Поиск по сайту

Проживание слова «Порядок». Из опыта работы дошкольной группы детского сада при Ивановской школе Борисоглебского района Ярославской области

Автор: Фролова Евгения Александровна, воспитатель, Бавыкина Светлана Алексеевна, воспитатель


       

Интерес к корнесловно - смысловому подходу, который разрабатывается ученым, Василием Васильевичем Семенцовым, появился у нас с первых встреч с автором на одном из семинаров в нашем районе. Мы воодушевились идеей взглянуть на слово, не как на средство межличностного общения, а как на источник сокровенного смысла. Попробовали включать работу со словом, его смыслом на отдельных занятиях, без особой системы, но не видели зримых результатов, не проводили диагностику субъективно – личностного восприятия слова.
С утверждением в районе образовательной площадки по использованию корнесловно-смыслового подхода современным педагогом у нас появилась возможность сделать эту работу стержневой, что принесло свои добрые плоды. Дети стали внимательнее относится к слову, его смыслу, определять причины и следствия происходящих событий, искать их суть.
Знакомясь со словом или понятием, мы с воспитанниками обычно идем от простого к сложному, от внешнего содержания слова (его значения) – к внутреннему (его сути, смыслу), выстраивая единое семантическое поле образовательной среды.
        Мы поставили перед собой цель: заложить у дошкольников положительное отношение к порядку, как основному системообразующему понятию формирующейся личности. В соответствии с целью мы обозначили следующие задачи:
   1. Помочь ребятам обрести интерес к поиску корня слова и подбирать к нему однокоренные слова.
   2. Организовать совместную деятельность по освоению понятия и внутреннего смысла слова, сопоставлять и подбирать родственные слова.
   3. Воспитывать у детей дошкольной группы любовь к порядку в быту и порядочности как свойству личности.
   4. Обогащать эмоциональное восприятие ребят на всех этапах проживания смысла слова.
   5. При создании образа слова на занятиях по художественному труду уделять внимание развитию мелкой моторики у дошкольников.
   6. Систематизировать и упорядочить математические представления у воспитанников в цикле интегрированных занятий погружения в слово.
   7. По мере знакомства детей со словом способствовать их «восхождению» от обыденного значения слова «порядок» (материального восприятия) к пониманию более глубинного смысла – «порядочность».
        В ходе проживания слова (4- 5 недель) вся образовательная деятельность была направлена на исследование значений слова «порядок». Одним из основных направлений в корнесловно – смысловой работе для нас стало включение всех участников образовательного процесса в единое смысловое языковое поле. Мы искали его в окружающем мире, в природе, в математических представлениях, в музыкальных и художественных произведениях и т. д.
        Учитывая данные предварительного опроса детей, мы спланировали наш путь постижения смысла слова, составили список художественных произведений, которые могли бы помочь детям воспринять прямой и метафорический, переносный смысл избранного слова «порядок».
Приведем в пример работу по осмыслению детьми сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Мы выбрали это произведение, потому что первые отзывы детей свидетельствовали о том, что слово «порядок» воспринималось детьми на бытовом уровне.

         Последовательность и формы работы (3 дня):

  1. Диагностическая беседа с детьми «Что такое порядок?» Мы начали работу с изучения представления наших воспитанников о слове «порядок»: провели беседу. Как и следовало ожидать, большинство ребят придерживались общепринятых понятий: Порядок – это … «когда все чисто» (мал., 6 л.); «уборка дома» (дев., 5 л.), «собирать вещички» (дев., 4 г.); «сделать порядок для занятий в группе» (дев.,4 г.).
  2. Чтение сказки с элементами театрализации с использованием детской игрушечной посуды.
  3. Беседа по содержанию сказки, уточнение понятий «чистоты» и «порядка», корнесловно-смысловая работа с этими словами.
  4. Работа с непонятными словами, «говорящими» междометиями.
  5. Пояснение эмоционального состояния героини в начале, середине и конце сказки. «Преображение» Федоры (песня – примирение).
  6. Просмотр мультфильма по сказке, обсуждение.
  7. Беседа «Чистая душа – порядок в доме».
  8. Инсценировка отрывков из сказки с использованием перчаточных кукол – мимов.
  9. Создание иллюстраций к сказке (по запросу детей). Рефлексия.

         Последовательность и формы работы по осмыслению рассказа А.С. Шишкова «Четыре времени года»:
                  
  1. Диагностическая беседа «Мое любимое время года». (Дети выбрали те времена года, на которые приходятся их дни рождения, за исключением одной девочки, 8-ой ребенок в семье.)
  2. Ручной труд. Сенсорная игра «Собери бусы» - упорядочивание разрозненных бусинок. Дети выбрали их в соответствии с предпочитаемым временем года – весна – зеленые, осень – золотистые и т.д. Игра полезна для развития мелкой моторики. В работе мы мотивировали детей к осознанию непреложного порядка в природе.
  3. Чтение и обсуждение оригинального текста рассказа А.С. Шишкова «Четыре времени года». Наблюдение в природе: сегодняшний день – какой он? Полнота восприятия мира ребенком.
  4. Беседа с детьми «Что понравилось Петруше в каждом времени года?»
  5. Работа с незнакомыми словами и выражениями. (Сие - это, всегдашний - обычный, минуть - пройти, пажить - пастбище, благорастворенный, благоуханный).
  6. Сопоставление рассказа А.С. Шишкова «Четыре времени года» с рассказом К.Д. Ушинского «Четыре желания», выявление сходств и различий.
  7. Использованием дидактической игры «Четыре сезона» с целью закрепления знаний о закономерностях в природе.
  8. Слушание музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года» с последующим обсуждением.
  9. Беседа «Что может изобразить музыка?».
10. Рассматривание репродукций художников, запечатлевших разные времена года
(И.И. Левитан «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»; А.М. Васнецов «Родина», «Сентябрь», «Осинки»; И.И. Шишкин «Рожь», «На севере диком», «Корабельная роща»; А.К. Саврасов «Грачи прилетели.», «Зимний пейзаж», «Осень»).
11. Домашнее задание детям расспросить родителей об их любимом времени года», сделать совместные с родителями рисунки.
12. Презентация детьми своих работ, сделанных дома совместно с родителями.

             Формы работы с произведением Л. Пантелеева «Честное слово» (1943г.):

  1. Диагностическая беседа «Кто такой порядочный человек?»
  2. Презентация «Порядочность и честность»
  3. Чтение рассказа «Честное слово» Л. Пантелеева.
  4. Что вас удивило (почему мальчик не мог уйти с «поста»)? Беседа о честности и порядочности героев рассказа.
  5. Словарная работа с незнакомыми словами и оборотами речи: «на часах», «пост», «держать слово».
  6. Продолжи фразу: «Порядочный человек – это тот, кто...» (домашнее задание для детей и их родителей).
Осмысляя тему «порядок», можно познакомить детей и с другими художественными произведениями, некоторые из них - предложить родителям для семейного чтения:

           1. Сборниками скороговорок, пословиц, поговорок, считалок.
           2. Русские народные сказки:
                  «Кот, петух и лиса»
                  «Крылатый, Мохнатый, да Масленый»
                  «Репка»
                  «Царевна – лягушка»
                  «Как старик домовничал»
                  «Три медведя»

            3. Авторские сказки и рассказы:
                    С.Я. Маршак сказка «Двенадцать месяцев»
                    В. Осеева «Чего нельзя, того нельзя»
                    Н. Носов «Мишкина каша»
                    Б. Заходер «Кит и Кот»
                    Г.Х. Андерсен «Уж, что муженек сделает, и ладно».
                    В. Сутеев «Это что за птица?»
                    В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
                    Монах Лазарь (Афанасьев). «Книжки маленького ежика».

Исходя из особенностей работы в разновозрастной группе детей (3-7 лет), их индивидуальных предпочтений и запросов родителей, мы составили план совместной деятельности. Надеемся, что наш опыт может быть адаптирован и к другим условиям работы наших коллег.

Совместная деятельность детей и взрослых по теме «Порядок»:

   1. Какой корень спрятался в слове «порядок»? (Нахождение корня слова «порядок» - «ряд»). Дети смогли обнаружить корень, поскольку данной теме предшествовала работа со словом «послушание», в ходе которой дети были ознакомлены со словом «корень» в прямом и опосредованном значении.
   2. Знакомство с происхождением слова «ряд».
   3. Поиск родственных (однокоренных) слов (зарядка, рядовой, грядка, грядет…)
   4. Занятие по ФЦКМ «Век к веку, ряд к рядочку» знакомство с ткачеством. (Ряд – название основной нити в ткачестве).
   5. Ручной труд - плетение из полосок цветной бумаги «Коврик». Закрепление и расширение понятия «ряд» - как и почему держится в ткани ряд – ряд в плоскостном двухмерном пространстве.
   6. Мастерская «Сделай по порядку» (порядок в трехмерном пространстве):
             • Интегрированное занятие ФЦКМ и художественный труд «Корзинка - история и современность», знакомство с приемами плетения корзин (картон + шерстяные нитки)
             • «Шаг – стежок, шаг - стежок, из яичка – петушок» (изготовление мягкой игрушки, с использованием мягкой ткани, проволоки или безопасной иголки с нитками)
             • Аппликация «Нарядное яичко».
   7. Цикл интегрированных занятий (ФЦКМ + рисование) «Моя вербочка». (Порядок пробуждения жизни в природе).
   8. Цикл занятий по ФЭМП «Числовой порядок» занятия по математике (2 недели: одновременно с тематическими занятиями по развитию речи).
   9. Порядок в звучании, знакомство с нотным станом и музыкальным инструментом ксилофоном. (Разрозненные звуки и музыка – в чем различие?)
 10. Беседа «Порядок внутри человека» от «физиологического» порядка к душевному. Чтение рассказов «Беседы с батюшкой» (о церковных таинствах), Жития святых для детей, Повесть об Алеше «Первая исповедь» В. Малягина.
 11. Цикл бесед с родителями и детьми. «Традиционный уклад русской семьи» - знакомство с семейными чинами, иерархией.
 12. Презентация: знакомство с чинами в различных структурах общества (военные, казачьи и др.)
 13. Подбор однокоренных слов – речевая игра со словом «чин» (чинить - приводить в порядок, подчинять, сочинение и т.д.)
 14. Традиционный православный праздник Пасха. Небесный порядок - ангельские чины.
 15. Рисование по воображению: «Мой ангел - хранитель».
 16. Слушание аудиозаписей «Притчи для детей», «Евангельские чтения для детей».
 17. Итоговый утренник для детей и родителей «Пасха красная».

                     Результаты проживания:

        В процессе работы над словом «порядок» дети стали давать более развернутые ответы: «порядок есть внутри человека» (мал., 5,5 л.); «вырывать соринки из души, будет порядок в душе» (мал.,6 л.). Порядочный человек для детей младшей подгруппы –это «чистый, светлый, умный», «человек от солнца, живет на небе». Для старших воспитанников – все гораздо проще - «на параде следит за порядком», «который соблюдает порядок».
По завершению первого этапа работы ребята сами стали обращать внимание на непорядок в группе, распределять между собой обязанности по уборке игрушек, рассказывать друг другу и воспитателям о том, как они помогают родителям в доме. Дети стали сами замечать происходящие в природе изменения, какие виды сезонных работ осуществляют взрослые на селе. Для старших воспитанников – все гораздо проще - «на параде следит за порядком», «который соблюдает порядок».
        Воспитанники нашей группы охотно рассуждали о любимых временах года, рисовали их. Когда они слушали музыкальные произведения, соотносили их с временами года и природными явлениями.
Почти все ребята воспринимают постулаты (негласные правила), выработанные в группе, в том числе и по поддержанию порядка. Напоминают их тем, кто их нарушает. Сами сообщают их новичкам.
У детей появилась потребность гармонизировать эмоциональный фон в группе, даже ущемляя свои интересы ради справедливости и порядка.
Более глубокое понимание порядка пока прорастает в сознании наших дошкольников, и надеемся, даст «добрые всходы», а выпускники сада понесут свою любовь к порядку в начальную школу.
К моменту написания данной статьи прошло 4 месяца после проживания слова «порядок», и уже можно говорить об отсроченном результате, о том, что думают наши выпускники, а теперь уже первоклассники: «Порядок бывает внешний и внутренний, они зависят друг от друга, сначала нужно навести порядок вокруг себя, тогда будет легче навести порядок внутри».

         В ходе работы нами был подготовлен краткий вспомогательный словарик, который мы использовали в работе с детьми и их родителями. В словарь вошли ключевые слова темы:

             ПОРЯДОК – основной грамматический корень этого слова ряд восходит к древнему корню *ar- «соединять, связывать»; «нанизывать на основу». Это очень плодоносный корень во всех языках мира, поскольку любая деятельность – это разделение и связывание. Примеры однокоренных слов: русские рядить, орден, орудие, оружие; латинские arma (арма) «оружие», ars (арс) «искусство», ordo «порядок»; санскритское ऋत (ръта) «правда, порядок, закон»; древнегреческое ἀρτύνω (артино) «упорядочивать, выстраивать в ряд»; английские arm (арм) «кисть руки, оружие», army (арми) «армия», artist (артист) «художник, деятель искусства», order (ордер) «приказ», ordinary (ординари) «обычный, рядовой». Древнейшим образцом ряда у многих народов является расположение нитей вертикальной основы на станине ткацкого станка. Единый корнесловный образ ряда: «соединение разделенного, выстраивание структуры». Приставочный корень слова порядок, по- восходит к древнему корню *apo- «ушедшее, находящееся вдали, по ту сторону времени и пространства». Сочетание первообразов потустороннего (по-) и связывания разделенного (-ряд) порождает единое корнесловное представление о порядке: «восстановление первоначального мироустройства путем связывания и разделения».
             Порядочность — моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим свойство по значению прилагательного порядочный; честность, неспособность к низким поступкам, соблюдение этических принципов.
             Честь – от древнего корня *kuei(t) «чтить, уважать», того же, что и в русских словах чтить, (с-/по-/у-) чет, (с-/по-) читать, честный; в санскритском चिन्तन /чинтана/ «спокойное мышление, дума». Корнесловная суть словосочетаний «чтить кого-либо», «читать чье-либо имя» и «считать кого-либо хорошим или плохим» одна и та же. Представление о чести, почете и почитании связано с памятью и совестью. Сохранение чести и доброго имени связано с письменным учетом совершенных поступков и чтением памятных записей. Неслучайно словосочетания «Доска почета» и «Почетная грамота» связываются с чествованием доброго имени и честью человека. Сохранить доброе имя и стать почитаемым или почтенным человеком – по сути одно. Поминание человека добрым словом (добрая память) является основой чести. Производное от ЧЕСТЬ слово честный корнесловно связано с представлением о человеке, который не лукавит и прямо высказывает свое мнение; говорит то, что думает и считает истинным: «что на уме, то и на языке». Честность является основой благочестия. Греческое имя Εὖσέβιος /Евсевиос/ «благочестивый» восходит к двум древним корням: Εὖ /евъ/ «благо» (как в Евангелие «благовестие») и σέβ(о)- «почитать, воздавать честь». Корнесловно благочестие представляет собой почитание Блага (Бога) и выражается в Страхе Божием, благоговении и в способности чтить Бога, читая на скрижалях своего сердца Его заповеди и исполняя их. «Почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (От Марка, 7:5-13). Вопрос о том, кому оказывает почет учитель или воспитатель, обучающий своих учеников нормам поведения и наукам – людям или Богу – является ключевым в отношении его чести и благочестия. Честный человек не станет присваивать себе Божьего и славить себя за то, что не им сотворено и устроено. Спаситель возвратил падшему и озлобленному человечеству достоинство Богоподобия и честь: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через, Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. [Зач. 88Б.] Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (ἀσεβῶν) (Апостола Павла послание к римлянам, 5:1-6).
              Честность — это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется.
Чин - род. п. -а, чино́вник, укр. чин «чин, образ, способ», блр. чын — то же, др.-русск. чинъ «порядок, правило, степень, чин, должность, собрание, болг. чин «угощение зятю от тестя во вторую субботу после свадьбы», сербохорв. чи̑н «фигура, форма, способ, вид, порядок», чи̑ни мн. «чары», др.-чеш. čin «способ, порядок, причина», слвц. čin «дело, действие», польск. сzуn «подвиг, дело, действие». Сюда же чини́ть, -ю́, причини́ть, укр. чини́ти «делать, совершать, производить, устраивать», что греч. poieō «делаю», др.-инд. cáyati «составляет, строит» (ср. учинить «сделать»).1. Устар. Установленный, принятый порядок при совершении чего-л.; обряд.2. Устар. Представитель, служащий, работник какого-л. ведомства, организации и т. п. Чины судебного ведомства. Чины штаба флота.


Приложение: мастерская «Сделай по порядку»

                       

 В своей работе мы обращались к методическим изданиям:

  1. Собрание сочинений и переводов адмирала Шишкова А.С. том 1: Собрание детских повестей. С.-П., 1834г.
  2. В.В. Семенцов «Корнесловно – смысловой подход в образовании». Царское село, 2016г.
  3. А.С.Шишков «Славяно-русский корнеслов». С.-П., 2012г.
  4. В.В. Семенцов «Корнесловные основы современного образования: от значения к смыслам. Сборник учебно-методических материалов», С.-П., 2013г.
Интернет – ресурсы:
  1. Семенцов В.В. Интернет – словарь «ГЛАГОЛЪ»: WWW.PERVOBRAZ.RU
  2. Макс Фасмер «Этимологический словарь»
  3. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
  4. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»


Поделиться:


Назад в раздел