Поиск по сайту

В редакцию журнала "РОНО" пришло письмо...

Автор: Щукина Светлана Ференцевна, методист МУДПО «Центр сопровождения участников образовательного процесса». Поселок Борисоглебский Ярославской области


        Уважаемая редакция журнала «РОНО»!
      В период горячих обсуждений вопросов о пользе и возможных опасностях дистанционного обучения, споров о том, насколько востребовано личное общение педагога и ученика, хотелось бы предложить читателям журнала познакомиться с материалами воспоминаний об учителях середины ХХ века – педагогах Василеостровской школы № 21 г. Ленинграда. Автор воспоминаний - благодарная ученица, профессор Государственного Санкт-Петербургского университета, Ирина Владимировна Столярова (1932 — 2017 гг.).
      Помню, что в Вашем журнале есть рубрика, посвященная вопросам дистанционного обучения. Если сочтете уместным, можно было бы разместить эти воспоминания в рубрике как повод к размышлению: почему дистанционное обучение хорошо только как вспомогательная форма образования школьников? Почему оно не может стать основным видом обучения, если иметь цель образования не только внешнего, как обретения суммы знаний, но и внутреннего - становление ученика как личности. Ирина Владимировна убеждена, что в ее судьбе определяющую роль сыграли школьные учителя, о которых она пишет здесь с глубочайшей благодарностью. Статья Ирины Владимировны начинается с напоминания о том, что «личность воспитывает личность».
      Позвольте сказать несколько слов об авторе воспоминаний.
Ирина Владимировна Столярова, помимо того, что с 1960-х годов до 2016 года преподавала в главном университете города, с 90-х годов прошлого века до 2017 года - до своей кончины - являлась ведущим редактором Полного собрания сочинений писателя Н.С.Лескова, издающегося и по настоящее время в Москве. Была одним из ведущих, может быть, самым авторитетным исследователем творчества Н.С.Лескова в мире. Являлась научным руководителем аспирантов из Голландии, Англии, Дании, Франции, Германии, Кореи, Китая, Америки и других стран, защитивших диссертации по темам, связанным с творчеством Лескова.
      Свои исследования Ирина Владимировна представляла на многочисленных конференциях в Орле, Петрозаводске, Москве, в городах Украины, Польши, Франции, Германии. Ирина Владимировна была не только ученым, но и педагогом, подготовившим к научной, исследовательской работе несколько поколений последователей. Мне доводилось видеть, с каким пиитетом встречали выступления Ирины Владимировны на конференциях!
В 1978 году вышел в свет сборник Ирины Владимировны Столяровой «В поисках идеала», а в 2012 году – монография «На пути к преображению. Человек в прозе Н.С.Лескова». Последний сборник – итог 60-летней научной работы Ирины Владимировны. Он создает целостное представление о видении Лесковым русской жизни и русского человека в обстоятельствах переломной исторической поры 1860-х годов. О содержании говорят названия глав: «Лесков и Россия», «Проблема идеала в рассказе «На краю света», «Рассказ «Запечатленный ангел». Споры о финале», «Эсхатологические мотивы в рассказе «Очарованный странник», «Проблема гибели и спасения в рассказе «Отборное зерно», «Чудо о преображении человека в творчестве Лескова и евангельское предание о Преображении Господнем», «Внерассудочные формы внутренней жизни человека в творчестве Лескова», «Слово в сказке «Час воли Божией»» и другие.
       Ирина Владимировна - человек удивительно широкой души. Приведу пример. В начале 1990-х годов, в трудное для страны время, в ее небольшой двухкомнатной квартире на улице Кораблестроителей одновременно жили две гостьи, аспирантки из Франции, семья родственников, вынужденных эмигрантов из Грузии: муж, жена и трое детей, еще — приемная дочь с мужем и внучкой и друг зятя, недавно вышедший из тюрьмы, не имеющий постоянного места жительства. Ноев ковчег!
Предельно занятый ученый, профессор, Столярова всегда находила время для живого неспешного общения с тем людьми, кто нуждался в совете, в поддержке. Не только с аспирантами, учеными, но и людьми «от сохи, от земли», сельскими тружениками. Со взрослыми и детьми. У собеседников возникало чувство, что времени для нее нет, есть блаженная вечность, в которой она пребывает, чтобы потешить, порадовать, помочь.
        Дом Столяровых всегда был открыт для гостей - и в Санкт-Петербурге, и в небольшой деревне Опальнево Борисоглебского района Ярославской области. Древний поселок Борисоглебский — родина предков Ирины Владимировны... Деревенские жители, земляки, попросту звали ее «святая Иринка». Ни о ком ни слова осуждения не доводилось никому от нее услышать. А, если кто-то был несправедлив, проявлял низменные наклонности, она позволяла себе только кроткую интонацию сожаления об этом человеке или о событии… А как удивительно умела подобрать нужную конкретному человеку книгу, вещь! Особенно эта способность проявлялась в подарках детям, развивающих их потенциальные способности: конструкторы, краски, ноты. Сама Ирина Владимировна была выпускницей музыкальной школы и с удовольствием музицировала, пела, посещала Ленинградскую филармонию.          Человек деревенских корней, все, что делала Ирина Владимировна, было высочайшего качества. Если текст статьи, то доведенный до совершенства, которое давалось долго, с большим трудом. Если грядка в огороде – то ровная, высокая, и – чтобы ни соринки: ухаживала за огородом и садом сама. А с какой радостью и почему-то виновато-удивленным выражением на лице она делилась с друзьями цветами и плодами урожая, которые всегда были превосходными – овощами и фруктами! Для деревенского жителя необычайная черта – она с радостью открывала тайные грибные и ягодные места всем заинтересованным. Гостей ярославщины водила в дальние и ближние пешие и велопоходы, открывая перед ними красоты русской святой земли, земли святых страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Иринарха затворника. В последние годы жизни была участницей иринарховских крестных ходов. От игумена Борисо-Глебского мужского монастыря получила награду – медаль преподобного Иринарха…
        Одним из самых желанных гостей дома Столяровых в деревне Опальнево в течение почти двадцати лет был учитель Ирины Владимировны университетской поры, писатель Федор Александрович Абрамов. В Опальнево он приезжал сначала с супругой, Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой, а впоследствии нередко и один. Тут он работал над романом «Пути-перепутья», повестями «Пелагея», «Алька», «Бабилей», «Мамониха» и другими, рассказами сборника «Трава-мурава». Один из рассказов сборника посвящен Ирине Владимировне:

                    Целебная сила

      В Кижах есть старинная простенькая церквушка, напоминающая ветхую баньку или амбар.
По преданиям, стены этой церквушки обладают чудодейственной силой: достаточно прислониться к ним больным местом, и ты выздоровеешь.
Подобной же чудодейственной силой обладает И. Своей кротостью, своей мудростью, своими страдальческими глазами она действует на человека лучше всякого лекарства. Она как бы впитывает боли и страдания других.

      Записные книжки Абрамова поры пребывания на Борисоглебской земле наполнены вопросами о судьбе России, боли об оттоке молодежи в города. Вот одно из размышлений писателя: «Расцвет всего человечества. Был ли? Будет ли?
      Больше ли добра на земле? Исчезает ли добро? Или …приливами и отливами? А люди всегда те же. Практики и мечтатели. Добрые и злые. И не только среди крестьян. Но и среди интеллигенции. Соединение этих начал в одном человеке.» И – еще из записных книжек: «Мой любимый герой – герой долга, герой, способный пожертвовать собой ради своего ближнего. Главная и, может быть, единственная моя цель как писателя – увеличить добро на Земле».
       Как перекликаются эти и другие записи Абрамова той поры с размышлениями Ирины Владимировны в одной из глав книги «На пути к преображению…»:
«В истории русской литературы Лесков занимает особое место. Во многом оно определяется тем, что этот писатель, наделенный от природы самобытным талантом и кипучим общественным темпераментом, вышел из самой глубины России и принес с собой в литературу такое доподлинное, некнижное, разрушающее многие стереотипы знание русской жизни и русского человека, которым не располагали многие его предшественники и современники...
Ранняя публицистика Лескова имеет единый внутренний стержень: убежденность писателя в необходимости, не довольствуясь либерально-реформистским курсом властей, активизировать все внутренние силы самого общества. «Мы ждем всего от правительства, а ничего не хотим делать сами», - досадует Лесков»… «Вселенная когда-нибудь разрушится, - пишет Лесков, - каждый из нас умрет еще раньше, но пока мы живем и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя».
       Потребность «увеличить сумму добра в себе и вокруг себя» роднило Федора Александровича Абрамова, Людмилу Владимировну Крутикову-Абрамову и Ирину Владимировну Столярову. Объектом пристального внимания для Абрамова и Столяровой всегда был человек. Скромный труженик, праведник, для обывателей – «чудик», живущий вне принадлежности конкретной исторической эпохе, жертвующий собой ради ближнего. На память приходит рассказ Абрамова «Последний коммунар», а Ирина Владимировна в нескольких своих исследованиях обращается к повести Лескова «На краю света», образу главного героя - отца Кириака…
В 2020 году, 26 февраля, в поселке Борисоглебский Ярославской области, на здании Центральной районной библиотеки была торжественно установлена мраморная мемориальная доска с надписью: «Федор Александрович Абрамов (1920 – 1983), русский, советский писатель. С 1967 года являлся читателем и дарителем книг Бориоглебской районной центральной библиотеки. Проживал в летне-весеннее время в деревне Опальнево, в семье Ирины Владимировны Столяровой, (1932 – 2017), профессора Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета».
…В скобках добавлю, что 21 школа в том выпуске 1954 года, где училась Ирина Владимировна Столярова, подготовила девочек (а это была школа женская) к выпуску настолько хорошо, что в классе было 10 золотых и серебряных медалисток из 32 учениц. В этом же классе училась и моя мама, Голотина Галина Андреевна, в будущем - профессор Мурманского государственного педагогического института, исследователь творчества И.А.Бунина. …Все, что сообщает в своих воспоминаниях Ирина Владимировна, - правда. Их учитель, Лидия Львовна Бианки, родственница знаменитого писателя, навещала до своих 80 лет семьи бывших учениц. Бывала она и у нас в гостях…
        Жизнь и творчество Ирины Владимировны Столяровой могли бы стать темой отдельного серьезного исследования, повествования.
Повторю: на то, как сложилась судьба Ирины Владимировны как человека и ученого, по ее убеждению, решающее влияние оказали педагоги и не только школы, но и университета, одним из которых был писатель Федор Александрович Абрамов.

Поделиться:


Назад в раздел