Поиск по сайту

Формирование проектно-исследовательских умений на уроках технологии

Автор: Анисимова Виктория Викторовна, учитель технологии ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


                        Нет оружия более острого, чем знание,
                    основанное на трудовых процессах.
                                                                             М.Горький
           Образованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место в мировой и отечественной педагогической практики принадлежит сегодня методу проектов, а точнее формирование проектных умений. При введении метода проектов в изучение курса технологии учитель сталкивается с некоторыми проблемами:
• Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации;
• Неумение оформлять проектную документацию.
• Неумение самостоятельно оценить свою работу должным образом.
Учителю требуются такие методы обучения, которые:
• формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
• развивали бы, в первую очередь, общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
• формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
• были бы приоритеты нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
• реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

            Для того, чтобы повысить уровень сформированности проектных умений на уроках технологии, нами была разработала программа «Формирование проектно-исследовательских умений на уроках технологии в 5-8 классах», в которой проектно-исследовательские умения распределены по классам.
Так, например, обучающиеся 5 классов
• знакомятся с введением в научно – исследовательскую и творческую деятельность,
• учатся работать с литературными источникам, ищут разнообразные пути поиска информации,
• самостоятельно планируют технологический процесс,
• разрабатывают проектную документацию,
• знакомятся с рекламой проекта,
• учатся подводить итоги, готовятся к защите проекта.
       В 6 классе продолжается изучение проектной деятельности. Учащиеся знакомятся с постановкой проблемных вопросов по предложенной теме, анализируют проблемный вопрос с различных точек зрения; обучаются анкетированию, социальному опросу, интервьюированию, обработке данных и представление полученных результатов в виде диаграммы.
       В 7 классе обучающиеся знакомятся с выдвижением гипотезы, учатся прогнозировать результаты.
Учащиеся 8 классов активно практикуются в защите проекта, представляют проектную документацию с учётом всех требований оформления документов. Восьмиклассники учатся использовать мультимедийные презентации для защиты своей работы.
В соответствии с программой разработана карта экспертной оценки проектных работ учащихся для выставления оценки за проектную документацию.
В заключении хочется вернуться к высказыванию М.Горького «Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах». В области технология получение и обобщение знаний происходит, прежде всего, через трудовую деятельности обучающихся. Проектная деятельность в данном предмете всегда сопровождается практической работой и получением творческого продукта, что, безусловно, мотивирует учащихся на приобретение новых знаний.

                                   Литература

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.:АРКТИ, 2003.– 112 с.
2. Развитие исследовательской деятельности учащихся./ А.С. Обухов. – М.: Прометей, 2006, 224 стр.
3. http://pedsovet.org/
4. http://www.researcher.ru/


Поделиться:


Назад в раздел