Поиск по сайту

Автор: Барбашова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы, методист ГБОУ школа № 482 Санкт-Петербурга


В настоящее время первостепенное внимание уделяется качеству образования, особенно в контексте достижения школьниками современных образовательных результатов, как итог профессиональной деятельности учителя. Новые взгляды на качество образования, отражают государственную политику в области образования, видоизменяют цели и результаты образования.

В наше время знания, полученные в школе и ВУЗе быстро «устаревают», поэтому перед школой встала острая необходимость научить учеников учиться «добывать» знания, анализировать многообразную информацию, проектировать свою деятельность и применять полученные знания на практике. Как никогда перед каждым из нас существует острая необходимость профессиональной мобильности, которая объективно требует от личности владения широким кругозором, современными способами технологической деятельности, преобразующего дизайнерского мышления.

Решение проблем формирования подрастающего поколения, владеющего перечисленными личностными качествами, органично связано с его включением в различные виды творческо-познавательной деятельности, процесс создания социально значимых изделий, организации предметной среды и другое.

Обновление содержания образования, появление ФГОС, основанных на компетентностном подходе, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, цифролизация образования, семиотика предполагает необходимость проектирования траектории обучения каждого ребенка, включения его в гибкую быстроизменяющуюся, динамическую среду, отличную по содержанию от традиционных уроков. В новых условиях проявляется индивидуальность ученика, который может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение обучающегося в деятельность, разрешение собственных проблем, создание своего образа деятельности, организации образовательного пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации своих возможностей и потребностей.

Большие возможности в этом плане  открывает  проектно-исследовательская деятельность,  направленная  на  духовное  и  профессиональное  становление  личности  ребенка  через  организацию  активных  способов  действий. Проектно- исследовательская деятельность обучающихся  является  одним  из  методов  развивающего  обучения,  направленная  на  выработку  самостоятельных  исследовательских  умений, повышению  мотивации  обучающихся  при  решении  поставленных  перед  ними  задач,  развитию  творческих  способностей,  смещению  акцента  от  инструментального  подхода  в  решении  задач  к  технологическому,  формированию  чувства  ответственности,  созданию  условий  для  отношений  сотрудничества  между  учителем  и обучающимся.  

В марте месяце обучающиеся 8-х классов приступают к выбору темы для проектно-исследовательской деятельности. Выбирается руководитель проекта, который совместно с обучающимися определяет цель работы, этапы, сроки, источники нужной информации. Классный руководитель осуществляет контроль 100 % охвата детей проектной деятельностью, составляет списки обучающихся с выбором темы и руководителя проекта. Классный руководитель постоянно информирует учеников и их родителей о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных работ, порядке и сроках работы над проектом. При необходимости координирует взаимодействие родителей, руководителя проекта и учеников с целью успешного выполнения последними итоговых проектов.

В течение 8-ого – 11-х класса руководитель проводит консультации и осуществляет методическую поддержку проектной деятельности. Руководитель проекта в течение всего проектного периода осуществляет совместно с учениками работу по планированию и корректированию, отслеживаю поэтапных результатов проектной деятельности.

В конце курирования проектной деятельности руководитель проекта осуществляет экспертизу готового продукта и теоретической составляющей проекта, выявляя недоработки и определяя пути устранения выявленных недостатков. На последних этапах работы руководитель оказывает помощь в подготовке к презентации проекта, обеспечивает соблюдение сроков выполнения проекта. Готовит рецензию на работу обучающегося.

В период работы над проектом руководитель имеет право требовать от учеников своевременного и качественного выполнения работы, ответственного отношения к работе. Ученик в процессе работы над проектом использует в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы. Руководитель проекта в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального проекта имеет право обратиться к администрации школы.

Ученики могут выбрать любую номинацию и в соответствии с этим у ребят получаются разные продукты проектной деятельности.

Последний этап это защита проекта, которая предполагает работу экспертной комиссии (март-апрель). В состав комиссии входят представитель администрации школы, представитель методического совета школы, руководитель защищаемого проект, педагоги школы. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7-ми человек. На защите могут присутствовать в качестве общественных наблюдателей родители или законные представители учеников, представители общественности.

Ученик защищает свой проект в течении 5-8 минут, раскрывая актуальность, цель, суть проекта и выводы. Обучающийся может использовать мультимедийные формы. После презентации проекта ученик должен ответить на вопросы комиссии.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентацией ученика и отзыва руководителя.

В процессе работы над проектом ученик самостоятельно приобретает знания и решения проблем (от 1 до 3 баллов), получает предметные знания (от 1 до 3 баллов), регулятивные действия (от 1 до 3 баллов), коммуникативные действия (от 1 до 3 баллов).

В критерии оценки проектной деятельности входят: сформированность коммуникативных действий (от 1 до 5 баллов); привлечение знаний из других областей (от 1 до 3 балов), эстетика оформления проведенного проекта (от 1 до 3 балов), ИКТ-компетентность (от 0 до 2 баллов).

В итоговую оценку проекта входят сумма баллов, выставленная куратором и комиссией: базовый уровень – «удовлетворительно» за 20 – 24 баллов; повышенный уровень хорошо» за 25 – 29 баллов; «отлично» за 30 – 34 баллов.

Повторная защита может быть в случае, если ученик не готов к защите проекта; полученная за проект сумма менее 7 баллов; отсутствие ученика на защите проекта по уважительной причине (по приказу директора назначается повторная дата защиты проекта). Повторная защита проводится до 20 мая текущего года.

   В условиях новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса.

   Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. Происходит смена парадигмы оценивания – от преимущественно суммирующего оценивания к модели так называемого «оценивания для обучения», «развивающего оценивания».

            Для эффективного мониторинга реализации проектно-исследовательской деятельности в школе разработан «Кодификатор оценивания проектно-исследовательской деятельности», который включает общепринятые критерии оценивания, и позволяет дополнять или менять позиции в зависимости от цели. В кодификатор частично вошли критерии и показатели защиты проектно-исследовательской деятельности, разработанные ЛГУ им. Пушкина. Мы предлагаем нашу модель оценивания.

Для формирования кодификатора нами вначале были определены этапы проектно-исследовательской деятельности. В каждом этапе выявили ключевые критерии и характеристики критериев.

Следующий шаг – это все показатели мы приняли за единицу и разделили эту единицу на количество этапов. Затем показатель каждого критерия разделили на количество характеристик критериев, получив цену этапа и цену критерия.

Все эти показатели вводим в систему Excel, подставляя показатели, получаем не только количество баллов, но и сразу отметку за выполненный проект.

Кодификатор оценивания проектно-исследовательской деятельности

№ п/п

Этапы

Критерии, соответствующие этапам

Характеристика критерия

1

Организационно-подготовительный этап

Актуальность

Обоснованность проекта в настоящее время:

1.Актуальность работы обоснована

2. Актуальность работы частично обоснована

3. Актуальность работы не обоснована

Решение проблемы

Формулировка и анализ проблемы, стратегия решения проблемы:

1. умение определить проблему

2. выбрать вариант проектного задания

3. осуществить выбор при ограниченных ресурсах

4. определить степень самостоятельности при разработке конструкции изделия

5.уметь разрабатывать альтернативный вариант

6.проводить объективный анализ

7.указать значения результатов деятельности

2.

Планирование работы

Осведомленность

1.Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике

2.Свободное владение материалом

3.

Исследовательская деятельность

Научность

1.Соотношение изученного и представленного в проекте материала

2. Методы работы с материалами в данной научной области по исследуемой проблеме

3.Использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими

Самостоятельность

1.Выполнение всех этапов проектной деятельности самими обучающимися

2.Направление действиями координатора проекта без его непосредственного участия

4.

Результаты или выводы

Значимость

Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения

Системность

1.Способность школьников выделять обобщенный способ действия

2.Применять способ действия при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы

Структурированность

1.Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области

2.Упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта

Интегративность

1.Связь различных источников информации и областей знаний

2.Систематизация источников информации в единой концепции проектной работы

Креативность (творчество)

Новые оригинальные идеи и пути решения

5.

Грамотность оформления

Стилистика

1.Издание выдержано в единой стилистике; оформление элементов текста соответствует действующим стандартам

2. Издание не выдержано в единой стилистике или оформление элементов текста не соответствует действующим стандартам

3. Издание не выдержано в единой стилистике; оформление элементов текста не соответствует действующим стандартам.

Грамотность речи

1.В тексте не нарушаются правила грамматики, орфографии, пунктуации; отсутствуют речевые ошиб-ки. Возможные отклонения обоснованны

2. Имеются случаи необоснованных отклонений от правил грамматики, орфографии, пунктуации; присутствуют речевые ошибки

Для многотиражных изданий: тиражируемость

1. Издание совместимо с наиболее распространёнными ОС, существует версия, подготовленная для печати

2. Издание не совместимо с наиболее распространёнными ОС, версия для печати не подготовлена

Для изданий, существующих в единственном экземпляре: уникальность

1.Издание уникально, найдено оригинальное дизайнерское решение

2.Оригинальные решения отсутствуют, издание не является уникальным

Ориентация на потребителя

1. Издание соответствует возрастным и психологическим особенностям целевой аудитории

2.Издание не соответствует возрастным и психологическим особенностям целевой аудитории

6.

Представление готового продукта

Презентабельность (публичное представление)

1.Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), имеющие общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата.

2.Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта

Коммуникативность

Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности

Апробация

Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта

7.

Оценка процесса и результатов работы

Рефлексивность

Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности.

8.

Защита

Защита (представление работы)

1.Презентация наглядна, отражает сущность проекта; выступление поддерживает презентацию; ответы на вопросы аргументированы

2. Презентация не в полной мере отражает сущность проекта; ответы на вопросы даны неполно

3.Презентация отсутствует или не отражает сущность проекта или ответы на вопросы отсутствуют или не отражают понимание предметной области

Кодификатор оценивания проектно-исследовательской деятельности

Этапы

Критерии, соответствующие этапам

Характеристика критерия

Баллы

Стоимость критерия

Организационно-подготовительный этап

Актуальность

Обоснованность проекта в настоящее время:

3

(0,025)

1.Актуальность работы обоснована

0,008

2. Актуальность работы частично обоснована

0,008

3. Актуальность работы не обоснована

0,008

Решение проблемы

Формулировка и анализ проблемы, стратегия решения проблемы:

7

(0,025)

1. умение определить проблему

0,004

2. выбрать вариант проектного задания

0,004

3. осуществить выбор при ограниченных ресурсах

0,004

4. определить степень самостоятельности при разработке конструкции изделия

0,004

5.уметь разрабатывать альтернативный вариант

0,004

6.проводить объективный анализ

0,004

7.указать значения результатов деятельности

0,004

Планирование работы

Осведомленность

1.Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике

2

0,013

2.Свободное владение материалом

0,013

Исследовательская деятельность

Научность

1.Соотношение изученного и представленного в проекте материала

3

0,008

2. Методы работы с материалами в данной научной области по исследуемой проблеме

0,008

3.Использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими

0,008

Самостоятельность

1.Выполнение всех этапов проектной деятельности самими обучающимися

2

0,013

2.Направление действиями координатора проекта без его непосредственного участия

0,013

Результаты или выводы

Значимость

Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения

1


Системность

1.Способность школьников выделять обобщенный способ действия

2

0,013

2.Применять способ действия при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы

0,013

Структурированность

1.Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области

2

0,013

2.Упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта

0,013

Интегративность

1.Связь различных источников информации и областей знаний

2

0,013

2.Систематизация источников информации в единой концепции проектной работы

0,013

Креативность (творчество)

Новые оригинальные идеи и пути решения

1

0,025

Грамотность оформления

Стилистика

1.Издание выдержано в единой стилистике; оформление элементов текста соответствует действующим стандартам

3

0,008

2. Издание не выдержано в единой стилистике или оформление элементов текста не соответствует действующим стандартам

0,008

3. Издание не выдержано в единой стилистике; оформление элементов текста не соответствует действующим стандартам.

0,008

Грамотность речи

1В тексте не нарушаются правила грамматики, орфографии, пунктуации; отсутствуют речевые ошибки. Возможные отклонения обоснованны

2

0,013

2. Имеются случаи необоснованных отклонений от правил грамматики, орфографии, пунктуации; присутствуют речевые ошибки

0,013

Для многотиражных изданий: тиражируемость

1 Издание совместимо с наиболее распространёнными ОС, существует версия, подготовленная для печати

2

0,013

2 Издание не совместимо с наиболее распространёнными ОС, версия для печати не подготовлена

0,013

Для изданий, существующих в единственном экземпляре: уникальность

1Издание уникально, найдено оригинальное дизайнерское решение

2

0,013

2. Оригинальные решения отсутствуют, издание не является уникальным

0,013

Ориентация на потребителя

1 Издание соответствует возрастным и психологическим особенностям целевой аудитории

2

0,013

2. Издание не соответствует возрастным и психологическим особенностям целевой аудитории

0,013

Представление готового продукта

Презентабельность (публичное представление)

1.Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), имеющие общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата.

2

0,013

2. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта

0,013

Коммуникативность

Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности

2

0,013

Апробация

Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта

0,013

Оценка процесса и результатов работы

Рефлексивность

Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности.

1

0,025

Защита

Защита (представление работы)

1. Презентация наглядна, отражает сущность проекта; выступление поддерживает презентацию; ответы на вопросы аргументированы

3

0,008

2. Презентация не в полной мере отражает сущность проекта; ответы на вопросы даны неполно

0,008

3.Презентация отсутствует или не отражает сущность проекта или ответы на вопросы отсутствуют или не отражают понимание предметной области

0,008

Таблица распределения баллов

Этапы

Кол-во критериев

Кол-во характеристик критериев

Цена этапа

Цена критерия

1

1

3

0,025

0,008

2

7

0,025

0,004

2

1

2

0,025

0,013

3

1

3

0,025

0,008

1

2

0,025

0,013

4

1

1

0,025

0,025

1

2

0,025

0,013

1

2

0,025

0,013

1

2

0,025

0,013

1

1

0,025

0,025

5

1

3

0,025

0,008

1

2

0,025

0,013

1

2

0,025

0,013

1

2

0,025

0,013

1

2

0,025

0,013

6

1

2

0,025

0,013

1

2

0,025

0,013

1

1

0,025

0,025

7

1

1

0,025

0,025

8

1

3

0,025

0,008

Бланк кодификатора оценивания проектно-исследовательской деятельности

Этапы

Критерии, соответствующие этапам

Характеристика критерия

Баллы

0

1

Общая сумма∑

Организационно-подготовительный этап

Актуальность

Обоснованность проекта в настоящее время:




1.Актуальность работы обоснована



2. Актуальность работы частично обоснована



3. Актуальность работы не обоснована



Решение проблемы

Формулировка и анализ проблемы, стратегия решения проблемы:




1. умение определить проблему


2. выбрать вариант проектного задания


3. осуществить выбор при ограниченных ресурсах


4. определить степень самостоятельности при разработке конструкции изделия


5.уметь разрабатывать альтернативный вариант


6.проводить объективный анализ


7.указать значения результатов деятельности


Планирование работы

Осведомленность

1.Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике




2.Свободное владение материалом



Исследовательская деятельность

Научность

1.Соотношение изученного и представленного в проекте материала




2. Методы работы с материалами в данной научной области по исследуемой проблеме




3.Использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими




Самостоятельность

1.Выполнение всех этапов проектной деятельности самими обучающимися




2.Направление действиями координатора проекта без его непосредственного участия




Результаты или выводы

Значимость

Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения




Системность

1.Способность школьников выделять обобщенный способ действия




2.Применять способ действия при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы




Структурированность

1.Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области




2.Упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта




Интегративность

1.Связь различных источников информации и областей знаний




2.Систематизация источников информации в единой концепции проектной работы




Креативность (творчество)

Новые оригинальные идеи и пути решения




Грамотность оформления

Стилистика

1.Издание выдержано в единой стилистике; оформление элементов текста соответствует действующим стандартам




2. Издание не выдержано в единой стилистике или оформление элементов текста не соответствует действующим стандартам




3. Издание не выдержано в единой стилистике; оформление элементов текста не соответствует действующим стандартам.




Грамотность речи

1В тексте не нарушаются правила грамматики, орфографии, пунктуации; отсутствуют речевые ошибки. Возможные отклонения обоснованны




2. Имеются случаи необоснованных отклонений от правил грамматики, орфографии, пунктуации; присутствуют речевые ошибки




Для многотиражных изданий: тиражируемость

1 Издание совместимо с наиболее распространёнными ОС, существует версия, подготовленная для печати




2 Издание не совместимо с наиболее распространёнными ОС, версия для печати не подготовлена




Для изданий, существующих в единственном экземпляре: уникальность

1Издание уникально, найдено оригинальное дизайнерское решение




2. Оригинальные решения отсутствуют, издание не является уникальным




Ориентация на потребителя

1 Издание соответствует возрастным и психологическим особенностям целевой аудитории




2. Издание не соответствует возрастным и психологическим особенностям целевой аудитории




Представление готового продукта

Презентабельность (публичное представление)

1.Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), имеющие общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата.




2. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта




Коммуникативность

Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности




Апробация

Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта




Оценка процесса и результатов работы

Рефлексивность

Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности.




Защита

Защита (представление работы)

1. Презентация наглядна, отражает сущность проекта; выступление поддерживает презентацию; ответы на вопросы аргументированы




2. Презентация не в полной мере отражает сущность проекта; ответы на вопросы даны неполно




3.Презентация отсутствует или не отражает сущность проекта или ответы на вопросы отсутствуют или не отражают понимание предметной области




Пример представления результатов измерения коэффициента оценивания проектно- исследовательской деятельности испытуемому

Бланк 1. Проект «……», обучающегося Ф.И.

Индивидуальные данные




ШИФР

1

2

3

4

5

6

Курс

Группа

Дата

Вариант

0

1


2

2

4

5


0

6

0

7

1

0


1

3

4

Фамилия





П

Е

Т

Р

О

В









Имя





И

В

А

Н











Отчество





С

Е

М

Е

Н

О

В

И

Ч






Проведение измерений

Матрица оценивания проекта

0 – характеристика критерия не выполнена

1 – характеристика критерия выполнена

Блоки (критерии)

1

2

3

4

5

№ критерий по кодификатору (№ критерии проекта)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

1

0

1

1

0

1

0

1

о

1

1

1

1

0

1

1

0

0

0

1

1

1

0

Формирование выводов

34 б. – 30 б.– «5»

24 б. – 20 б. – «3»

29 б. – 25 б. – «4»

19 б. – 15 б. – «2»

Кодификатор критерии оценок проектно-исследовательской деятельности поможет обучающимся сформировать интерес к проектно-исследовательской деятельности, развивать творческие способности и осознанность получения новой информации. А учителю поможет скорректировать свою педагогическую деятельность, направленную на развитие проектно-исследовательской деятельности как ведущей на этапе основной школы, достижение каждым обучающимся нового качества образования.

Литература

1

Федеральный закон 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Официальный сайт Минобрнауки РФ.

2

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2009.

3

Профессиональный стандарт (педагогической деятельности в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (2013 г). Официальный сайт Минобрнауки РФ.

4

Барбашова Л.И., Пискунова Е.В. Ценностные характеристики современного учительства// Ценности и смыслы современного образования: Васильевские чтения в Казахстане -2015. Сборник научных статей / под ред. Г.К. Нургалиевой — Алматы: АО «Национальный центр информатизации», 2015, – 346 С. – 88-95 (в соавт.)

5

Бояшова С.А.. Теоретические основы построения автоматизированной системы сертификации работников отрасли образования.// Санкт-Петербург, 2010. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук., 2010, – 34 С


Поделиться:


Назад в раздел