «Разговоры».
Цель: развитие речи, развитие творческих способностей, воображения у воспитанников в ходе составления сказок и рассказов.
Задачи:
- поднять престиж и важность книжной культуры;
- повысить интерес воспитанников, их родителей к чтению художественной литературы;
- повысить качество обучения дошкольников родному языку через развитие мышления, воображения, эмоциональной сферы;
- осуществлять личностный, индивидуальный подход к ребёнку, развитие творческих способностей;
- способствовать социализации детей посредством взаимодействия воспитанников между собой, с педагогами, членами семьи по созданию, изготовлению и представлению книжек – самоделок.
                       
                                        Ход мастер-класса

   1. Здравствуйте, дети! Давайте посмотрим в окно. Какое у нас сейчас время года? (…) Почему Вы так думаете? (…)
   2. Закройте глазки и скажите, что вы представляете, когда слышите слово «Осень»? (…)Осень услышала, о чем мы с вами говорим и послала к нам в нам в группу свой привет - осенний кленовый листок. Посмотрите, на что он похож? Приложите к ладошке – он похож на руку – он здоровается с вами. Помогите ему рассказать, какая бывает осень. Сейчас мы будем передавать его из рук в руки, ваша задача подобрать словечко к слову «Осень» - какая она? Дети передают листок и говорят: «Золотая, щедрая, грустная, дождливая, грибная…)
   3. Да, за окном прекрасное время года – осень… Какие стихи вы знаете об этом времени года? (…) Давайте познакомимся еще с одним - стихотворением Олеси Лыковой – «Ах, как щедра осень на краски!»:
Ах, как щедра осень на краски!
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землёю парят!..
Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля.
А пока я рисую берёзы
В ярком золоте сентября.
…Вот что увидела поэтесса. Какие из прозвучавших слов особенно красивые – кто запомнил? (Щедра, аромат, царственно, листья парят, в ярком золоте сентября).
   4. Ещё раз взгляните в окно на осенний вид природы – что вы видите? И теперь определите для себя – что для каждого из вас самое главное? (Дети по очереди называют: птичка, крыша, дерево, небо, травка, дождик…).
- Представьте, что сегодня, в этот осенний день, деревья могут беседовать с цветами, небо – с землёй, тучка – с муравьём… Подумайте, о чём они могут беседовать?
(Предлагаем детям распределиться на группы по два, три ребенка и составить небольшой диалог между избранными персонажами. К каждой группе подсаживается взрослый – им может быть родитель, воспитатель. Взрослый записывает составленный детьми разговор - диалог.
   5. Чтобы разговор между вашими героями был более выразительным, давайте подберем уточняющие красочные слова (определения, сравнения, метафоры).
   6. Давайте послушаем, что получилось. Внимательно слушаем диалоги,
которые воспроизводят поочередно дети каждой группы.
- Вы любите читать книжки? А хотите все вместе смастерим одну книжку про красавицу Осень? Давайте соединим разговоры ваших героев в одно произведение – это и будет наша книжка. Как мы назовем книжку? (…) А что еще должно быть в книжке, кроме названия? (Обложка, картинки, текст). Взрослые запишут на листах текст, а ваша задача теперь - нарисовать к разговорам (диалогам) картинки (проиллюстрировать текст). Совместное оставление текста сказки, художественное оформление книжки.
   7. Дети группами разыгрывают диалоги, поясняют картинки.
   8. Кто будет читать нашу книжку? (…) Мы поставим ее в наш книжный уголок, чтобы можно было взять и еще и еще раз прочитать, полюбоваться красивыми картинками, мы почитаем ее родителям, а потом передадим в районную детскую библиотеку, чтобы и другие детки могли ее читать.

                        Тексты, созданные детьми в ходе мастер-класса.

                 Белые грибы и дубовые листья

          Однажды белые грибы и дубовые листья разговорились друг с другом. Грибы: «Ой, как же холодно! Что же делать? Еще и дождик пошел!» Листья: «Здравствуйте, грибочки! А давайте, мы вам поможем!» - «Чем же вы нам поможете?» - «А мы сейчас слетим с деревьев и укроем вас от ветра и дождя». – «Спасибо вам, дорогие листочки, за вашу заботу!»
Осенний холод и легкокрылая птица
В это же время беседовали осенний холод и легкокрылая птица ласточка. Холод: «Мы, холода, наступаем! Перелетные птицы, ласточки, пора вам собираться на юг!» Ласточки: «Спасибо, холод, что вовремя предупредил!»
Дружба березы и солнышка.
Береза: «Солнце, как ярко ты сияло летом!» - «Землю согревало я». - «Летним солнышком согрета, зеленела ярко я. А теперь еще я краше – золотом одело ты меня!» и т.д.
Созданная книга может быть передана в дар ближайшей детской библиотеке, но прежде - выставлена в книжном уголке в группе. С такой книгой, дети бережно обращаются, охотно вновь и вновь слушают истории, которые они сами сочинили и пересказывают их родителям.

Поделиться:


Назад в раздел