Поиск по сайту

Внеурочная деятельность по литературе: проектирование виртуальных экскурсий

Автор: Лагуткина Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 110 Выборгского района Санкт-Петербурга


          В педагогике ХХI века большое значение уделяется использованию в учебном процессе современных образовательных технологий, среди которых технология активного обучения занимает особое место, поскольку позволяет вовлечь учащихся в процесс глубокого и вдумчивого постижения учебного материала, закрепить и обобщить историко-литературные и теоретические знания.
Внеурочная деятельность позволяет учителю организовать проектную деятельность – индивидуальную и групповую работу учащихся по составлению виртуальных экскурсий с использованием художественных, публицистических, научно-популярных текстов, чтобы стимулировать учеников к развитию коммуникативных навыков, созданию речевых ситуаций, способствующих развитию универсальных (познавательных и регулятивных) учебных действий учащихся, в том числе и их творческих навыков. Важным является то, что учащийся может сам формировать свой индивидуальный маршрут восполнения пробелов в знаниях в условиях активного взаимодействия со сверстниками и при эффективной консультативной помощи учителя.
          Для решения этой задачи как нельзя лучше подходит метод проектирования виртуальных экскурсий.
Экскурсия – это целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира, построенный на изучении заранее подобранных объектов. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.
Виртуальная экскурсия – это прекрасная возможность познания окружающего мира для учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) или проживающими в отдаленных местах.
Мультимедийная виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенного для интегрированного представления материалов. Гипертекст удобен для объединения разных форм информации. Основа гипертекста – текстовая информация, но HTML позволяет легко включать в текст иллюстрации, звуковые и видеофрагменты. Гипертекст удобен и для моделирования экскурсии. В общем виде он состоит из информационных фрагментов, связанных между собой переходами – ссылками. Пользователь движется по ссылкам от фрагмента к фрагменту точно так же, как и во время настоящей экскурсии переходит от объекта к объекту.
           С точки зрения классификации проектов виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации и ознакомления с нею заинтересованных лиц. Как и при разработке любого проекта, в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий добиться нужного результата.
Для эффективной работы над конкретной экскурсией руководителю данного вида деятельности формируются творческие группы из нескольких учащихся. Каждому члену творческой группы, полагаю, целесообразно дать отдельное задание с учетом его возможностей. Далее материал собирается и редактируется назначенным вами или выбранным учащимися руководителем группы.
Экскурсия – это результат двух процессов: подготовки и проведения, которые могут осуществляться, по вашему желанию, как одним учащимся, так и разными. Самое важное в подготовке экскурсии – это отбор объектов, создание яркого зрительного ряда, который навсегда останется в памяти у экскурсантов. Здесь главный принцип – «от показа к рассказу», предполагающий превалирование зрительных впечатлений над речевой информацией.
Подготовка экскурсии имеет следующие основные этапы:
           1. Предварительная подготовительная работа, которая включает в себя разработку темы, определение целей и задач, отбор объектов для показа
           2. Формирование темы – это краткое и четкое изложение основного содержания экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою тему, которая объединяет все отобранные объекты в единое целое. Выбор темы экскурсии                       зависит от спроса или необходимого заказа, например, учителя.
           3. Определение целей и задач экскурсии
Проектирование экскурсии включает в себя прежде всего составление экскурсионного маршрута, то есть самого удобного пути следования экскурсионной группы, способствующего раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов.
Маршрут виртуальной экскурсии могут строиться по следующим принципам:
           1. Хронологическому
           2. Тематическому
           3. Тематико-хронологическому (т.е. комплексному)
Хронологический принцип – это показ объектов с момента их возникновения или создания (это свойственно объектам с исторической или литературно-библиографической тематикой). Например, таким образом обычно строятся экскурсии, посвященные жизни и деятельности знаменитостей.
Тематический принцип связан с раскрытием определенной темы в жизни города, семьи и т.п.
Комплексный принцип присущ обзорным экскурсиям.
Виртуальные экскурсии, учитывающие данные принципы построения, - один из самых эффективных и убедительных способов наглядного представления информации, поскольку они создают у зрителей полную иллюзию присутствия.
      Виды виртуальных экскурсий:
  1. Заочная экскурсия при помощи переносной фотовыставки
  2. Презентация
  3. Мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки, исходя из компьютерной грамотности детей, обучающихся на курсе внеурочной деятельности. Но в отличие от видео или обычного ряда фотографий полноценная виртуальная экскурсия является интерактивной. Так, в ходе путешествия по виртуальному музею, можно приблизить объект или отдалить его, подробно рассмотреть детали интерьера. Таким образом, можно рассмотреть объекты, не покидая квартиры. Но для учащихся 5 класса можно использовать именно презентацию.
Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
        • Не покидая учебного кабинета вместе с учениками можно посетить объекты, расположенные за пределами города проживания, области или даже страны;
        • За один урок дети могут посетить несколько объектов, музеев, заповедников;
        • Учащиеся, занимающиеся подготовкой данной экскурсии, имеют возможность детально изучить данную тему;
        • Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствуют закреплению знаний не только по литературе и истории, но и по современным компьютерным технологиям;
        • Виртуальная экскурсия – это прекрасная возможность познания окружающего мира для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Желающим работать в данном направлении и сделать проектирование виртуальных экскурсий регулярным курсом можно порекомендовать «Рабочую программу внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. 5-8 классы. Составитель Т.Н.Трунцева».


                  Список литературы:

   1. Примерные программы внеурочной деятельности. /Под ред. В.А.Горского. М.: Просвещение, 2010
   2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. М.: Советский спорт, 2004
   3. Трунцева Т.Н. «Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. «Проектируем виртуальные экскурсии» 5-8 классы». М., «Вако», 2014

Поделиться:


Назад в раздел