Поиск по сайту

Организация безопасного пребывания обучающихся в сети internet

Автор: Кузьмина Анна Игоревна, Шлома Анна Михайловна, методисты ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


 

   Подключаясь к сети «Интернет», обучающиеся могут сталкиваться с целым рядом рисков и угроз, о которых они могут даже и не подозревать, а именно:
   1. Контентные риски — это материалы, тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы, содержащую противозаконную, неэтическую и вредоносную информацию, которая может нанести вред здоровью и развитию обучающихся.
  2. Коммуникационные риски. Связаны с межличностными отношениями «Интернет»-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других (груминг, киберпреследования, кибербуллинг и др). С этими рисками можно столкнуться в любых социальных сайтах, онлайн-мессенджерах.
  3. Электронные риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д.
Это далеко не весь список рисков угроз сети «Интернет». Кроме этого, у многих обучающихся появилась компьютерная «Интернет – зависимость», без компьютера или мобильного телефона не могут продержаться даже отведенные на урок 45 минут.
     Чтобы преодолеть негативное воздействие сети «Интернет» на обучающихся, в школе должна проводиться целенаправленная воспитательная работа педагогов совместно с родителями.
Направления воспитательной работы традиционные:
         Работа с педагогическим коллективом;
         Работа с учащимися;
         Работа с родителями.
Для того, чтобы реализовать новый подход в образовании, педагогическому коллективу необходимо не только подобрать новые методы обучения, научиться сотрудничать, но и уметь работать с технологической информацией, с информационными компьютерными сетями, знать и иметь в руках нормативную документацию, регламентирующую доступ к ресурсам сети «Интернет» в общеобразовательном учреждении.
       Воспитательная работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей:
  • начальный уровень (2-4 класс);
  • базовый (5-9 класс);
  • профильный (10-11 класс).
       На каждом этапе обучения необходим свой понятийный аппарат, содержание и формы обучения навыкам безопасности. Необходимы специальные дидактические материалы, обеспечивающие информационную безопасность на всех этапах, включающие систему понятий, способы поведения, законодательство в области безопасности, сетевой этикет.
Во всех образовательных учреждениях с нежелательным контентом борются путем его блокирования с помощью «черного» и «белого» списков «Интернет»-ресурсов (в «белый» список входят ресурсы, доступ к которым разрешен, в «черный» - ресурсы, доступ к которым запрещен). Особенно полезной для школ является функция «режим белого списка». Она позволяет переходить исключительно на сайты, которые содержатся в белом списке, остальные сайты при этом блокируются. Однако следует иметь в виду, что никакие технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию «Интернет»-ресурсов из-за их частого обновления. В связи с этим, во избежание случайного доступа обучающихся к материалам, не соответствующим учебным целям, преподаватели должны контролировать использование сети «Интернет» даже во время занятий.
       Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается ребенок, находящийся в сети «Интернет». Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома или на улице, как вести себя с незнакомыми людьми, что можно говорить, а что нет, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети «Интернет».
       Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации. В домашних условиях необходимо разработать общие правила, которые сводились бы к следующему:
  • какие сайты могут посещать дети и что они могут там делать;
  • сколько времени дети могут проводить в «Интернете»;
  • как защитить персональные данные, как контролировать безопасность;
  • как вести себя вежливо;
  • как использовать онлайн-чаты, группы новостей, службы обмена мгновенными сообщениями…
       Наша задача выработать в нем критическое мышление.
       Решающим фактором безопасного поведения ребенка в Интернете является внимание со стороны родителей к проблеме взаимодействия ребенка с компьютерным миром вообще и сетью Интернет - в частности. Педагогам или классным руководителям необходимо обратить внимание родителей на эту специфическую проблему киберопасности. С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить. Формы работы с родителями могут быть разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информация о безопасности в сети «Интернет» на сайте образовательной организации, встречи со специалистами. Должны быть разработаны специальные методические рекомендации для родителей по обеспечению информационной безопасности семьи. Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие программные фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но можно формировать у обучающихся навык безопасного поведения в сети «Интернет».
        Самое главное - приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями Сети.



Приложение: методические рекомендации безопасного пребывания в сети «Интернет»



Поделиться:


Назад в раздел