Поиск по сайту

Автор: Орехова Раиса Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 90 Санкт-Петербурга


   Пути повышения эффективности обучения разрабатывают и теоретики, и практики образования во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно решаются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
   В связи с введением новых ФГОС изменились цели образования, требования к результатам обученности учащихся, в целом к процессу образования. Новые концепции образования, основанные на системно-деятельностном подходе, направлены на формирование всесторонне развитой личности. Перед учителем стоит задача обеспечить умственное развитие личности, ребенку необходимо предоставить возможность овладеть основами научных знаний, формировать логическое мышление, умение находить закономерности в протекании процессов и явлений окружающего мира.
   Таким образом, необходимость внедрения и активного использования новых образовательных технологий в процессе обучения становится все более осознаваемой. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Проявление интереса к учению можно добиться путём применения технологии проблемного обучения.Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям.
   С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики я использую элементы технологии проблемного обучения, игровых технологий, ИКТ-технологии, технологии разноуровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии. Более подробно остановлюсь на технологии проблемного обучения. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации  к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся.
   Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Многие ученые (Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, Дж.Брунер, В.Оконь, Т.Новацкий, Х.Век, Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин др.) снесли значительный вклад в разработку этой теории.
   Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998).
Проблемное обучение — это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В Оконь, Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990, 383 с).
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В.Т. Кудрявцев, 1991).
Сравнивая определения ученых, например, Г.К. Селевко, В. Оконь, В.Т. Кудрявцева, можно сделать следующий вывод, проблемное обучение включает формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся. А именно к этому и ведут требования ФГОС.
    Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем
самостоятельных открытий и находок.
Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:
   1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
   2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
   3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в образовательном процессе.
Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении, которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:
   1. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении, которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:
        • Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Они должны быть достаточными для понимания условий задания, достигаемой конечной цели и путей его выполнения. Задание должно включать один неизвестный, потребность в котором должна вызываться у учащегося в процессе выполнения задания.
        • Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия.
        • Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
  2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Чем большими интеллектуальными возможностями обладает учащийся, тем большей степени новизны и тем большей степени обобщённости могут быть те подлежащие усвоению знания и способы действия, необходимость в которых возникает при выполнении проблемного задания.
  3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. Однако при отсутствии у учащегося достаточных сведений об изучаемом явлении или некоторых элементарных способов действия первым этапом в обучении будет этап сообщения учащимся таких сведений или обучение их таким действиям, которые необходимы для создания проблемной ситуации.
  4. В качестве проблемных заданий могут служить: учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией. Оно может вызывать у учащихся проблемную ситуацию только при строгом соблюдении определённых условий.
  5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Так, проблемная ситуация может быть вызвана с помощью теоретического проблемного задания, требующего объяснить или предсказать определённые события, процессы или действия.
  6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путём указания ученику на причины невыполнения, им поставленного практического учебного задания или невозможностью объяснить им те или иные продемонстрированные факты. Такое фиксирование проблемной ситуации учителем подчеркивает учебный характер предлагаемого ученику проблемного задания и определяет область поиска требуемого неизвестного. Оно завершает этап создания проблемной ситуации и является необходимым переходным звеном к объяснению учебного материала, требуемого созданной проблемной ситуацией.
Приемы создания проблемных ситуаций.
-  Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;
-  Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-  Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
-  Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
-  Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
-  Определить проблемные теоретические и практические задания
-  Ставить проблемные задачи (например, с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками и др.)
Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям.
Главные цели проблемного обучения:
  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  • усвоени е учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Методы проблемного обучения:
 1) Проблемное изложение.  2) Эвристическая беседа.  3) Исследовательский.
Десять способов создания проблемной ситуации по М.И. Махмутову.
• Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
• Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой.
• Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
• Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
• Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
• Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
• Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
• Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы.
• Организация межпредметных связей.
• Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Методические приемы решения проблемных ситуаций:
-Подведение учащихся к противоречию и способу его разрешения;
-Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
-Знакомство учащихся с неоднозначным способом решения;
-Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;
-Сопоставление фактов;
-Постановка конкретных вопросов;
-Определение и постановка проблемных теоретических и практических заданий.
         К сожалению, в практике еще нередко бывает, что процесс проблемного обучения на уроке идет с существенными «пробелами». Создана проблемная ситуация, поставлена учебная проблема, рассмотрены новые понятия, раскрыт смысл изучаемых явлений. Кажется, все в порядке, однако не всегда организация проблемного обучения приводит к развитию у учащихся составляющих интеллектуальной сферы. В чем причина? Дело в том, что процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам:
 - создание проблемной ситуации;
 - высказывание предположений в ответ на проблемный вопрос;
 - постановка учебной проблемы;
 - выбор способа ее решения;
 - решение проблемы;
 - проверка правильности решения.
Здесь названы основные этапы, они логически связаны между собой, и стоит только опустить какой-либо из этапов, процесс проблемного обучения будет нарушен, окажется неполноценным именно с точки зрения реализации закономерностей развития школьников.
         Вид проблемного изложения нового материала – проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.
         Проблемная ситуация с точки зрения психологической науки – это ситуация, когда человек не может достичь цели с помощью известных ему знаний и способов действий, это вызывает в нем недоумение «Почему не получается?». Не каждый вопрос является проблемным. Если вопрос окажется слишком лёгким для учащихся, то он будет затрагивать зону актуального развития детей, и не будет являться мотивирующим началом для познания, не будет являться проблемой для ребёнка. Если заданный вопрос окажется чрезмерно сложным, то он также не будет мотивировать, так как учащиеся не имеют базы знаний и умений, достаточных для ответа на данный вопрос. При постановке проблемной ситуации необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.
         Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель просит учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Данная технология позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

                         Литература:

  1. Горина О.П. Какие задания можно назвать проблемными при обучении математике? Начальная школа. 2002, №5
  2. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении. Школьные технологии. 2010, №4
  3. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М., Баласс, 1999
  4. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала. Школа 2100. М.: Баласс, 2000
  5. Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе. Начальная школа плюс До и После. – 2010 – №1

Поделиться:


Назад в раздел