Поиск по сайту

Тренинг как инновационная форма проведения урока английского языка

Автор: Кутявина Жанна Сергеевна, учитель английского языка, ГБОУ СОШ №112, Кутявин Андрей Леонидович, бизнес-тренер, Coach for success, Санкт-Петербург


          В настоящее время одной из актуальных задач в современной педагогике является мотивация учащихся к обучению, так как наблюдается серьезный спад интереса у последних. Роль учителя в педагогическом процессе уже давно стала направляющей. Это связано с появлением огромного количества источников информации, которые доступны для учащихся (интернет, книги, журналы, радио и т.д.). В педагогической деятельности при проведении уроков на формирование навыков применения знаний на практике используют такие формы уроков как урок-практика, урок - лабораторная работа. Традиционный подход формирования практических навыков у большинства учащихся вызывает спад интереса и мотивации к изучению предмета. Это объясняется непониманием возможности применения полученных ранее знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Доказано, что наилучший результат в любой деятельности достигается только в условиях, которые вызывают самомотивацию человека. Условия, которые помогут создать благоприятную атмосферу к самомотивации учащихся является тренинг.
Тренинг, как форма обучения, получил широкое применение как в современном бизнесе, так и в образовательной сфере. В Википедии: «Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок» [2]. Прокофьева Н.И. в книге [1, с. 25] дает следующее определение: «Тренинг – интерактивная форма обучения, целью которой является передача знаний посредством теоретических лекций, деловых игр с последующим анализом, а также практических занятий, результатом которых является формирование и развитие некоторых умений и навыков». При формировании навыков и умений в тренинге применяются задания напрямую связанные с практическими ситуациями, которые встречаются в повседневной жизни, а само общение со слушателями тренинга проходит в интерактивной форме. То есть слушатели активно участвуют в процессе обучения, что позволяет повысить их мотивацию к обучению, а также более прочному усвоению учебного материала и умению применять его на практике.
          В средней общеобразовательной школе Санкт-Петербурга был проведен педагогический эксперимент по проведению урока в форме тренинга в 5-м классе по теме «Школьная жизнь» по УМК М. З. Биболетовой [4]. Нами был выбран урок по формированию навыков говорения, а точнее навыков диалогической речи (хотя по своей сути такое деление несколько искусственно), так как именно навык говорения наиболее часто встречается и используется в повседневной жизни. Известно, что обучение говорению как процессу продуктивному, то есть требующему от учащихся построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, но именно на уроке в форме тренинга эти методические трудности легко решаемы. В силу того, что урок-тренинг проходит в неформальной обстановке (ученики сидят на стульях, которые поставлены полукругом), учащиеся могут свободно перемещаться по классу и по просьбе учителя вступать в разговор с любым из действующих лиц такого урока, ученики высоко замотивированы на уроке такого типа.
          С психологической точки зрения речь обладает следующими характеристиками:
                1. Речь мотивирована, т.е. мы всегда говорим по какой-то причине, с какой-то целью;
                2. Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории;
                3. Речь всегда эмоционально окрашена, поскольку говорящий выражает свои чувства и мысли к тому, что говорит;
                4. Речь всегда ситуативно обусловлена, так как она протекает в определенной ситуации [3].
То есть, используя тренинг как инновационную форму урока, учитель добьется того, что работа над формированием навыков говорения, будь то монолог или диалог, будет в первую очередь мотивирована, ученики не будут испытывать страха перед аудиторией во время говорения и будут говорит то, что обусловлено в данной ситуации.  В эксперименте участвовало 28 учащихся. Школьники были поделены на две равные группы по количеству и уровню подготовки. При составлении урока-тренинга учитывались все этапы классического урока, а именно: организационный момент, фонетическая разминка, речевая разминка, основной этап, заключение.
После урока была проведена контрольная работа по определению уровня усвоенного материала и навыка формирования диалогической речи. Были получены следующие результаты. В контрольной группе оценку «отлично» получило 0 учащихся, оценку «хорошо» - 1 ученик, «удовлетворительно» - 8 учеников, «неудовлетворительно» - 5 учеников. В экспериментальной группе оценку «отлично» получил 1 ученик, оценку «хорошо» - 4 ученика, «удовлетворительно» - 9 учеников, «неудовлетворительно» - 0 учеников. Таким образом, в контрольной группе только 7% учащихся получили оценки выше оценки «удовлетворительно», тогда как в экспериментальной группе – 36%.
Из результата проведенного исследования видно, что урок - тренинг повышает мотивацию и интерес учащихся к обучению, уровень усвоенных знаний на уроке, а также более эффективно формирует практические навыки и умения.                Таким образом, форма урока как урок – тренинг может и должна использоваться педагогами на всех ступенях обучения.

                               Литература

   1. Прокофьева Н.И. Бизнес-тренинг: с чего начать, как преуспеть. Советы руководителям и тренерам.- СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
   2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3
   3. Г.В.Рогова, И.Н. Верещагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях.¬- М.: «Просвещение», 2000.¬- 232с.
   4. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/urok-trening-po-teme-shkolnaya-...

Поделиться:


Назад в раздел