Поиск по сайту

К вопросу организации школьных экскурсий

Автор: Карпова Анастасия Вадимовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза А.П. Иванова г. Луга, Ленинградской области


     Школьная экскурсия представляет собой одну из форм учебно-воспитательной работы, в ходе развития которой процесс формирования знаний, умений и навыков идет путем знакомства с предметами и явлениями в их естественном окружении.
     Нужно сказать, что само слово «экскурсия» в дословном переводе с латинского языка означает «вылазка», то есть в нашем случае посещение чего-либо или кого-либо [5]. Однако если раньше, речь шла именно о том, что ученики выходят из здания школы и отправляются на экскурсию, то в настоящее время практикуются и «виртуальные» экскурсии. Конечно же, заменить настоящей «выездной» экскурсии они не в состоянии по многим причинам.
     В первую очередь, это связано с тем, что впечатления от виртуальной экскурсии у детей намного снижены, нежели от настоящей. А эмоциональность экскурсионной работы, ее наглядность являются одними из важнейших факторов воспитательной работы. Особенно в младшем школьном возрасте. Поскольку возрастные особенности младших школьников — это крайняя эмоциональность и восприимчивость. И лишать детей настоящих впечатлений, заменяя экскурсию виртуалом, не стоит, несмотря ни на какие сложности в организации экскурсионного тура.
     Однако виртуальные экскурсии имеют и ряд преимуществ: не нужно разрешение на проведение экскурсии и согласие родителей учеников, подобные экскурсии не зависят от погодных условий, любой объект можно рассмотреть несколько раз и в увеличенном масштабе. Есть такой вариант экскурсий, как путешествие. Путешествие может быть и виртуальным, воображаемым. Кроме того в путешествии может отсутствовать экскурсовод. Точнее нет одного человека, выполняющего эту функцию, этой деятельностью занимаются все. Дети самостоятельно находят нужный материал, разрабатывают маршрут и пр.
     Наиболее приемлемой формой для младших школьников является игра-путешествие, которое представляет собой исследование объекта или явления с использованием игровых форм работы, что близко и понятно младшим школьникам.
     При решении задач патриотического воспитания, необходимо придерживаться следующих принципов:
  • знания должны быть простыми, понятными и актуальными для возраста;
  • процесс патриотического воспитания должен быть систематическим, непрерывным;
  • нужно помнить, что каждый ребенок — индивидуален, поэтому нужно осуществлять дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитывать его особенности, возможности и интересы;
  • необходимо использовать разные виды деятельности, разумно сочетая их и при этом учитывая возможности и особенности детей. Все экскурсии принято подразделять на урочные и внеурочные. Вне зависимости от этого, существуют специфические признаки данной организационной формы работы. К таковым относятся:
       1. Усвоение знаний, причем достаточно быстрое усвоение благодаря активно-моторной проработке (передвижение в пространстве);
       2. Анализ и синтез в процессе усвоение знаний;
       3. Предметность обучения;
       4. Глубокие эмоции, сопровождающие экскурсию [1; 3; 6].
     Можно сказать, что формирование знаний, умений и навыков происходит за счет активной позиции экскурсанта. В процессе учебной экскурсии происходит развитие умения и навыка наблюдения, формируется сообразительность, любознательность, развивается интуиция, то есть умение делать обоснованные прогнозы, а также идет процесс развития внимания и памяти. Урочные экскурсии всегда проводятся в так называемое учебное время, являясь частью системы учебных занятий по дисциплинам начальной школы. В связи с этим планирование экскурсии всегда производится заранее и включается в поурочные планы.
Поскольку учитель сам может планировать график экскурсий, то это позволяет создавать специальные условия и ставить учебные задачи, которые будут решаться в процессе той или иной экскурсии. Также возможна серийность в организации экскурсий, то есть тематическая линия может присутствовать сразу в нескольких экскурсиях [2].
     Тематика урочных экскурсий может быть совершенно различной. Однако, в первую очередь, обращается внимание на патриотические экскурсии, экскурсии, связанные с изучением окружающего мира (включая природу, география, биологию и пр.); литературные и исторические экскурсии и др.
     Выделяют несколько типов школьных экскурсий. К первому относят так называемые производственные экскурсии. Их основной целью является ознакомление с организацией промышленного производства в данном конкретном городе. Это дает прекрасные знания о характере экономического развития региона проживания, его особенностями, принципами организации и закономерностями социально-экономической жизни данной местности. Параллельно решаются и воспитательные задачи, то есть прививается общетрудовая культура и дисциплина, прививаются знания элементов технической культуры, формируются представления о профессиях, а также формируется уважительное отношение к рабочим специальностям и людям, занятым в производстве [7]. Объектами подобного вида экскурсий заводы, фабрики, комбинаты, железнодорожные станции и пр. Второй вид экскурсий — это естественно-научные экскурсии, включающие в себя природоведческую, экологическую, эстетическую составляющую. Если речь идет о природоведении, то в данном случае экскурсии проходит в русле знакомства с природой, ее особенностями, характерными для данной местности.
     Экологическая экскурсия предполагает формирование мировоззрения, согласно которому природа и человек составляют единый организм с симбиотическими связями.
Возможны экскурсии на объекты сельского хозяйства (их можно совместить с экскурсиями на производство, в случае если речь идет о сельскохозяйственном предприятии). Подобный вид экскурсий предполагает знакомство с видами сельскохозяйственных работ, что дает возможность продемонстрировать младшим школьникам связь между процессом и результатом труда человека.
     Эстетические экскурсии направлены, в первую очередь, на развитие чувства прекрасного. С помощью разнообразных методов и приемов, которые использует педагог, можно способствовать формированию эстетического мышления. Однако нужно сказать, что данный вид экскурсий применяется редко в чистом виде, поскольку задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий [3].
     Еще одним видом экскурсий являются историко-литературные. Это экскурсии, посвященные литературе, истории родного края, включают в себя посещение музеев, библиотек, выставок, архивов и пр.
Экскурсия также может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой. Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также требованиями безопасности и охраны здоровья учащихся.
     Экскурсии способствуют формированию у младших школьников целостного взгляда на историю родной страны; систематизации знаний о родном крае (включая знания о природе, населении, культуре, социуме, экономической и политической составляющей); развитию личности в эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной сферах; воспитанию чувства гражданственности и патриотизма.

                                             Библиографический список

    1. Анциферов, Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий [Текст] / Н.П. Анциферов.— Петроград, 1923.— 417 с.
    2. Байбара, Т.М. Урок-экскурсия. Методика его организации и проведения [Текст] / Т.М. Байбара.— // Начальная школа.— 1998.— № 11.
    3. Бакулин, В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей [Текст] /
В.М. Бакулин // Начальная школа Плюс Минус.—2001.— № 5.— С. 12–17.
    4. Бархаш, Л.Л. Виды и формы туристических путешествий и экскурсий [Текст] / Л.Л. Бархаш.— М., 1934.
    5. Дьякова, Р.А. Основы экскурсоведения [Текст] / Р.А. Дьякова.— М., 2009.— 239 с.
    6. Кусков, А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: Учебник. [Текст] — М.: КНОРУС, 2009.— 400 с.
    7. Скобельцына, А.С. Технологии и организация экскурсионных услуг: Учебное пособие. [Текст] / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин.— М.: Академия, 2010.— 192 с.

Поделиться:


Назад в раздел