Поиск по сайту

Особенности подачи учебного материала при реализации программы дополнительного образования «Эврика» с применением здоровьесберегающих технологий

Автор: Боронина Ольга Александровна, педагог дополнительного образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга


Современные дети... Какие они? Без сомнения, кардинально отличаются от своих родителей всем: интересами, подходами, настроениями и т. д. А следовательно, своим мировоззрением. Другие игры и игрушки, книги и журналы иного качества и содержания, телевидение другого формата, а уж про компьютерные технологии и говорить нечего... Не было этого в детстве большинства взрослых людей. У меня создается впечатление, что нынешние младенцы рождаются уже с заложенными в них умениями и навыками пользователя персональным компьютером.

20 лет назад российская семья выглядела так: двое детишек, мама и папа обсуждают события, произошедшие в течение дня. 10 лет назад: двое детишек и мама, потому что папа посвящал все время бизнесу. Сейчас она выглядит вот так: двое детишек, мама и папа за «айпадами» в разных углах комнаты. Технологии заменяют нам общение, воспитание и контакты. Мы больше не нуждаемся друг в друге, все друзья и развлечения есть на плоском экране.

И вот, наконец, наступает в каждой семье тот момент, когда маленькому продвинутому человечку придется отправиться в общеобразовательную школу. Здесь все и начинается: палочки, крючочки, циферки и буковки придется прописывать изо дня в день, чертить отрезки и фигуры при помощи линейки и карандаша, а не компьютерной программы, решать математические задачи, а ни те, которые поставлены компьютерной игрой... А отвечать учительнице на «глупые» вопросы: сколько будет 2+2 или какой слог составляют буквы М и А, сколько существует времен года и могут ли в декабре вырасти подснежники? К сожалению, от прохождения всех этапов школьной программы не освобожден никто, даже самый умный ребенок! Вот здесь и начинаются проблемы, связанные с нежеланием малыша ходить в школу. Трудно, долго, утомительно, а главное скучно.

Зная данную ситуацию не понаслышке, отработав достаточно большое количество лет учителем начальных классов, я решила создать такую образовательную программу, где любой ребенок мог получать знания и овладевать умениями с другим отношением к самому процессу обучения. Возможным это стало только в структуре дополнительного образования детей.

Прекрасно ориентируясь в программе общеобразовательной школы, опираясь на требования и стандарты, я начала разрабатывать свою программу. Главной моей идеей стало желание завуалировано передать детям необходимые знания и умения, придумать такие формы работы, чтобы мои воспитанники с удовольствием, а может быть даже и с азартом участвовали в процессе обучения. Основой моей преподавательской деятельности стало использование в образовательном и воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.

Так родилась образовательная программа дополнительного образования детей «Эврика» (мир открытий и изобретений). Относится данная программа к научно- технической направленности. Имеет общекультурный уровень освоения. Программа рассчитана на детей 7-11 лет и имеет срок реализации — 2 года. Целью программы является развитие личности ребенка, удовлетворение его потребности познания окружающего мира через приобщение к использованию активных приемов и методов творческого мышления.

Создавая данную программу, я продумала тематику занятий таким образом, чтобы идти рука об руку с программой общеобразовательной школы. Например, овладевают первоклашки азами чтения и чистописания, а на наших занятиях мы по клеточкам создаем буквенный орнамент, штрихуем, восстанавливаем буквы при помощи точек... На уроках математики дети проходят счет, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся чертить по линейке. А мы создаем карту нашего микрорайона: чертим главную дорогу, дома, пешеходные переходы и другие объекты инфраструктуры района. Дома обязательно нумеруем, но прежде идем и исследуем, каким образом расположены дома по отношению к улице. Конечно же, открываем для себя, что есть четная и нечетная стороны улицы и дома имеют соответственный номер... Пока выясняем, закрепляем счет парами, запоминаем какие числа четные, а какие нечетные, считаем в обратном порядке. Вот тебе и математика! А заодно еще и правила безопасности на улице повторяем.

Для развития образного мышления занимаемся моделированием и комбинаторикой. Здесь очень помогает метод «от противного». Предлагаю детям составить композицию из заготовок к конкретной аппликации, например, башни или кораблика, но только с условием, что составить можно все что угодно, только не башню или кораблик. Ох уж и ломают ребята голову! Совершенно невероятные композиции создают! А ведь работают с обыкновенными геометрическими фигурами, измеряют, сопоставляют, соединяют.

В разделе «Соответствия и закономерности» очень любима ребятами игра «Шифровка». Данная работа помогает развивать логическое мышление, сопоставлять факты, выстраивать отношения, а что самое главное, заставляет ребенка добывать необходимую информацию и передавать ее тому, кому она должна принадлежать.

На различных уровнях обучения, овладевая науками, важным является умение выполнять работу в определенном порядке. Другими словами, четко знать алгоритм выполнения того или иного задания. Тема «Алгоритм» присутствует и в реализуемой мной программе. Только форма подачи материала совершенно иная. Например, мы составляем подробную инструкцию для выполнения задания, оформляем и презентуем ее. А задания, естественно, очень необычные: «Как помыть слона», «Как приручить жука», «Как пронести воду в решете» и т.д. А еще учиться правильно выполнять действия можно при помощи созданного ребенком диафильма, который выглядит, как кинопленка и содержит пошаговые иллюстрации.

Есть в программе и раздел, посвященный основам безопасности жизнедеятельности. Мои воспитанники учатся вместе с героями сказок и мультфильмов. Игра-путешествие «С Алисой в страну чудес», «Экологический митинг», викторина «Помоги другу быть здоровым!». А итоговой работой раздела является создание собственной настольной игры, в которой от старта до финиша игроки преодолевают препятствия, несущие угрозу здоровью.

Во всех разделах программы есть задания, относящиеся к разным учебным предметам: математики, русского языка, географии, биологии, труда, ОБЖ, и даже химии и физики. Только форма подачи материала отличается от школьной (игры, путешествия, викторины, диспуты и др.), но тем не менее дает возможность научить или закрепить, пройденный учебный материал. Да и сам подход к образовательному процессу иной: разговаривать и советоваться на занятии с другом, по телефону нужную информацию узнать, полезную игрушку принести — можно и нужно!

Естественно, каждый педагог должен отследить выполнение программы и успешность ее реализации. В рамках программы «Эврика» это возможно при помощи, разработанных мною интересных диагностических карт, веселых тестов, забавных анкет, из которых я могу понять как ребята усвоили материал, ведь программа у нас образовательная.

Главной же моей диагностикой является то, как меняются мои воспитанники в течение учебного года. Я вижу, что они с интересом работают на занятиях, спорят, отстаивают свое мнение, аргументируют, учатся слушать мнение других, творчески подходят к выполнению заданий. Следовательно, они успешны, счастливы и здоровы!

Очень приятно также слышать положительные отзывы учителей и родителей, которые вместе со мной радуются успехам детей в школе и связывают повышение уровня обученности именно с работой по моей программе.


Приложение:

план - конспект открытого занятия для детей младшего школьного возраста 1 года обучения в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эврика» ТРИЗ (Мир открытий и изобретений)


                                        Список использованной литературы

1.      Детское мышление - тризовское и нетризовское Наталья Эдуардовна Чижевская (Симоненко) 1997

2.      Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки: Методика рассказа по

картинке. (Для воспитателей, учителей и родителей) /Система проф. разработ., консультантов и препод. "ТРИЗ-Шанс". — СПб: Изд-во ТОО ТРИЗ-Шанс, 1995. — 39С

3.      Гин С.И. Мир фантазии: Метод. пособие для учителей нач. шк. Ч.1 и 2. Версия 2.0/

      Система проф. разраб., консультантов и препод. "ТРИЗ-Шанс". — Гомель, 1995. —  

      138С.


Поделиться:


Назад в раздел